Найти в Дзене
Пушкинский музей

Один в поле воин. Почему одна фреска — это выставка?

Выставка «Возвращение воина. Уникальная италийская фреска IV века до н.э.» тот редкий случай, когда один-единственный экспонат становится центральным объектом экспозиции. Такой формат проекта подчеркивает, почему важно реставрировать и сохранять культурное наследие. Памятники искусства Древнего мира часто представлены фрагментарно. Поэтому каждый артефакт очень ценен — по ним мы открываем новые детали в истории цивилизаций, удалённых от нас на тысячи лет.
Путь этой фрески к современному зрителю был долгим. Фрагмент росписи был найден в ноябре 1871 года в античной Капуе (ныне Санта-Мария-Капуя-Ветере), затем приобретён семьёй Дория и позже попал в музей Дерптского университета. После Октябрьской революции он оказался в Музее древностей и изящных искусств Воронежского университета, а с 1933 года — в Воронежском областном художественном музее. Недавняя реставрация во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря вернула фреске её первоначальную


Выставка «Возвращение воина. Уникальная италийская фреска IV века до н.э.» тот редкий случай, когда один-единственный экспонат становится центральным объектом экспозиции. Такой формат проекта подчеркивает, почему важно реставрировать и сохранять культурное наследие. Памятники искусства Древнего мира часто представлены фрагментарно. Поэтому каждый артефакт очень ценен — по ним мы открываем новые детали в истории цивилизаций, удалённых от нас на тысячи лет.

Путь этой фрески к современному зрителю был долгим. Фрагмент росписи был найден в ноябре 1871 года в античной Капуе (ныне Санта-Мария-Капуя-Ветере), затем приобретён семьёй Дория и позже попал в музей Дерптского университета. После Октябрьской революции он оказался в Музее древностей и изящных искусств Воронежского университета, а с 1933 года — в Воронежском областном художественном музее.

Недавняя реставрация во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря вернула фреске её первоначальную яркость и четкость, позволяя современным зрителям оценить ее в полном великолепии.

На фреске изображён всадник — воин-победитель, возвращающийся с поля боя с трофеем. Фреска была частью декорации гробницы-цисты, каменного ящика, в который помещали тело умершего и погребальные дары. Это изображение не только демонстрирует высокое мастерство древних художников, но и предоставляет ценную информацию о военной культуре и эстетических идеалах того времени.

Таким образом, одна фреска становится не просто экспонатом, а центральным элементом повествования, раскрывающим перед зрителем целый пласт истории, культуры и искусства Древнего мира. Её демонстрация в формате отдельной выставки позволяет глубже проникнуть в контекст эпохи и оценить мастерство древних художников, сохранивших для нас образы прошлого.

Увидеть выставку можно будет с 4 февраля в зале № 16 «Искусство Древней Греции» Главного здания по входному билету в музей.