В инженерии и строительстве рельсы занимают особое место. Они служат основой для железных дорог, магистралей и даже метрополитенов. Но не все знают, какие бывают рельсы и в чем их особенности. В этой статье мы разберем основные виды ЖД полотен, их характеристики и применение.
Типы рельс
В зависимости от использования рельсы можно разделить на несколько типов.
Рудничные (Р33, 38, 43) — незаменимы в подземных шахтах для движения вагонеток и небольших составов. Они также используются в производстве стрелочных переводов.
Ширококолейные (РП50, 65, 75) — идеальны для производственных предприятий. Благодаря широкой колее, они подходят как для обычных поездов, так и для стрелочных переводов.
Узкоколейные (Р8, 11, 18, 24) — специально созданы для узких колей, идеально подходят для подземных шахт.
Крановые (КР70, 80, 100, 120, 140) — необходимы для движения крановых тележек и подъемных кранов.
Контррельсовые (РК50, 65, 75) — предотвращают соскакивание колес с рельсов, что критично для безопасности.
Рамные (РР65) — служат боковой опорой остряков и выполняют соединительную функцию.
Усовиковые (УР65) — устанавливаются на пересечениях путей и съездов, применяются при изготовлении крестовин с непрерывной поверхностью катания.
Трамвайные (Т58, 60, 62, 65) — обладают специальной сталью и химически стойким составом, что позволяет им работать под электрическим напряжением.
Остряковые (О43, 50, 65, 75) — важны для прокладки путей как общего, так и необщего пользования.
Железнодорожные (Р50, 65, 75) — используются для создания широких колей и стрелочных переводов на звеньевых и бесстыковых путях.
Чтобы повысить прочность, металл обрабатывают методом объемной прокалки или упрочняют заготовки по сечению. Сталь выплавляется в мартеновских печах, конвертерах или электропечах. Основные параметры, по которым классифицируют изделия, включают класс прочности, профиль, прямолинейность и другие характеристики, которые влияют на эксплуатацию железнодорожных линий.
Длина рельс
Важно понять, что длина может варьироваться в зависимости от целей их использования. Российские заводы обычно выпускают стандартные железнодорожные полотна длиной 12,5; 25,0; 50,0 и 100 метров. Широко используемые для железнодорожных путей чаще всего изготавливаются с длиной в 25 метров. Теперь перейдем к конкретным типам рельс.
Рельс Р75
Этот тип является одним из самых распространенных и используется в различных видах железнодорожного транспорта. Предназначен для использования на железных дорогах, строящихся с помощью звеньев и без стыков, а также для прокладки стрелочных переводов. Имеет следующие характеристики:
- высота изделия — 192 мм;
- высота шейки — 104 мм;
- ширина головки — 75 мм;
- ширина подошвы — 150 мм;
- толщина шейки — 20 мм;
- высота пера — 13,5 мм.
Масса одного погонного метра составляет 74,41 кг. Изготовлен из стали марки М76. Подходит для железных дорог, магистралей и метрополитенов.
Широкоподошвенный железнодорожный рельс используется на магистральных железных дорогах, подъездных путях и при реконструкции существующих линий. Он имеет следующие характеристики:
- масса погонного метра: 64,72–64,88 кг;
- высота: 180 мм;
- ширина подошвы: 150 мм;
- ширина головки: 75 мм;
- площадь поперечного сечения: 82,65–82,79 см²;
- длина: стандартно 12,5 или 25 метров, также допускаются длины 12,36 м для бесстыкового железнодорожного полотна и 12,42 и 12,46 м для кривых участков.
Изделие состоит из трёх основных частей: головки, шейки и подошвы. Головка принимает на себя основную нагрузку от колес подвижного состава, шейка обеспечивает прочность и жёсткость конструкции, а подошва распределяет нагрузку на шпалы и обеспечивает устойчивость.
Профиль Р65 включает радиус головки R500 мм, уклон боковой поверхности головки 1:20, переходные радиусы R80, R15, R370 мм и радиус скругления кромок R3 мм.
Изготавливается из высококачественной стали марки М76ВТ, содержащей 0,82% углерода и ряд легирующих элементов (кремний, марганец, ванадий, титан, цирконий). Это обеспечивает высокую прочность, износостойкость и сопротивление усталостным нагрузкам.
Железнодорожный рельс, предназначенный для звеньевого и бесстыкового пути железных дорог широкой колеи 1520, а также для строительства путей метрополитена и производства стрелочных переводов.
Основные характеристики:
- масса: 51,67 кг;
- высота: 152 мм;
- ширина подошвы: 132 мм;
- ширина головки: 70 мм;
- длина: 12,5 м;
- вес 1 метра: 51,67 кг.
Применяется для железных дорог с грузонапряженностью от 10 до 25 млн ткм/км в год. Используется на частных железнодорожных дорогах, таких как лесные и горные железные дороги, а также в качестве временных рельс на строительных объектах.
Железнодорожный рельс используется для соединения нескольких сырьевых баз, железнодорожных станций и предприятий внешними путями сообщения, а также для укладки подземных путей шахт. Р43 может применяться для обеспечения внутреннего сообщения между объектами одного предприятия.
Технические показатели:
- материал изготовления — стальной сплав 70 СП (категория «ПТ»);
- длина — 12,5 м (согласно ГОСТу 30165-94);
- вес погонного метра — 44,65 кг;
- вес одной рельсы — 558 кг.
Цены на них зависят от состояния и количества.
Рельс КР70, 80, 120
Крановые полотна используются при строительстве и на складах для прокладки подкрановых путей в стационарных крановых устройствах. Они применяются в различных отраслях промышленности, таких как строительство, производство, судостроение, железные дороги и другие.
Характеристики:
- Тип: КР (крановый).
- Длина: 11 метров.
- Ширина подошвы: 120 миллиметров.
- Ширина головки: 70, 80 и 120 миллиметров соответственно.
- Масса 1 метра: 46,1 килограмма для КР70, 50 килограммов для КР80 и 60 килограммов для КР120.
- Марка стали, ГОСТ, ТУ: ГОСТ 4121-96.
Прайс-лист на рельсы
Если вы уже определились с типом, вам может быть интересно узнать, сколько они стоят. Компания «Русрельс» предлагает широкий выбор продукции по доступным ценам. Вот примерный прайс-лист:
- Р75: от 3000 рублей за метр.
- Р65: от 2500 рублей за метр.
- Р50: от 2000 рублей за метр.
- Р43: от 1500 рублей за метр.
- КР70, 80, 120: от 3500 рублей за метр.
Цены могут варьироваться в зависимости от объема заказа и других факторов.
Самые распространенные вопросы про рельсы
Теперь перейдем к наиболее часто задаваемым вопросам от клиентов.
Почему рельсы не ржавеют?
Потому что для их изготовления используют специальные стальные сплавы, содержащие марганец и хром. Эти элементы образуют защитный слой на поверхности рельсов, который препятствует коррозии.
Почему рельсы в России шире, чем в Европе?
В России используется стандартная колея 1520 миллиметров, а в Европе — 1435 миллиметров. Это историческое различие возникло в XIX веке и сохранилось до сих пор.
Сколько весит 1 метр железнодорожных рельс?
Вес 1 метра изделия зависит от его типа и диаметра. Например, рельс Р75 весит около 60 килограммов, а Р43 — около 35 килограммов.
Где делают рельсы?
В России существует несколько предприятий, специализирующихся на производстве железнодорожных рельсов. К ним относятся:
- Уральская Железнодорожная Компания;
- Челябинский Металлургический Комбинат;
- Объединение ЕвразХолдинг, включающее в себя Нижнетагильский металлургический комбинат и Западно-Сибирский металлургический комбинат.
Р65 что значит?
Тип Р65 означает, что это рельс с диаметром 65 миллиметров и шириной колеи 1435 миллиметров (стандартная колея в России).
Чем отличаются рельсы Р65 от РП65?
Р65 и РП65 отличаются только методом производства. Р65 изготавливаются методом горячего проката, а РП65 — методом холодного проката.
Когда назначается шлифование рельсов?
Шлифование назначается в том случае, если на их поверхности появляются сколы, трещины или другие дефекты, которые могут привести к проблемам. Шлифование помогает восстановить первоначальный профиль и продлить его срок службы.
Можно ли варить (сваривать) рельсы?
Да, сварка возможна, и это важный процесс для обеспечения безопасности и эффективности железнодорожного сообщения. Существует несколько методов сварки, каждый из которых имеет свои особенности и применяется в зависимости от условий и требований к соединению.
Электродуговая сварка — один из наиболее распространенных методов. Используются специальные электроды, такие как УОНИ 13/45 или 13/55, а также японская марка LB 52U. Этот метод требует тщательной подготовки поверхностей изделий перед сваркой и может обеспечить прочность соединения от 55% до 70%.
“Ванный” способ сварки — разновидность электродуговой сварки, при которой концы помещаются в специальные ванны, заполненные флюсом. Этот метод обеспечивает равномерное заполнение зазора между рельсами и может достигать прочности соединения до 65-70%.
Газопрессовая сварка — использует нагрев металла ниже температуры плавления и высокое давление для соединения. Этот метод позволяет сваривать рельсы различной толщины и конфигурации, обеспечивая высокую прочность соединения до 100%.
Электроконтактная сварка — автоматизированный метод, который использует нагрев стыков и их расплавление дугой при низком напряжении. Этот метод позволяет достичь высокой точности соединения и прочности до 90-110%.
Где можно купить рельсы?
Купите в специализированном интернет-магазине «Русрельс». Наша продукция соответствует всем современным стандартам качества и безопасности, что подтверждено сертификатами соответствия.
Заключение
Теперь вы знаете, какие бывают рельсы, их характеристики, а также ответы на наиболее распространенные вопросы. Надеемся, что эта информация поможет вам сделать правильный выбор при планировании проекта. Если у вас возникнут еще вопросы, обращайтесь к нашим специалистам. Желаем вам успешного строительства!