Никита Никитич Демидов (младший) был из третьего поколения знаменитых заводчиков.
В конце XVIII века, примерно в 1790-е годы, он купил владение на Новой Басманной улице. Снёс деревянные постройки и построил на их месте дворец. Интересно, что богатейший промышленник своего времени Никита Никитич Демидов (младший) запомнился в истории не заводскими делами, а своим несчастным браком с Софьей Алексеевной Ширяевой. Ему было 24, ей 16. Он любил, она не любила. Он продал за бесценок (практически подарил) её братьям свои Шайтанские заводы на Урале. А её матери подарил дом в Москве. Прожив в браке с Демидовым 16 лет, Софья сбежала от мужа с любовником по фамилии Хитров, который называл себя потомком хана из Золотой Орды. Драгоценности и золото на кругленькую сумму они взяли с собой. Но через какое-то время она вернулась к мужу Никите Демидову с долгом в 40 тысяч рублей. Он её простил, долг заплатил. Прошло ещё десять лет, и она снова сбежала с любовником по фамилии Полянский. И снова набрала с собой драгоценностей. Но их поймали на границе. Императрица Екатерина II очень смеялась, читая материалы дела. Василию Полянскому грозило отрубание руки, но Екатерина его помиловала.
Развестись Демидову-младшему с Софьей не позволили, но по решению суда они после этого жили порознь.
«… имения, дарованные Демидовой С., возвратить мужу, оставив ей каменный дом в Москве, в монастырь не заключать и отдать под опеку матери».
Демидов ежегодно выплачивал Софье содержание в пять тысяч рублей. Брльше он не женился. Детей у него не было.
Умер он в 1804 году.
В 1805 году владельцем усадьбы на Новой Басманной улице стал князь Михаил Петрович Голицын.
У князя была богатая художественная коллекция. Благодаря этой коллекции усадьбу называли «малый московский Эрмитаж»
После пожара Москвы 1812 года главный дом получил прозвище «несгораемый» — он единственный уцелел на Новой Басманной. Люди связывали чудесное спасение дома в пожаре с тем, что стены особняка были оббиты качественным металлом, изготовленным на заводах Никиты Демидова.
В 1830-е годы в усадьбе находился Сиротский приют. Тогда к бывшему дворцу пристроили домовую церковь.
С 70-х годов XIX века в доме располагалась больница.
В 2015 году больница закрылась, и дом почти десять лет стоял с отключенными коммуникациями, быстро ветшая. Недавно здание купил девелопер, и пока он решает вопросы с Департаментом культурного наследия по поводу реставрации, он разрешил открыть в здании выставку современного искусства под названием «Будущее воспоминаний».
Заброшенное состояние дома на время выставки законсервировали.
Сама выставка впечатляет и завораживает. Кажется, будто в этом доме разные эпохи переплелись друг с другом. Сводчатые потолки, вестибюль с обшарпанными колоннами и окошком регистратуры советского периода, сохранившиеся дореволюционные перила, инсталляции на выставке – всё очень удачно и органично сочетается друг с другом.
Самое сильное впечатление на меня произвела инсталляция «Кристаллы времени» Сергея Катрана.
Она размещена в больничной лаборатории, а сама лаборатория находится в том месте, где до революции был алтарь домовой церкви. Песочные часы в аквариумах с водой беспорядочно двигаются и как бы намекают на неумолимость и бестротечность времени.
Концепция выставки представлена так:
Тема памяти, которую хранят стены Дома Демидовых, стала главной для участников проекта «Будущее воспоминаний». Экспозиция предлагает зрителю погрузиться в практику современного краеведения в жанре тотальной инсталляции, объединяющей исторические образы прошлого и футуристическое видение будущего памятника архитектуры
Инсталляция «Облако и веретено» Леонида Тишкова также произвела на меня сильное впечатление.
Инсталляция состоит из большого веретена, сделанного из дерева и обугленного до черноты. Вверху крепится «облако» из белой овечьей шерсти, тонкая нить связывает облако и веретено, похожее своим силуэтом на лежащего человека.
Автор харакатеризует своё произведение следующим образом:
Мое "Облако и веретено" стало душой, застывшей перед полетом в небеса, навечно остановленной сводчатым кирпичным потолком
Именно в этой комнате, около облака и веретена, экскурсовод нам поведала историю о несложившемся браке Никиты Демидова и Софьи Ширяевой.
Другие объекты выставки также очень интересные. Вот караваи-басманы.
Это хлеб, который специально для выставки запекла Серафима Красникова:
Есть версия, что профессия дворцового пекаря-бассманника дала название московским Басманным улицам. Также есть предположение, что название дворцового, выпекавшегося для царского стола, белого пшеничного хлеба, получилось по клейму (басме), выдавливавшемуся на тесте каждой булки – узор получался на верхней корке.
Посередине мы видим самый большой каравай с изрбражением самой усадьбы.
На другом каравае узнаём лик Петра I. Он дал Демидовым возможность стать богатыми горнозаводчиками.
В шахте лифта, установленного в доме в советское время, размещена бесконечная лестница света Татьяны Баданиной, олицетворяющая христианские добродетели, — это медленное, ступенька за ступенькой, продвижение человека вверх на пути к Совершенству. Она указывает на желание восстановить контакт между Землей и Небом.
Каждая ее ступень соответствует различным этапам духовного восхождения, вершина которого – Вера, Надежда, Любовь.
«Камин-химера» Саши Кокачевой, сделан из поролона и расположен под печными заглушками, сохранишимися с XVIII века.
Инсталляция «Тайная вечеря» Феликса Буха собрана из камешков
Серия «Деревянные голландские портреты» Нестора Энгельке и «Летний сад» Александра Шишкина-Хокусаи, размещённые в вестибюле, отсылают к коллекции князя Михаила Голицына
«Фанерный Летний сад» Шишкина-Хокусая отражает проблему замены подлинных ценностей суррогатами, плоскими открытками
В исталляции Ольги и Олега Татаринцевых «Пока кто-то знает» пустота предстаёт как способ восстановления памяти и связи с утраченной историей. Мы видим в одной пустой комнате пыльные двери дома, прислонённые к стене:
В другой комнате – стул с одеждой, повернутый к немытому окну и несколько книг у стены. И всё. Пустота.
Из стены случайно выпал кирпич, стул с одеждой в образовавшемся в кирпичной кладке отверстии выглядит завораживающе
Вильгений Мельников «Плоский фонтан»:
Абсурдные «Два топора» Михаила Рубанкова. Чтобы добыть один топор, необходимо воспользоваться вторым топором:
А я воспользуюсь цитатой из поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова:
И много, много… и всего
Припомнить не имел он силы!
Это я к тому, что экспонатов в экспозиции ещё очень много, и все они заслуживают внимания. Приходите сами и всё и увидите своими глазами.
Подводя итог, скажу: я шла на выставку без особых ожиданий. А уходила в полном восторге.
Выставка работает с пятницы по воскресенье до 25 апреля 2025 года. Вход бесплатный по регистрации. Посетить выставку можно только с экскурсией. Экскурсоводы очень увлечённые люди, и очень интересно рассказывают про район, дом и саму экспозицию.
После 25 апреля увидеть вот это всё обшарпе будет невозможно.