Очевидно, что все мы любим побеждать и не любим проигрывать, в том числе и в мелочах: будь то карточная игра, бег наперегонки, спор или тендер. Как объяснить детям, что неудачи — это не конец света, что сложно (и невозможно) быть первым во всём? Поражение не должно становиться трагедией и поводом отказываться от чего бы то ни было.
Что делает взрослый человек, потерпев неудачу? Сначала, конечно, расстраивается, но быстро (в идеале) берёт себя в руки и анализирует ситуацию: смотрит, где ошибся, что можно исправить, чтобы не повторять ошибки, и пробует снова, желая достигнуть нужного результата. И только если видит, что победа невозможна (ну не сможем мы обогнать страуса!), переключается на что-то новое. Можно же стать первым в чём-то другом! Главное, мы понимаем, что жизнь полосатая, что за поражением следует победа, за неудачей — удача…
Это важно объяснить и ребёнку. Однако словами это сделать сложно, дети воспринимают в основном действия, поэтому…
1. Подавайте пример. Если мама во время мытья посуды разбила тарелку, можно отшутиться, что это к счастью, добавив, что с остальной посудой всё же следует быть осторожнее! Если папа проиграл в монополию, достаточно почесать затылок и начать строить планы на следующий раунд. Если у бабушки не выходит связать шарф, она, конечно, вздохнёт, но распустит связанное и начнёт вязать заново…
2. Не обесценивайте усилия. «Зачем тебе пятёрка по математике? Ты же гуманитарий!» или «Не выиграл соревнования, просто забей, вон, тебя друзья во дворе ждут...» «Не получилось испечь торт? Да и ладно, в магазине купим». Подобные фразы — плохой способ поддержать ребёнка, ведь он прилагал усилия, старался, а оказалось, что это вообще никому не нужно. Гораздо полезнее вместе с ребёнком найти плюсы в проигрыше: пока готовился к олимпиаде, узнал много нового, но знаний чуть-чуть не хватило — нужно подучиться и попробовать снова. Из-за чего торт не получился? Может, плохо взбили яйца? Нужно попробовать снова, ведь в кулинарии всё решает опыт!
Важно оценить работу ребёнка, приводя конкретные примеры и избегая общих «мотивирующих» фраз. Кстати, фраз типа «главное не победа, а участие» лучше избегать. Такие слова демотивируют и мешают ставить новые цели.
3. Не ругайте ребёнка за поражения, неудачи, проигрыши и двойки. Ведь страх провалиться не мотивирует. Как только у ребёнка появится возможность бросить то, за что всё время ругают, он это сделает. А заниматься будет тем, что приносит удовольствие. Сравнивать ребёнка с другими детьми, особенно в момент поражения, тоже не стоит. Даже если это сравнение в его пользу.
4. Не жалейте. Ведь это послужит доказательством страшного провала, катастрофы, конца света… Попробуйте для начала, отложив «разбор полётов» (как Скарлетт О’Хара, которая о плохом «подумает завтра»), вместе погулять, сходить в кино или в кафе, почитать книжку, посмотреть фотографии, просто поговорить о чём-нибудь не самом важном, но очень интересном. Учите ребёнка сначала переключиться с поражения, а потом, уже успокоившись, устраивать работу над ошибками.
5. Поддерживайте. Кажется, очевидно, что родители всегда «за» своего ребёнка, но на деле это так не работает, ведь иногда всё же приходится «наставлять на путь истинный». Как же поддержать в момент поражения? Позволить ребёнку дать волю эмоциям — пусть покричит, поплачет, поругается. Ваша задача в этот момент — просто быть рядом. Вспомните какой-нибудь случай из своего детства, когда вам было так же обидно, скажите, что чувствовали, что вам помогло. Важно не только быть хорошей «жилеткой» для своего ребёнка, но и учить его управлять эмоциями.
6. Мотивируйте. Не давайте ребёнку опускать руки после первого поражения. Посмотрите вместе фильм про какого-нибудь спортсмена, который долго шёл к победе, почитайте книги про изобретателей, у которых перед великим открытием была куча неудачных экспериментов (например, «Легендарные русские изобретатели» Татьяны Поповой или «Легендарные русские космонавты» Леонида Кочеткова). Рассказывайте подобные истории из собственной жизни.
7. Хвалите. Всегда и за всё. Растите уверенного в себе человека, который знает свои сильные стороны и знает, что вы его любите, независимо от того, выиграл он или проиграл!
Кстати, в подобных ситуациях поможет ещё одна книжка «Абраказябры». Она для дошкольников, но понравится и детям 7-8 лет. Книжка-раскраска «Чемпионы папоротникового леса» Ирины Мошевой рассказывает о динозавриках, которые собрали команду для участия в соревнованиях. Получилось у них не всё, но зато они многому научились и поняли, что если стараться, развивать свои таланты и помогать друг другу, то можно получить удовольствие, даже не заняв первое место. А ещё эта чудесная книжка помогает делать первые шаги в чтении, тренировать внимание, счёт, познакомиться с различными видами динозавров, выучить их названия и просто поиграть!