Найти в Дзене
Кастом Хоумс

Минимализм в бетоне: Наследие Ле Корбюзье

Ле Корбюзье, как никто другой, определил международное модернистское движение. Швейцарско-французский архитектор, художник и писатель произвел революцию в архитектурном дискурсе благодаря своим пяти принципам архитектуры - философии, сосредоточенной на свободной планировке, садах на крыше и утонченной структурной логике. Его оригинальные дизайнерские работы представлены во Франции, Индии, Соединенных Штатах и за их пределами. За время своей карьеры он привил послевоенным странам новую философию дизайна, направленную на объединение общества и природы, которая по-прежнему распространена сегодня. Спустя 55 лет после его кончины легендарный статус Ле Корбюзье как выдающегося основателя современной архитектуры укрепился как никогда. Наследие швейцарско-французского архитектора продолжает оказывать значительное влияние на мир архитектуры и современного дизайна. Ле Корбюзье, родившийся 6 октября 1887 года в Шарле-Эдуар Жаннере, превратился в плодовитого многопрофильного практика. Он преуспе

Ле Корбюзье, как никто другой, определил международное модернистское движение. Швейцарско-французский архитектор, художник и писатель произвел революцию в архитектурном дискурсе благодаря своим пяти принципам архитектуры - философии, сосредоточенной на свободной планировке, садах на крыше и утонченной структурной логике. Его оригинальные дизайнерские работы представлены во Франции, Индии, Соединенных Штатах и за их пределами. За время своей карьеры он привил послевоенным странам новую философию дизайна, направленную на объединение общества и природы, которая по-прежнему распространена сегодня.

Спустя 55 лет после его кончины легендарный статус Ле Корбюзье как выдающегося основателя современной архитектуры укрепился как никогда. Наследие швейцарско-французского архитектора продолжает оказывать значительное влияние на мир архитектуры и современного дизайна. Ле Корбюзье, родившийся 6 октября 1887 года в Шарле-Эдуар Жаннере, превратился в плодовитого многопрофильного практика. Он преуспел как архитектор, градостроитель, дизайнер, художник и писатель и оставил после себя заметные работы в каждой из этих областей, которые варьируются от его книги "К архитектуре" до реализованного генерального плана индийской столицы Чандигарха.

-2

В этой новаторской книге он описывает, что дом - это “машина для жизни”, и опирается на опыт промышленного судостроения и автомобилестроения, чтобы подкрепить свои беспрецедентные аргументы.

Его ранние исследования начались с изучения ремесла отца - гравировки часов. Там он прошел свой первый курс декоративно-прикладного искусства, который пробудил в нем страсть к архитектуре на всю жизнь. В возрасте 18 лет Ле Корбюзье получил свой первый заказ на проектирование виллы для члена правления своей школы. Он завершил этот проект в сотрудничестве с архитектором Рене Шапаллазом. В течение следующих двух лет он путешествовал по Европе, где познакомился со многими светилами того времени, включая художника Густава Климта и архитекторов Тони Гарнье и Анри Соважа. В этот период он недолго работал с пионерами железобетона Огюстом и Гюставом Перре. В 1910 году Ле Корбюзье присоединился к практике Петера Берена в Берлине и познакомился с Вальтером Гропиусом и Мис Ван дер Роэ. Во время его путешествий по Восточной Европе появилось множество рисунков, зарисовок и фотографий, которые помогли укрепить его постоянные инвестиции в изобразительное искусство. Завершив строительство дома для своих родителей, Ле Корбюзье выставил 10 своих акварелей в Париже и приступил к разработке своего оригинального проекта бетонного дома Dom-Ino.

-3

После переезда в Париж в 1917 году Шарль-Эдуард Жаннере сменил свое имя на Ле Корбюзье - псевдоним, который должен был подчеркнуть его выдающуюся репутацию в области архитектуры. В том же году он открыл свою первую архитектурную студию в Париже и познакомился с несколькими влиятельными художниками, включая Жоржа Брака, Пабло Пикассо и Жака Липшица. Его увлеченные исследования и теоретическая практика привели к выпуску журнала L'Esprit Nouveau совместно с Амедеем Озенфаном и Полем Дерме в 1919 году. В 1921 году Ле Корбюзье начал свое плодотворное 20-летнее архитектурное сотрудничество с Пьером Жаннере. Всего два года спустя он опубликовал то, что вскоре станет самым известным архитектурным манифестом 20-го века, "Vers une Architecture" ("К архитектуре"). В этой новаторской книге он описывает, что дом - это “машина для жизни”, и использует опыт промышленного судостроения и автомобилестроения в поддержку своих беспрецедентных аргументов. Здесь он также представляет свои знаменитые пять элементов архитектуры: пилотис (бетонные несущие колонны для увеличения открытого пространства), открытая планировка, свободный дизайн фасада, горизонтальные окна и сад на крыше. Он со всей серьезностью применил каждый из этих принципов к своей самой известной резиденции - вилле Савойя, строительство которой было завершено в 1931 году.

-4

В дополнение к многочисленным публикациям и лекциям по всему миру, Ле Корбюзье в 1928 году основал влиятельную группу CIAM (Международные архитектурные конгрессы современной архитектуры). В 1937 году французское правительство присвоило ему звание кавалера Почетного легиона. После серьезного несчастного случая во время купания, связанного с лодочным винтом, Ле Корбюзье опубликовал статью о жилищном строительстве и написал множество фресок, в том числе несколько в доме Эйлин Грей, одной из пионерок современной архитектуры. Среди более поздних и противоречивых работ - жилой комплекс Unités d'Habitation, его сотрудничество с Оскаром Нимейером для центральных учреждений Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, волнующая часовня Нотр-Дам-дю-О и загадочный город Чандигарх в Индии.

-5

Непреклонный характер Ле Корбюзье продемонстрировал редкую способность воплощать теорию на практике. Часто более известный, чем прославленный, Ле Корбюзье представлял собой исключение из правил - провидца, который действительно практиковал то, что проповедовал. Его теории, книги, произведения искусства, проекты и сооружения сохраняют свою бескомпромиссную актуальность. Несмотря на их недостатки и сложность применения утопических принципов в больших масштабах, учение Ле Корбюзье продолжает оказывать влияние на поколение за поколением архитекторов и дизайнеров благодаря своей ясности и убедительности.

Ле Корбюзье стал пионером модернистского движения, определившего художественное самовыражение многих стран середины века. Его идеи по сей день остаются образцовыми принципами дизайна, а его работы продолжают оказывать влияние на новое поколение архитекторов даже после его смерти в 1965 году. Чтобы вспомнить о его впечатляющем наследии, мы представляем два его знаменитых проекта из серии "Сказка завтрашнего дня".

Это цюрихский павильон, также известный как музей Хайди Вебер, стал последним зданием, которое архитектор спроектировал перед своей смертью в 1965 году. Красочный проект, завершенный посмертно в 1967 году, изначально предназначался Хайди Вебер, дизайнеру интерьеров и верной покровительнице архитектора. Ее мечта о дизайне включала в себя небольшой дом для себя и выставочное пространство для Ле Корбюзье, где можно было бы продемонстрировать его работы и дизайн изделий. Задуманный как Gesamtkunstwerk или “тотальное произведение искусства”, проект комиссии вдохновил архитектора применить свои многочисленные творческие таланты в рамках единого всеобъемлющего проекта. Дизайн состоит из мощного геометрического навеса, который нависает над двухэтажным прямолинейным зданием внизу. Поддерживаемый четырьмя тонкими колоннами, плавающий зонт защищает сад на крыше от воздействия непогоды. Рассматривая фасад как единое целое, Ле Корбюзье чередовал стеклянные панели с красными, белыми, зелеными, желтыми и черными эмалевыми панелями.

-6

Эта поразительная композиция из основных цветов создает игривый настрой, напоминающий о творчестве современного художника Ле Корбюзье Пита Мондриана. Модернистская конструкция представляет собой сборную модульную систему, состоящую из стального каркаса, который быстро монтируется на месте. На протяжении всего проекта бетон используется в минимальном количестве, проявляясь в центральных лестничных пролетах, соединяющих каждый уровень, и в наружном пандусе, соединяющем площадку и крышу. Вдохновенный финал беспрецедентной карьеры, действующий музей и последняя дань уважения Ле Корбюзье, открыт для посетителей почти круглый год.

-7

В 1953 году Ле Корбюзье завершил "Кувент Сент-Мари де ла Туретт" - мускулистое модернистское произведение из бетона и стекла. До строительства монастыря молодые доминиканцы, готовившиеся к служению в Лионе, проходили обучение в монастыре в Шамбери. Решение ордена переехать поближе к Лиону привело к тому, что в 1943 году они купили хорошо известный участок в Эве и построили здание, которое должно было стать их новым домом и символом региона.

Здания расположены на видном месте, на травянистом склоне холма, со всех сторон окруженного лесом. Такое расположение создает активный диалог между искусственными и органическими элементами. Программа интерьера и общая планировка определяются многовековыми традициями доминиканцев. Дизайн учитывает присутствие в ритуале человеческих элементов, но при этом учитывает потребность в пространстве и циркуляции. Аналогично подходу, который Ле Корбюзье применил к часовне в Роншане, он определяет программу в человеческом масштабе, но в то же время создает впечатляющий ансамбль в целом. В зданиях находятся сто спален для преподавателей и студентов, учебные аудитории, залы для работы и отдыха, библиотека и трапезная. Эта бетонная церковь с ярким естественным освещением и прямоугольными цветными полосами представляет собой вдохновляющее пространство, где монахи могут молиться в одиночестве или в присутствии верующих. Два уровня верхних лоджий венчают здание и образуют вдоль западного фасада "солей" - фирменный козырек архитектора. Отсюда четыре монастырских корпуса следуют по склону местности. Эти жилые строения сохраняют территорию в ее первоначальном виде, не создавая террасирование.

Грубый железобетон с каждой стороны главного здания смягчается, переходя в три уровня беспрепятственных горизонтальных окон. Это щедрое остекление представляет собой один из хорошо известных пяти элементов архитектуры Ле Корбюзье. Эти открытые участки здания контрастируют с остеклением садового дворика, где большие бетонные элементы простираются от пола до потолка. Застекленные окна с поворотными ставнями пропускают свет в эти темные помещения. В крытых переходах монастыря и коридорах, ведущих к жилым помещениям, встроено фонарное освещение, которое сохраняет воздушность общего дизайна.

Братья переехали в недавно достроенный монастырь в 1959 году. После более чем десятилетней изоляции в 1970 году они начали принимать посетителей, новые исследования и социальные изменения. Эта открытость сохраняется и по сей день. Теперь любой человек или группа людей, которые хотят посетить здание и познакомиться с его духовным подходом к мышлению и жизни, могут это сделать. В 1979 году монастырь был внесен в список исторических памятников, а в 2011 году в этот список было внесено Братское кладбище. Масштабные ремонтные работы, продолжавшиеся с 2006 по 2013 год, вернули монастырю былую славу.

Откровенно модернистский дизайн намеренно демонстрирует, что молитва и религиозная жизнь не обязательно должны быть привязаны к традиционным формам. Напротив, плодотворное сотрудничество между верой и архитектурой продолжает направлять монастырь и в 21 веке. Ле Корбюзье смотрел в будущее, он пытался изменить стиль дизайна, который отошел от довоенных фасадов и соединил людей с архитектурой в модернистской манере. Несмотря на то, что его архитектурная эстетика иногда вызывает разногласия, его видение того, как создать в разрушенной Европе середины века современную общественную модель, получило признание во всем мире. От Индии до Франции его творения прославляются и представляют собой реликвию идеи о том, как человечество может измениться к лучшему.