Найти в Дзене
Книжная полочка

"Рукоделие в начальных классах" - книга из 80-х, которая до сих пор со мной

Добрый день, уважаемые подписчики и гости моего канала! Сегодня будет ностальгический пост-бубнеж из серии "А вот в наше время..." Навеян он не слишком веселыми мыслями, появившимися после того, как учитель труда в очередной раз попросил принести на урок пластилин. Пластилин! В 5 классе. На самом деле учитель не виноват в том, что школа переживает очередную образовательную реформу. Уроки технологии называются снова уроками труда. Дети будут учиться шить, вязать, вышивать, мастерить, готовить и т. д. Но поскольку учебного, материального и технического оснащения пока нет (оно будет постепенно формироваться), то и нашим ученикам придется заниматься лепкой из пластилина, аппликацией из бумаги, оригами. В общем, всеми теми видами простейшего декоративно-прикладного искусства, которые они должны были освоить еще в начальной школе. Я отдаю себе отчет, что школа играет второстепенную роль в обучении ребенка трудовым навыкам. Основы должны закладываться в семье. Но в то же время я не могу от

Добрый день, уважаемые подписчики и гости моего канала!

А. М. Гукасова "Рукоделие в начальных классах", издательство "Просвещение", 1984 год. Фото автора статьи.
А. М. Гукасова "Рукоделие в начальных классах", издательство "Просвещение", 1984 год. Фото автора статьи.

Сегодня будет ностальгический пост-бубнеж из серии "А вот в наше время..." Навеян он не слишком веселыми мыслями, появившимися после того, как учитель труда в очередной раз попросил принести на урок пластилин. Пластилин! В 5 классе.

На самом деле учитель не виноват в том, что школа переживает очередную образовательную реформу. Уроки технологии называются снова уроками труда. Дети будут учиться шить, вязать, вышивать, мастерить, готовить и т. д.

Но поскольку учебного, материального и технического оснащения пока нет (оно будет постепенно формироваться), то и нашим ученикам придется заниматься лепкой из пластилина, аппликацией из бумаги, оригами. В общем, всеми теми видами простейшего декоративно-прикладного искусства, которые они должны были освоить еще в начальной школе.

Я отдаю себе отчет, что школа играет второстепенную роль в обучении ребенка трудовым навыкам. Основы должны закладываться в семье. Но в то же время я не могу отрицать, что образовательные учреждения и увлеченные педагоги играют огромную роль в освоении многих видов прикладной деятельности, появлении у детей увлечений, хобби.

Что делали в 5 классе мы - родители сегодняшних пятиклашек?

Шили фартуки и косынки на швейных машинках, готовили различные блюда, плели в технике макраме, вышивали салфетки мамам к 8 Марта, выжигали рисунки на фанерках папам к 23 февраля, делали чеканки из пустых тюбиков зубной пасты 🤦‍♀️ Мальчики что-то колотили в небольшой школьной мастерской. Подозреваю, что табуретки. Но при этом они тоже шили трусы и фартуки 😀 И половину из этого мы делали еще в начальной школе.

Что делают сейчас дети в 5 классе?

Превосходно лепят из пластилина. Мой настолько преуспел в этом деле, что может слепить практически что угодно. Настолько виртуозно и реалистично, что при всем желании мне будет это не повторить. Навык, безусловно, хороший. Но нужно расширять сферу деятельности. Я очень надеюсь, что в ближайшем будущем Министерство просвещения перестанет считать уроки труда чем-то второстепенным...

И после такого затянувшегося вступления я хочу показать книгу, которая со мной уже много-много лет. Это "Рукоделие в начальных классах" - учебное пособие, предназначенное для учителей по внеклассной работе. Ей-богу, я не знаю, как оно появилось у нас дома. Но сколько я помню себя, столько и эту книгу.

А. М. Гукасова "Рукоделие в начальных классах", издательство "Просвещение", 1984 год. Фото автора статьи.
А. М. Гукасова "Рукоделие в начальных классах", издательство "Просвещение", 1984 год. Фото автора статьи.

Подозреваю, что у нашей учительницы тоже был такой учебник. Потому что очень много поделок мы с классом делали именно из него.

Пособие предназначено для внеклассной работы с младшими школьниками в группах продленного дня, кружках "Умелые руки", Домах пионеров и школьников, пионерских лагерях, а также для занятий под руководством старших в семье.

Эта книга не очень большая по сравнению с современными красочно иллюстрированными пособиями. Но она очень-очень содержательная. Коэффициент полезности в ней запредельный. Всего на 192 страницах уместилось море необходимой информации. При этом она дополнена большим количеством рисунков и схем.

А. М. Гукасова "Рукоделие в начальных классах", издательство "Просвещение", 1984 год. Фото автора статьи.
А. М. Гукасова "Рукоделие в начальных классах", издательство "Просвещение", 1984 год. Фото автора статьи.

Содержание такое (каждый раздел содержит еще подразделы, перечислять все не стала, да и незачем):

  1. Краткие сведения об инструментах, приспособлениях и материалах.
  2. Техника выполнения ручных швов.
  3. Шитье и вышивание.
  4. Плетение из волокнистых материалов.
  5. Аппликационные работы.
  6. Вязание крючком.
  7. Вязание на спицах.
  8. Комбинированные работы по рукоделию.

Просто показала для примера то, чему можно по ней научиться. Мы и учились. И до сих пор я по этой книге учусь. Например, недавно нужно было сплести объемный шнур. Можно, конечно, найти эту информацию в интернете. Я сходу не нашла, поэтому обратилась к своему старенькому учебнику. Здесь все наглядно показано.

А. М. Гукасова "Рукоделие в начальных классах", издательство "Просвещение", 1984 год. Фото автора статьи.
А. М. Гукасова "Рукоделие в начальных классах", издательство "Просвещение", 1984 год. Фото автора статьи.

Когда в школьный чат просочилась информация о том, что, возможно, вскоре наши дети будут вышивать, я призадумалась, так ли необходим этот навык мальчику. На что мой муж сказал, что он очень необходим. Выполнение основных швов - это необходимый минимум, которым должен владеть каждый человек независимо от пола.

А. М. Гукасова "Рукоделие в начальных классах", издательство "Просвещение", 1984 год. Фото автора статьи.
А. М. Гукасова "Рукоделие в начальных классах", издательство "Просвещение", 1984 год. Фото автора статьи.

Техника выполнения ручных швов в этой книге показана не просто наглядно, но и пошагово. Информация очень ценная, сейчас мало современных пособий, так подробно (но без воды) описывающих каждое движение иглы.

А. М. Гукасова "Рукоделие в начальных классах", издательство "Просвещение", 1984 год. Фото автора статьи.
А. М. Гукасова "Рукоделие в начальных классах", издательство "Просвещение", 1984 год. Фото автора статьи.

То же самое и с вязанием. Умение держать спицы и крючок, вывязывание лицевых и изнаночных петель на спицах, столбиков с накидом и без крючком можно освоить по урокам из интернета. Но проще и понятнее будет, я считаю, если перед глазами будет такая вот информативный учебник.

А. М. Гукасова "Рукоделие в начальных классах", издательство "Просвещение", 1984 год. Фото автора статьи.
А. М. Гукасова "Рукоделие в начальных классах", издательство "Просвещение", 1984 год. Фото автора статьи.

Мне нравится, что поделки из этой книги не просто красивые, но и полезные. Детям предлагается сделать то, что они могут использовать в повседневной жизни. Простейшие газетницы и чехлы для ножниц, салфетки, закладки, коврики, плетеные сумочки, карандашницы, грелки на чайник.

А. М. Гукасова "Рукоделие в начальных классах", издательство "Просвещение", 1984 год. Фото автора статьи.
А. М. Гукасова "Рукоделие в начальных классах", издательство "Просвещение", 1984 год. Фото автора статьи.

Даже в нашу эпоху товарного изобилия многим ребятам нравятся вещи, сделанные своими руками. Другое дело, что не всем хватает усидчивости и элементарных навыков рукоделия. Предположу, что мальчикам многое из предложенного покажется неинтересным. Но для девчонок-рукодельниц здесь припасено много оригинальных идей.

А. М. Гукасова "Рукоделие в начальных классах", издательство "Просвещение", 1984 год. Фото автора статьи.
А. М. Гукасова "Рукоделие в начальных классах", издательство "Просвещение", 1984 год. Фото автора статьи.

Даже аппликации могут быть не только из бумаги, но и из ткани, шнура, ниток, тесьмы, соломки, наконец.

А. М. Гукасова "Рукоделие в начальных классах", издательство "Просвещение", 1984 год. Фото автора статьи.
А. М. Гукасова "Рукоделие в начальных классах", издательство "Просвещение", 1984 год. Фото автора статьи.

Что-то подобное мой ребенок делал в детском саду, но навыки так и остались на детсадовском уровне. С аппликацией он не дружит, а мои попытки приобщить его к этому делу оказались не очень успешными. Он больше любит рисовать. И да, лепить из пластилина 😀

А, между прочим, на основе аппликаций можно сделать, например, подставки под горячее, какие-нибудь атмосферные панно (с классными супергероями или динозаврами), подставки под карандаши и кисти (для нас, например, они были бы очень актуальны). Попробовать замотивировать что ли?

А. М. Гукасова "Рукоделие в начальных классах", издательство "Просвещение", 1984 год. Фото автора статьи.
А. М. Гукасова "Рукоделие в начальных классах", издательство "Просвещение", 1984 год. Фото автора статьи.

В общем, "в наше время" была и трава зеленее, и небо голубее, и учебники лучше. И уроки труда были интересными и разнообразными. Благодаря нашим терпеливым учителям и таким вот подробным учебным пособиям. Многое из этих уроков мы взяли с собой во взрослую жизнь.

А вы помните свои уроки труда в школе, пригодились ли они вам в жизни? Храните ли поделки тех лет или старенькие "рукодельные" книжки? Возможно, у кого-то есть и "Рукоделие в начальных классах"?

Спасибо за внимание! Если вам было интересно, поставьте, пожалуйста, пальчик вверх 👍 Хорошего дня!