Найти в Дзене
Поехали с Лёшей!

Перевал Бугузун: тайными тропами из Тывы в Алтай

В августе 2024 года я собрал тур по двум республикам Южной Сибири — Хакасии и Тыве, где главной фишкой был внедорожный маршрут из Тывы в Алтай через перевал Бугузун вдоль монгольской границы. Уже несколько лет поглядывал в его сторону, но не было повода туда приехать: от Ульяновска до Тывы добрых 4000 км без малого. Оказия появилась только в прошлом году: решил «закрыть» на своей карте сразу два новых региона, где ещё не был, и заодно исследовать эту дорожку, о которой в сети много чего страшного написано. Мол, маршрут сложный, много бродов, ехать по руслу реки и так далее. Как оказалось на самом деле, расскажу в этой статье. Но, забегая вперёд, скажу, что путь из Тывы в Алтай через перевал Бугузун в моём рейтинге красивых дорог встал где-то в районе 1-го места. Это, действительно, очень живописная дорога, где пейзажи сменяются один за другим и не повторяются. Сейчас ты едешь по Исландии, через час по Монголии, через 2 петляешь в Альпах, а через 3 вообще на другой планете оказался. Пе
Оглавление

В августе 2024 года я собрал тур по двум республикам Южной Сибири — Хакасии и Тыве, где главной фишкой был внедорожный маршрут из Тывы в Алтай через перевал Бугузун вдоль монгольской границы. Уже несколько лет поглядывал в его сторону, но не было повода туда приехать: от Ульяновска до Тывы добрых 4000 км без малого. Оказия появилась только в прошлом году: решил «закрыть» на своей карте сразу два новых региона, где ещё не был, и заодно исследовать эту дорожку, о которой в сети много чего страшного написано. Мол, маршрут сложный, много бродов, ехать по руслу реки и так далее.

Как оказалось на самом деле, расскажу в этой статье.

Но, забегая вперёд, скажу, что путь из Тывы в Алтай через перевал Бугузун в моём рейтинге красивых дорог встал где-то в районе 1-го места. Это, действительно, очень живописная дорога, где пейзажи сменяются один за другим и не повторяются. Сейчас ты едешь по Исландии, через час по Монголии, через 2 петляешь в Альпах, а через 3 вообще на другой планете оказался.

Где находится Бугузун?

Перевал Бугузун находится на границе республик Алтай и Тыва в южной части хребта Чихачёва. Его высота 2580 метров. Назван он так по имени реки, исток которой находится неподалеку.

-2

Грунтовая дорога соединяет Кош-Агачский района Республики Алтай и Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва. Она не имеет транспортного значения и используется в основном местными пастухами и туристами. Тем не менее, за дорогой следят, вопреки расхожему мнению, что она никому не нужна и заброшена. К примеру, в последние годы на маршруте не осталось практически ни одного брода — везде перекинуты металлические арочные мосты. В сухую погоду проехать по этой дороге теперь можно даже на высоком кроссовере с полным приводом. Кто и за чей счёт поставил мосты, узнать не удалось.

Но, не смотря на это, внедорожные приключения на Бугузуне всё ещё можно найти, если объезжать самую высокую гору Тувы Монгун-Тайгу не с юга, двигаясь вдоль колючки монгольской границы, а с севера, где верховые болота у озера Хиндиктиг-Холь доставят массу положительных эмоций смелому путешественнику. У автотуристов это маршрут считается высшей (пятой) категории сложности.

-3

В наши же планы входило любование чудесными видами Чулышманского нагорья, а отнюдь не умелая работа блокировками и лебёдкой с грузинским якорем. Поэтому мы и выбрали южную дорогу через Кызыл-Хая, а не через Мугур-Аксы на севере. Хотя, при случае, можно будет съездить и там.

Протяжённость маршрута от Хандагайты до Кош-Агача составила около 350 километров, которые мы проделали за 2 световых дня.

Пропуск в пограничную зону

Дорога на перевал Бугузун проходит в 10 метрах от монгольской границы. Настолько близко, что к столбикам можно подойти и потрогать воздух соседней Монголии. Поэтому для проезда по ней необходимо получить пропуск програнслужбы ФСБ Республики Тува. Везде пишут, что заказывать его можно через Госуслуги, но мне на заявку так и не ответили. А вот на по e-mail отвечают практически сразу. Нужно написать на адрес pu.tuva(собака)fsb(точка)ru письмо примерного содержания:

Прошу выслать форму анкеты для заполнения на получение пропуска в 5-км приграничную зону республики Тыва. Населённые пункты: Хандагайты, Саглы, Кызыл-Хая. Планируем проезд через перевал Бугузун из Тывы в Алтай с __ по __ на автомобилях. Группа N человек, граждане РФ.

В ответ пришлют бланк заявления на получение коллективного пропуска. И примерно такой текст:

В списке указывается порядковый номер, сведения о гражданине (ФИО, дата рождения, гражданство, место жительства) и реквизиты документа, удостоверяющего личность гражданина (вид, номер, серия, кем и когда выдан). Копии документов, удостоверяющих личность всех граждан. Дополнительно прилагается документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства старшего группы).
Сообщаем Вам, что нахождение граждан РФ в с.Мугур-Аксы, с.Кызыл-Хая, Монгун-Тайгинского района осуществляется по документам, удостоверяющим личность гражданина. Однако, дорога для проезда к данным населенным пунктам проходит по пограничной зоне, где требуется оформление пропуска. Рекомендуем оформить заявление с указанием Монгун-Тайгинского района, проезд по дороге 93Н-22 до с.Мугур-Аксы, по дороге 93Н-24 до с.Кызыл-Хая. Цель-самодеятельный туризм, либо посещение родственников в поселках Мугу-Аксы, Кызыл-Хая (при наличии родственников). Овюрский район с. Ханадагайты, с. Солчур, с. Саглы.
В коллективном пропуске может быть несовершеннолетний ребенок только старшего  группы.

Оформленный пропуск можно получить двумя способами: на месте, в Кызыле, и по бумажной почте. Следует сильно заранее озаботиться этим вопросом, потому что срок рассмотрения заявки 15 рабочих дней. После этого письмо ещё может где-то зависнуть на почте, как у меня. Получил я пропуска за ночь до выезда, когда уже потерял всякую надежду увидеть их.

Хандагайты

В Туве грунтовая дорога на Бугузун начинается у перекрёстка Саглы-Хандагайты.

Там же вас гостеприимно встречает пограничный пост, где ваш заблаговременно заказанный пропуск ФСБ с мокрой печатью и списком всех ваших пассажиров проверит бдительный пограничник. Ни проехать в Хандагайты, ни повернуть в Саглы без пропуска не выйдет.

-4

А, к слову сказать, в Хандагагйты находится единственная в окрестностях АЗС, где нужно будет залить баки под самую горловину — следующие 350 км этого сделать нормально нигде нельзя. Литр 92-го в августе 2024 стоил тут 63 рубля при цене 51 р. в цивилизации.

-5

Ну и переночевать в Хандагайты тоже можно. Держите пару адресов, где вам будут рады:

  1. Гостевой дом на ул. Почтовая, 2а. Телефон на фото под кнопкой звонка
-6

Другого жилья в Хандагайты нет.

Дорога на Саглы

От перекрёстка дорога уходит на запад, в Саглы.

-7

Туда ведёт накатанная грунтовка очень хорошего качества.

-8

Она петляет вдоль живописных склонов невысоких гор.

-9

По обеим краям дороги пасутся лошади, коровы и другой домашний скот.

-10

Периодически они выходят на дорогу.

-11

Чтобы познакомиться поближе — чужаки тут редки, и их не боятся.

-12

Пейзажи очень похожи на монгольские. Это и немудрено — Монголия тут за углом.

-13

Грунтовка позволяет пылить под 80 км/ч.

-14

А местами по 100.

-15

Мелькают редкие признаки обитания человека в этих диких краях.

-16

После Саглы пропадают и они.

-17

Дорога до развилки

После въезда в Монгун-Тайгинский кожуун пейзажи кардинально меняются.

-18

Дорога идёт на подъём, начинаются альпийские луга и красивые, могучие лиственницы. Осенью тут должно быть ещё красивее.

-19

Из скотины тут уже пасутся горные яки, которых местные называют сАрлыком.

-20

Это очень пугливые и осторожные животные, которые не подпускают и на пушечный выстрел. Однако, любопытства им не занимать.

-21

Красивые лесистые горы заканчиваются, выезжаем к перевалу Чолдак-Орук и Коге-Дава.

-22

Это очень живописный спуск к предгорью Монгун-Тайга, откуда открывается красивый вид на заснеженную вершину.

-23

Это самая высокая точка Восточной Сибири (3970 м), покрытая сверкающим ледниковым куполом. В ясный день Монгун-Тайга отливает резким серебристым светом, подтверждая свое название Серебряная гора. Это территория сильных ветров и быстро меняющейся погоды.

В этом великолепном пейзаже едва просматривается дорога, огибающая горный массив с юга. Нам туда.

-24

После спуска в долину можно заметить группу современных многоэтажных строений. Возможно, это пограничная часть. Здесь установлен шлагбаум, но он поднят, и рядом никого нет.

-25

А вот и развилка. Направо пойдёшь — в Мугур-Аксы (и в верховые болота у Хиндиктиг-Холя) попадёшь, налево пойдёшь — в Кызыл-Хая через час придёшь.

-26

Перед развилкой мы проехали через стену проливного дождя, а когда оглянулись, то увидели вот такую картину.

-27

Дорога в Кызыл-Хая

Едем в Кызыл-Хая. Но до него ещё несколько километров самой красоты.

-28

Через 20 километров после развилки дорога подходит вплотную к границе. Можно даже выйти из машины и потрогать пограничные столбики, если никто не видит :)

-29

Следующие 30 километров дорога идёт рядом с колючкой.

-30
-31

Именно тут и начинаются самые красивые панорамные виды.

-32

Открывается обзор и на бескрайние просторы Монголии.

-33

И на южные отроги Монгун-Тайга.

-34

По ту сторону колючки пасутся монгольские коровки, из которых делают вкусное молоко и самую лучшую в мире тушёнку.

-35

Не доезжая Кызыл-Хая можно заметить указатель на ГУП «Моген-Бурен» со страшным красноглазым голубым яком. Предприятие работало с 2001 года и в декабре 2024 закрылось, превратившись в ООО «Моген-Бурен».

-36

За колючкой пролетают монгольские озёра, образованные рекой Тоолайты, стекающей со склонов Монгун-Тайга.

-37

Попадаются расписанные национальными сюжетами большие камни.

-38

До Кызыл-Хая 27 км.

-39

Пересекаем реку Тоолайты по деревянному мосту.

-40

За мостом накатана широкая площадка, где останавливаются на отдых водители большегрузов. Это очень красивое место.

-41

Справа видно склон и заснеженную вершину величайшей горы Тувы Монгун-Тайга.

-42

При наличии времени здесь можно было бы разбить лагерь.

-43

Но мы планируем до заката успеть проехать Кызыл-Хая и засветло поискать место для ночёвки на берегу реки Моген-Бурен.

-44

Пейзажи на закате просто фантастические!

-45

Дождь постоянно нас нагоняет.

-46

В низких лучах солнца он похож на брызги раскалённого золота, льющегося из глубокого синего неба.

-47

По склонам вылизанных ветрами гор ползут длинные тени.

-48

Трехтысячники горного массива остаются позади.

-49

У подножья этой горы спряталось большое для этих мест село Кызыл-Хая.

-50

Въезжаем.

-51

На въезде есть целая фотозона.

-52

Село очень живое и растущее.

-53

К концу 2024 года там должны были уже построить новую школу. На стройке было занято много рабочих и из Кызыла.

-54

В 2021 году Тува отмечала 100-летний юбилей образования государства Тувинская Народная Республика. На самом деле, как самостоятельное государство ТНР просуществовало с 1921 по 1944 годы, после чего вошло в состав СССР как Тувинская автономная область.

-55

В Кызыл-Хая, судя по карте, есть АЗС. Но мы не проверяли, работает ли она. Как минимум, в селе есть несколько продуктовых магазинов.

-56

Дорога до перевала Бугузун

Мы немного потерялись, когда пересекли реку Моген-Бурен по мосту в конце села. В принципе, дорога там есть, но сильно заросшая. Не стали рисковать и вернулись обратно в село, доверившись Яндексу. Он повёл нас к другому мосту, которого не видно на спутниковой карте. Но он там есть и довольно новый.

Дальнейший путь идёт вдоль реки Моген-Бурен, на которой много удобных мест для стоянки. Мы выбрали наиболее уютный и незаметный с дороги.

-57

Речка очень живописная и прозрачная. Судя по количеству стоянок, уважаема рыбаками. Вроде бы должен водиться хариус, осман, карп, голец.

-58

Утром, позавтракав, сняли лагерь и отправились дальше, в Кош-Агач. Больше всего мы переживали за броды, которыми так пугают в отчётах. Но на деле оказалось, что все броды уже закрыты вот такими секционными мостами.

-59

Где-то ещё сохранились старые бревенчатые, но и они продублированы новыми.

-60

Грунтовка петляет вдоль реки.

-61

Ехать очень комфортно.

-62

Это практически дикие края, за весь день на дороге мы никого не встретили.

-63

Очень много мелкой живности и птиц.

-64

Остатков курганов и захоронений.

-65

Ближе к перевалу Бугузун начали попадаться стоянки пастухов и стада яков.

-66

И баранов.

-67

Большие отары.

-68

Река Моген-Бурен разливается в небольшие озёра с квадратными островами посередине.

-69

Здесь тихо и совсем нет ветра. Наверное, тоже можно было бы встать с палаткой.

-70

Дорога идёт на подъём, за которым, с невысокого перевала, открывается вид на реку Ак-Кара-Суг.

-71

И озеро Ак-Холь.

-72

Озеро очень красивое, словно гигантское зеркало.

-73

Дорога огибает озеро с востока и севера, проходит по старому мостику через речку Сарыг-Даш.

-74

До перевала остаются считанные километры.

-75
-76

С правой стороны дороги в котловине видно красивое безымянное озеро правильной формы.

-77

Если не зевать, то можно сделать и такие находки.

-78

Жалели, что не захватили с собой. На Авито такие черепа яков стоят от 15000 рублей.

-79

Перед подъёмом на перевал Бугузун форсируем несколько неглубоких ручьёв.

-80

Места тоже очень живописные.

-81

Наконец, дорога пошла наверх, появились большие булыжники. Мы поднимаемся на высоту 2580 метров. Не сказать, что дорога сложная, но нужно внимательно высматривать большие камни, чтобы не зацепить.

-82

И вот мы на Бугузуне! Довольные и счастливые, что продели этот путь. Простой и красивый.

-83

Дорога до Кош-Агача

А дальше начался затяжной спуск в долину, к Кош-Агачу.

-84

Алтай традиционно встречает 10-бальными открыточными видами. Алтайские пейзажи ни с чем не перепутаешь :)

-85
-86
-87
-88

Итоги

Выехав из Хандагайты в первый день в 9 утра, мы приехали в Кош-Агач в 18 часов второго дня. Общее расстояние — 352 км. В первый день прошли 226 километров за 11 часов. Оставшиеся 126 километров не спеша, с остановками на погулять и пообедать, проехали за 9 часов.

В целом, маршрут доступен даже для кроссовера. Главное, чтобы был полный привод и высокий клиренс, чтобы не цеплять булыжники на перевале. Как оказалось, глубоких бродов на пути нигде нет, если не считать 2-3 речки на алтайской стороне. Их глубина в сухой сезон была примерно по колесо 33-го размера. На тувинской стороне бродов нет вообще — все они заменены на новые мосты.

Дорога крайне живописная. Настолько, что мне захотелось вернуться туда ещё раз, но уже с остановками в самых красивых местах.

И на десерт предлагаю посмотреть видеоролик о прохождении перевала Бугузун из Тывы в Алтай.

***

Автор: Алексей Мараховец

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал Поехали с Лёшей! — несколько интересных историй уже ждут своей очереди! И заглядывайте ко мне в Telegram :)