В августе 2024 года я собрал тур по двум республикам Южной Сибири — Хакасии и Тыве, где главной фишкой был внедорожный маршрут из Тывы в Алтай через перевал Бугузун вдоль монгольской границы. Уже несколько лет поглядывал в его сторону, но не было повода туда приехать: от Ульяновска до Тывы добрых 4000 км без малого. Оказия появилась только в прошлом году: решил «закрыть» на своей карте сразу два новых региона, где ещё не был, и заодно исследовать эту дорожку, о которой в сети много чего страшного написано. Мол, маршрут сложный, много бродов, ехать по руслу реки и так далее.
Как оказалось на самом деле, расскажу в этой статье.
Но, забегая вперёд, скажу, что путь из Тывы в Алтай через перевал Бугузун в моём рейтинге красивых дорог встал где-то в районе 1-го места. Это, действительно, очень живописная дорога, где пейзажи сменяются один за другим и не повторяются. Сейчас ты едешь по Исландии, через час по Монголии, через 2 петляешь в Альпах, а через 3 вообще на другой планете оказался.
Где находится Бугузун?
Перевал Бугузун находится на границе республик Алтай и Тыва в южной части хребта Чихачёва. Его высота 2580 метров. Назван он так по имени реки, исток которой находится неподалеку.
Грунтовая дорога соединяет Кош-Агачский района Республики Алтай и Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва. Она не имеет транспортного значения и используется в основном местными пастухами и туристами. Тем не менее, за дорогой следят, вопреки расхожему мнению, что она никому не нужна и заброшена. К примеру, в последние годы на маршруте не осталось практически ни одного брода — везде перекинуты металлические арочные мосты. В сухую погоду проехать по этой дороге теперь можно даже на высоком кроссовере с полным приводом. Кто и за чей счёт поставил мосты, узнать не удалось.
Но, не смотря на это, внедорожные приключения на Бугузуне всё ещё можно найти, если объезжать самую высокую гору Тувы Монгун-Тайгу не с юга, двигаясь вдоль колючки монгольской границы, а с севера, где верховые болота у озера Хиндиктиг-Холь доставят массу положительных эмоций смелому путешественнику. У автотуристов это маршрут считается высшей (пятой) категории сложности.
В наши же планы входило любование чудесными видами Чулышманского нагорья, а отнюдь не умелая работа блокировками и лебёдкой с грузинским якорем. Поэтому мы и выбрали южную дорогу через Кызыл-Хая, а не через Мугур-Аксы на севере. Хотя, при случае, можно будет съездить и там.
Протяжённость маршрута от Хандагайты до Кош-Агача составила около 350 километров, которые мы проделали за 2 световых дня.
Пропуск в пограничную зону
Дорога на перевал Бугузун проходит в 10 метрах от монгольской границы. Настолько близко, что к столбикам можно подойти и потрогать воздух соседней Монголии. Поэтому для проезда по ней необходимо получить пропуск програнслужбы ФСБ Республики Тува. Везде пишут, что заказывать его можно через Госуслуги, но мне на заявку так и не ответили. А вот на по e-mail отвечают практически сразу. Нужно написать на адрес pu.tuva(собака)fsb(точка)ru письмо примерного содержания:
Прошу выслать форму анкеты для заполнения на получение пропуска в 5-км приграничную зону республики Тыва. Населённые пункты: Хандагайты, Саглы, Кызыл-Хая. Планируем проезд через перевал Бугузун из Тывы в Алтай с __ по __ на автомобилях. Группа N человек, граждане РФ.
В ответ пришлют бланк заявления на получение коллективного пропуска. И примерно такой текст:
В списке указывается порядковый номер, сведения о гражданине (ФИО, дата рождения, гражданство, место жительства) и реквизиты документа, удостоверяющего личность гражданина (вид, номер, серия, кем и когда выдан). Копии документов, удостоверяющих личность всех граждан. Дополнительно прилагается документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства старшего группы).
Сообщаем Вам, что нахождение граждан РФ в с.Мугур-Аксы, с.Кызыл-Хая, Монгун-Тайгинского района осуществляется по документам, удостоверяющим личность гражданина. Однако, дорога для проезда к данным населенным пунктам проходит по пограничной зоне, где требуется оформление пропуска. Рекомендуем оформить заявление с указанием Монгун-Тайгинского района, проезд по дороге 93Н-22 до с.Мугур-Аксы, по дороге 93Н-24 до с.Кызыл-Хая. Цель-самодеятельный туризм, либо посещение родственников в поселках Мугу-Аксы, Кызыл-Хая (при наличии родственников). Овюрский район с. Ханадагайты, с. Солчур, с. Саглы.
В коллективном пропуске может быть несовершеннолетний ребенок только старшего группы.
Оформленный пропуск можно получить двумя способами: на месте, в Кызыле, и по бумажной почте. Следует сильно заранее озаботиться этим вопросом, потому что срок рассмотрения заявки 15 рабочих дней. После этого письмо ещё может где-то зависнуть на почте, как у меня. Получил я пропуска за ночь до выезда, когда уже потерял всякую надежду увидеть их.
Хандагайты
В Туве грунтовая дорога на Бугузун начинается у перекрёстка Саглы-Хандагайты.
Там же вас гостеприимно встречает пограничный пост, где ваш заблаговременно заказанный пропуск ФСБ с мокрой печатью и списком всех ваших пассажиров проверит бдительный пограничник. Ни проехать в Хандагайты, ни повернуть в Саглы без пропуска не выйдет.
А, к слову сказать, в Хандагагйты находится единственная в окрестностях АЗС, где нужно будет залить баки под самую горловину — следующие 350 км этого сделать нормально нигде нельзя. Литр 92-го в августе 2024 стоил тут 63 рубля при цене 51 р. в цивилизации.
Ну и переночевать в Хандагайты тоже можно. Держите пару адресов, где вам будут рады:
- Гостевой дом на ул. Почтовая, 2а. Телефон на фото под кнопкой звонка
Другого жилья в Хандагайты нет.
Дорога на Саглы
От перекрёстка дорога уходит на запад, в Саглы.
Туда ведёт накатанная грунтовка очень хорошего качества.
Она петляет вдоль живописных склонов невысоких гор.
По обеим краям дороги пасутся лошади, коровы и другой домашний скот.
Периодически они выходят на дорогу.
Чтобы познакомиться поближе — чужаки тут редки, и их не боятся.
Пейзажи очень похожи на монгольские. Это и немудрено — Монголия тут за углом.
Грунтовка позволяет пылить под 80 км/ч.
А местами по 100.
Мелькают редкие признаки обитания человека в этих диких краях.
После Саглы пропадают и они.
Дорога до развилки
После въезда в Монгун-Тайгинский кожуун пейзажи кардинально меняются.
Дорога идёт на подъём, начинаются альпийские луга и красивые, могучие лиственницы. Осенью тут должно быть ещё красивее.
Из скотины тут уже пасутся горные яки, которых местные называют сАрлыком.
Это очень пугливые и осторожные животные, которые не подпускают и на пушечный выстрел. Однако, любопытства им не занимать.
Красивые лесистые горы заканчиваются, выезжаем к перевалу Чолдак-Орук и Коге-Дава.
Это очень живописный спуск к предгорью Монгун-Тайга, откуда открывается красивый вид на заснеженную вершину.
Это самая высокая точка Восточной Сибири (3970 м), покрытая сверкающим ледниковым куполом. В ясный день Монгун-Тайга отливает резким серебристым светом, подтверждая свое название Серебряная гора. Это территория сильных ветров и быстро меняющейся погоды.
В этом великолепном пейзаже едва просматривается дорога, огибающая горный массив с юга. Нам туда.
После спуска в долину можно заметить группу современных многоэтажных строений. Возможно, это пограничная часть. Здесь установлен шлагбаум, но он поднят, и рядом никого нет.
А вот и развилка. Направо пойдёшь — в Мугур-Аксы (и в верховые болота у Хиндиктиг-Холя) попадёшь, налево пойдёшь — в Кызыл-Хая через час придёшь.
Перед развилкой мы проехали через стену проливного дождя, а когда оглянулись, то увидели вот такую картину.
Дорога в Кызыл-Хая
Едем в Кызыл-Хая. Но до него ещё несколько километров самой красоты.
Через 20 километров после развилки дорога подходит вплотную к границе. Можно даже выйти из машины и потрогать пограничные столбики, если никто не видит :)
Следующие 30 километров дорога идёт рядом с колючкой.
Именно тут и начинаются самые красивые панорамные виды.
Открывается обзор и на бескрайние просторы Монголии.
И на южные отроги Монгун-Тайга.
По ту сторону колючки пасутся монгольские коровки, из которых делают вкусное молоко и самую лучшую в мире тушёнку.
Не доезжая Кызыл-Хая можно заметить указатель на ГУП «Моген-Бурен» со страшным красноглазым голубым яком. Предприятие работало с 2001 года и в декабре 2024 закрылось, превратившись в ООО «Моген-Бурен».
За колючкой пролетают монгольские озёра, образованные рекой Тоолайты, стекающей со склонов Монгун-Тайга.
Попадаются расписанные национальными сюжетами большие камни.
До Кызыл-Хая 27 км.
Пересекаем реку Тоолайты по деревянному мосту.
За мостом накатана широкая площадка, где останавливаются на отдых водители большегрузов. Это очень красивое место.
Справа видно склон и заснеженную вершину величайшей горы Тувы Монгун-Тайга.
При наличии времени здесь можно было бы разбить лагерь.
Но мы планируем до заката успеть проехать Кызыл-Хая и засветло поискать место для ночёвки на берегу реки Моген-Бурен.
Пейзажи на закате просто фантастические!
Дождь постоянно нас нагоняет.
В низких лучах солнца он похож на брызги раскалённого золота, льющегося из глубокого синего неба.
По склонам вылизанных ветрами гор ползут длинные тени.
Трехтысячники горного массива остаются позади.
У подножья этой горы спряталось большое для этих мест село Кызыл-Хая.
Въезжаем.
На въезде есть целая фотозона.
Село очень живое и растущее.
К концу 2024 года там должны были уже построить новую школу. На стройке было занято много рабочих и из Кызыла.
В 2021 году Тува отмечала 100-летний юбилей образования государства Тувинская Народная Республика. На самом деле, как самостоятельное государство ТНР просуществовало с 1921 по 1944 годы, после чего вошло в состав СССР как Тувинская автономная область.
В Кызыл-Хая, судя по карте, есть АЗС. Но мы не проверяли, работает ли она. Как минимум, в селе есть несколько продуктовых магазинов.
Дорога до перевала Бугузун
Мы немного потерялись, когда пересекли реку Моген-Бурен по мосту в конце села. В принципе, дорога там есть, но сильно заросшая. Не стали рисковать и вернулись обратно в село, доверившись Яндексу. Он повёл нас к другому мосту, которого не видно на спутниковой карте. Но он там есть и довольно новый.
Дальнейший путь идёт вдоль реки Моген-Бурен, на которой много удобных мест для стоянки. Мы выбрали наиболее уютный и незаметный с дороги.
Речка очень живописная и прозрачная. Судя по количеству стоянок, уважаема рыбаками. Вроде бы должен водиться хариус, осман, карп, голец.
Утром, позавтракав, сняли лагерь и отправились дальше, в Кош-Агач. Больше всего мы переживали за броды, которыми так пугают в отчётах. Но на деле оказалось, что все броды уже закрыты вот такими секционными мостами.
Где-то ещё сохранились старые бревенчатые, но и они продублированы новыми.
Грунтовка петляет вдоль реки.
Ехать очень комфортно.
Это практически дикие края, за весь день на дороге мы никого не встретили.
Очень много мелкой живности и птиц.
Остатков курганов и захоронений.
Ближе к перевалу Бугузун начали попадаться стоянки пастухов и стада яков.
И баранов.
Большие отары.
Река Моген-Бурен разливается в небольшие озёра с квадратными островами посередине.
Здесь тихо и совсем нет ветра. Наверное, тоже можно было бы встать с палаткой.
Дорога идёт на подъём, за которым, с невысокого перевала, открывается вид на реку Ак-Кара-Суг.
И озеро Ак-Холь.
Озеро очень красивое, словно гигантское зеркало.
Дорога огибает озеро с востока и севера, проходит по старому мостику через речку Сарыг-Даш.
До перевала остаются считанные километры.
С правой стороны дороги в котловине видно красивое безымянное озеро правильной формы.
Если не зевать, то можно сделать и такие находки.
Жалели, что не захватили с собой. На Авито такие черепа яков стоят от 15000 рублей.
Перед подъёмом на перевал Бугузун форсируем несколько неглубоких ручьёв.
Места тоже очень живописные.
Наконец, дорога пошла наверх, появились большие булыжники. Мы поднимаемся на высоту 2580 метров. Не сказать, что дорога сложная, но нужно внимательно высматривать большие камни, чтобы не зацепить.
И вот мы на Бугузуне! Довольные и счастливые, что продели этот путь. Простой и красивый.
Дорога до Кош-Агача
А дальше начался затяжной спуск в долину, к Кош-Агачу.
Алтай традиционно встречает 10-бальными открыточными видами. Алтайские пейзажи ни с чем не перепутаешь :)
Итоги
Выехав из Хандагайты в первый день в 9 утра, мы приехали в Кош-Агач в 18 часов второго дня. Общее расстояние — 352 км. В первый день прошли 226 километров за 11 часов. Оставшиеся 126 километров не спеша, с остановками на погулять и пообедать, проехали за 9 часов.
В целом, маршрут доступен даже для кроссовера. Главное, чтобы был полный привод и высокий клиренс, чтобы не цеплять булыжники на перевале. Как оказалось, глубоких бродов на пути нигде нет, если не считать 2-3 речки на алтайской стороне. Их глубина в сухой сезон была примерно по колесо 33-го размера. На тувинской стороне бродов нет вообще — все они заменены на новые мосты.
Дорога крайне живописная. Настолько, что мне захотелось вернуться туда ещё раз, но уже с остановками в самых красивых местах.
И на десерт предлагаю посмотреть видеоролик о прохождении перевала Бугузун из Тывы в Алтай.
***
Автор: Алексей Мараховец
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал Поехали с Лёшей! — несколько интересных историй уже ждут своей очереди! И заглядывайте ко мне в Telegram :)