Найти в Дзене

В чем отличие фильмов про Носферату и Дракулу?

Оглавление

Фильмы про Дракулу и Носферату, несмотря на то, что вдохновлены одной легендой про известного графа вампира, имеют свои уникальные особенности.

Общее в сюжетах про Носферату и Дракулу

  1. Центральный персонаж: В обоих фильмах главным антагонистом является вампир — граф Орлок (в «Носферату») и граф Дракула (в одноименном фильме). Оба персонажа охотятся на людей ради крови.
  2. Перенос места действия: В каждом случае вампир перемещается из Трансильвании в другой город (Визенбург в «Носферату», Лондон в «Дракуле»), чтобы найти новых жертв.
  3. Любовь и спасение: У главных героев есть возлюбленные, которых они пытаются защитить от вампира. Это центральная любовная линия обеих историй.
  4. Уничтожение вампира: Конец фильма включает гибель вампира, хотя способы уничтожения немного различаются.

Носферату и Дракула: Разница фильмов про культовых вампиров

I. Источник вдохновения «Носферату» и «Дракула»

  1. Фильмы о Дракуле основываются на романе Брэма Стокера «Дракула», опубликованном в 1897 году. Автор романа использовал фольклор Восточной Европы, особенно румынский миф о Владе Цепеше (Влад Дракула), а также другие европейские легенды о вампирах. В свою очередь, готический роман «Дракула» стал основой для многих экранизаций, в частности, «Дракула» (1931), «Дракула» (Bram Stoker's Dracula, 1992), «Дракула 2000» (2000). Первый фильм о Дракуле, который, к сожалению, не сохранился, назывался «Смерть Дракулы» (Венгрия, 1921). Режиссером фильма выступил Карой Лайтай, а главную роль исполнил Пауль Асконас. Вообще персонаж Дракула в той или иной степени встречается в очень большом списке фильмов, сериалов и мультфильмов.
  2. О Носферату снято несколько фильмов, также основанных на романе Брэма Стокера, но со своими особенностями:
  • Фильм «Носферату, симфония ужаса» (нем. Nosferatu – Eine Symphonie des Grauens, 1922) Фридриха Вильгельм Мурнау является первой экранизацией романа «Дракула», но с некоторыми изменениями. Считается, что авторы фильма не получили разрешения от наследников Брэма Стокера на экранизацию, поэтому изменили имена персонажей и некоторые сюжетные линии, чтобы избежать юридических проблем из-за нарушения авторских прав. Так граф Дракула стал графом Орлоком (Носферату), а место действия переместилось в Германию.
  • В 1979 году вышел ремейк фильма «Носферату, симфония ужаса» – западногерманский фильм ужасов режиссера Вернера Херцога – Носферату: Призрак ночи (нем.: Nosferatu: Phantom der Nacht, англ.: Nosferatu the Vampyre, 1978) с Клаусом Кински в главной роли.
  • В 2024 году на экраны вышел новый фильм «Носферату» режиссера Роберта Эггерс с Биллом Скарсгардом в роли графа Орлок (Носферату).
Клаус Кински в роли Носферату (Носферату: Призрак ночи, 1978)
Клаус Кински в роли Носферату (Носферату: Призрак ночи, 1978)

II. Имя и внешность вампиров

  • В фильмах о Дракуле главный вампир граф Дракула часто изображается как аристократичный, элегантный и харизматичный персонаж. Он может быть обаятельным и обольстительным, что делает его опасным не только физически, но и психологически. Можно быть либо слугой Дракулы, либо его врагом. Как и Воланд у Булгакова, Дракула ужасает прежде всего своей способностью будить скрытые желания тех, кто попадает под его влияние. Одним из прототипов внешнего образа графа Дракулы стал английский актер Генри Ирвинг – близкий друг Брэма Стокера. Вот описание графа Дракулы в романе:
Его лицо отличалось острым профилем, напоминающим орлиный, с четко очерченным носом, имеющим небольшую горбинку и выразительные ноздри; высоким, выпуклым лбом и густой шевелюрой, которая лишь немного поредела на висках. Его густые брови нависали над глазами, почти соединяясь на переносице
Генри Ирвинг, английский актер трагик - прототип внешнего образа Дракулы
Генри Ирвинг, английский актер трагик - прототип внешнего образа Дракулы
  • Вампир Граф Орлок, известный как Носферату, – гораздо более жуткий и отталкивающий персонаж. У него длинные когти, огромные уши, острые зубы и белая кожа. Его внешность ассоциируется скорее с крысами и чумой, чем с романтическим образом аристократа. Носферату не обладает обаянием и привлекательностью, характерной для Дракулы, он больше похож на животного, чем на человека. Особенно ярко этот образ выражен в фильме «Носферату, симфония ужаса».
  • В новом фильме «Носферату» (2024) Билл Скарсгард в роли графа Орлока представляет собой воплощение сдержанности и скрытой угрозы. В отличие от устрашающего образа, похожего на крысу, Макса Шрека, или печального хищника Клауса Кински, Орлок Скарсгарда занимает промежуточное положение — это костлявая фигура, чье физическое присутствие столь же тревожно, как и его невидимая аура. Его голос грубый и почти нечеловеческий, слова звучат, словно земля сдвигается в могильной тишине. Игра Скарсгарда — это медленный, подкрадывающийся ужас, больше ощущаемый, чем видимый.
Билл Скарсгард в роли графа Орлока, 2024
Билл Скарсгард в роли графа Орлока, 2024

III. Сюжетные изменения

  • Сюжет фильмов о Дракуле часто сосредоточен на борьбе группы людей против вампиров. История рассказывается через дневники, письма и газетные статьи различных персонажей, что создает ощущение многослойности повествования. Основной акцент делается на личные переживания персонажей и психологические аспекты борьбы с вампиром. В «Дракуле» Ван Хельсинг уничтожает вампира, вбивая осиновый кол в сердце.
  • Фильмы про Носферату имеют упрощенный, символичный и метафоричный сюжет. Основное внимание уделяется перемещению Графа Орлока из Трансильвании в город Визенбург, где он распространяет чуму среди жителей. Здесь акцент делается на теме смерти, болезни и разрушения, что добавляет социальной и исторической глубины фильму. В «Носферату» вампир погибает на рассвете, когда солнечные лучи падают на него.

IV. Атмосфера и стиль фильмов про главных вампиров

  • Фильмы о Дракуле могут варьироваться по стилю, но они часто включают элементы готической архитектуры, мистики, загадочных лесов, таинственных ритуалов, мрачных замков и роскошных интерьеров. Атмосфера этих фильмов часто насыщена таинственностью и романтикой. Наиболее точно передает замысел автора романа фильм «Дракула» (Bram Stoker's Dracula, 1992).
Кадры из фильма «Дракула» (Bram Stoker's Dracula, 1992)
Кадры из фильма «Дракула» (Bram Stoker's Dracula, 1992)
  • Фильм «Носферату» 1922 года и последующие адаптации часто отличаются более мрачной, готической атмосферой и акцентом на ужасы и страх. Авторы первого фильма используют выразительные средства немого кино для создания атмосферы страха и тревоги. Фильм известен своими экспериментами с освещением и тенями, искаженными формами, необычными ракурсами камеры, что придает ему уникальный визуальный стиль и создает ощущение тревоги и страха.
Кадры из фильма «Носферату, симфония ужаса»
Кадры из фильма «Носферату, симфония ужаса»

V. Символизм и интерпретации

  • В фильмах о Дракуле можно увидеть символическое противостояние между старым миром (Трансильвания) и новым (Англия), а также борьбу между христианством и язычеством. Дракула часто воспринимается как метафора для социальных страхов того времени, таких как сек-ная распущенность и миграция.
  • Фильм «Носферату, симфония ужаса», снятый после Первой мировой войны, может быть интерпретирован как отражение посттравматического стресса общества. Граф Орлок символизирует болезни и разрушения, принесенные войной, а его уничтожение – надежду на восстановление мира.
  • В то время как версия Мурнау (1922) отражала тревоги послевоенного мира, а работа Херцога (1978) предлагала философское осмысление, Эггерс в «Носферату» (2024) фокусируется на современных страхах и экзистенциальных проблемах, актуальных для сегодняшней аудитории (разрушение личности, потеря контроля над своей жизнью и неизбежность смерти).

Перечисленные различия делают каждое произведение про Дракулу и Носферату уникальным и значимым в своем жанре.

Буду благодарна, если поддержите канал, поставив лайк статье для продвижения, а также оставите свой комментарий!

КиноЗона — твоя вторая реальность | Дзен