Найти в Дзене

Дмитров: "сестра" владимирской церкви на месте Тихвинского монастыря

Двойное название Троице-Тихвинского храма в Дмитрове напоминает о бывшем Тихвинском монастыре, располагавшемся в этой части города в XVI веке. Троицкая церковь Дмитрова интересна тем, что является почти точным "двойником" другой церкви: Никитского храма города Владимира. Церковь в Дмитрове была построена на средства купцов Г. И. Ложкина и А. С. Фуфаева в 1801 году. Троице-Тихвинский храм в Дмитрове является примером архитектуры провинциального барокко с заметным подражанием знаменитым постройкам архитектора Растрелли. Прототип церкви, формы которого она повторяет почти детально – Никитский храм в городе Владимире - был возведен в 1760 году, то есть примерно за 40 лет до ее дмитровской "сестры". Оба храма имеют и сходные обстоятельства постройки: оба возводились на купеческие деньги и на месте древних монастырей. Устройство храма по образцу часто делалось, чтобы подчеркнуть смысловую связь. Например, древний Успенский собор во Владимире послужил прототипом для Успенского собора в Москв
Фотографии: Антон Саков
Фотографии: Антон Саков

Двойное название Троице-Тихвинского храма в Дмитрове напоминает о бывшем Тихвинском монастыре, располагавшемся в этой части города в XVI веке. Троицкая церковь Дмитрова интересна тем, что является почти точным "двойником" другой церкви: Никитского храма города Владимира. Церковь в Дмитрове была построена на средства купцов Г. И. Ложкина и А. С. Фуфаева в 1801 году.

Никитский храм во городе Владимире - образец для Тихвинской церкви Дмитрова
Никитский храм во городе Владимире - образец для Тихвинской церкви Дмитрова

Троице-Тихвинский храм в Дмитрове является примером архитектуры провинциального барокко с заметным подражанием знаменитым постройкам архитектора Растрелли. Прототип церкви, формы которого она повторяет почти детально – Никитский храм в городе Владимире - был возведен в 1760 году, то есть примерно за 40 лет до ее дмитровской "сестры". Оба храма имеют и сходные обстоятельства постройки: оба возводились на купеческие деньги и на месте древних монастырей.

Устройство храма по образцу часто делалось, чтобы подчеркнуть смысловую связь. Например, древний Успенский собор во Владимире послужил прототипом для Успенского собора в Москве. Внешним сходством великий князь Иван III хотел продемонстрировать преемственность Московского государства от древней Владимирской Руси. А сам Успенский собор Московского кремля впоследствии стал прототипом для Успенского собора Троице-Сергиевой лавры. Вообще пятиглавые Успенские соборы подобного облика строились и во многих других городах, в том числе и в Дмитрове.

Троице-Тихвинская церковь в Дмитрове и храм мученика Никиты во Владимире также имеют историческую связь. В километре от Никитской церкви находится один из символов Владимира – Дмитриевский собор конца XII столетия с известными белокаменными рельефами. Это был придворный собор владимирского князя Всеволода Большое Гнездо, который построил храм в честь своего святого в крещении великомученика Димитрия Солунского. Вспомним, что и подмосковный город Дмитров был назван в честь рождения князя Всеволода-Димитрия Большое Гнездо. Обстоятельства выбора этого имени описаны в летописи:

О Дмитре. В лето 6663. Сущу князю Георгию Суждальскому Володимеричу (речь о Юрии Долгоруком) в своей области на реце Яхроме и с княгинею, и месяца октобря 19 день родися ему сын Дмитрий, и нарече ему имя Всеволод, и постав и на том месте в имя его град, и нарече его Дмитров. Сей есть Всеволод всем русским нынешним князем отец, зовомый Великое Гнездо.

Князь Юрий Долгорукий считается основателем многих городов Северо-Восточной Руси. Во второй половине XII века он заложил не только Дмитров, названный в честь рождения сына, но и Юрьев-Польский, Переславль-Залесский, Городец и Кострому. В 1147 году в летописи впервые упоминается город Москва – окраинная крепость владений Юрия Долгорукого. Сыновья князя Юрия: Андрей Боголюбский и Всеволод (Дмитрий) Большое Гнездо продолжили его дело по возвышению городов Северо-Восточной Руси.

Храм Троицы в Дмитрове имел до XIX века придел в честь Тихвинской иконы в память о существовавшем когда-то в ее окрестностях Тихвинском монастыре. Впоследствии за храмом закрепилось имя Тихвинского, хотя фактически престола в нем только два: главный Троицкий и второй Никольский.

В старину в Дмитрове было четыре монастыря: Пятницкий девичий, Тихвинский, Борисоглебский и Никитский. Только Борисоглебский остался действующим после секуляризации 1764 года, а Никитский и Пятницкий были упразднены и превращены в обычные приходы. На месте Пятницкой обители осталась Спасская церковь, а на месте Никитского монастыря стояла одноименная церковь, снесенная в 1930-е годы. Тихвинский монастырь, о существовании которого напоминает Троице-Тихвинская церковь, видимо, пришел в запустение еще до 1764 года.

Троицкий храм был закрыт в советские годы, в нем располагалось отделение Всесоюзного общества слепых.

Монастыри Дмитрова в древности были местом средоточия церковной жизни, проведения крестных ходов и особых торжеств. Около упраздненной Никитской обители явилась верующим главная дмитровская святыня – деревянный Крест-распятие Спасителя, хранящийся сегодня в Третьяковской галерее. Вот что писала о обретении реликвии в путевых заметках Е.С. Горчакова:

Предание говорит, что это изображение Животворящего Креста Господня явилось на реке Яхроме, близ бывшего тогда в Дмитрове Никитского монастыря в 1291 году…и вследствие многочисленных чудесных исцелений было перенесено в соборный храм

До революции эта святыня считалась святыней не одного Успенского собора, а всего города. В особые дни Крест переносили из главного городского храма в Троице-Тихвинскую церковь и в другие приходы. Горчакова писала:

В самом же Дмитрове день его (Креста) чудного явления празднуется весьма торжественно, и в храмовые праздники приходских церквей города из собора совершаются к этим церквам крестные ходы, сопровождаемые Животворящим Крестом, как драгоценнейшей святыней дмитровцев.