Представьте себе пустую холмистую местность, которая постепенно превращается в изысканный парк. Сегодня мы проследим эту трансформацию, используя архивные планы гатчинской усадьбы, начиная с XVIII века. Это история о том, как меняется ландшафт под влиянием человеческой воли и как природные особенности влияют на архитектурную композицию.
Главная цель проведения историко-градостроительного анализа – выявление ценных и устойчивых элементов планировочной структуры как исторически ценных градоформирующих объектов (предметов градостроительной охраны).
Основная задача – определение закономерностей формирования планировочной структуры и роли ее отдельных элементов, анализ структуры функционального зонирования.
Вся территория исследования подчинена единой функции – парк. Территорию парка можно разделить на две зоны:
- зона с дорожками, имеющими покрытие (северо-восточная часть парка);
- зона троп, не имеющих покрытия (вся остальная территория парка).
Первые проектные работы были проведены Гельмгольцем и Марселием в 1760-е годы после того, как владельцем дворцового имения стал граф Г. Орлов.
К данному периоду относится план Григория Орлова. Разработанный в 1760-е годы.
Южнее черного озера находится Груглая рига. Данное строение не входит в территорию парка. Однако данный план подтверждает, что здание было построено до 1760-х годов.
В 1770-х годах были составлены три плана местности. Из них два «малых» охватили нынешние Дворцовый и Приоратский парки (по конец Черного озера). Это «План Гатчине старого местоположения» из собрания ГМЗ «Гатчина» (Г-1/50) и «План дворца и служб, к нему принадлежащих, равно как и сада местности Гатчина» из Стокгольма. Один большой «Генеральный план гатчинских земель и деревень, к ним принадлежащих», так же из Стокгольма, фиксирует все владения Орлова в пределах нынешнего города[1]. Гатчинский план является наиболее старым в этой группе, так как дворец на нем зафиксирован еще без каре (они будут достроены к концу 1773 года). Стокгольмские же, по мнению Горбатенко, выполнены в 1777 году.
[1] Обнаружены С.Б. Горбатенко. См.: Планы Петергофа и Гатчины из собрания Военного архива в Стокгольме//Петербургские чтения: Материалы энциклопедической библиотеки «Санкт-Петербург – 2003», СпБ, 1996, с. 255-259.
Обратим же свое внимание на территорию будущего Приоратского парка. Черное озеро зафиксировано на планах в границах, близких нынешним, но только с одним островом (в широкой части водоема). Слева (по ходу движения воды) находится большая запруда, устроенная на безымянном ручье. План свидетельствует. Что первоначально ручей впадал непосредственно в Черное озеро, и только при следующем владельце его отвели в сторону Белого озера через каналы и Карпин пруд. Эта запруда упоминается в «Юрнале Береговой описи»: «перешли через малинкой заливец. Который оставался вправе около 3-х сажен, при котором есть водяной ключ». На планах видно, что запруда соединена с Черным озером протокой с перекинутым над ней мостиком.
На месте нынешнего Приоратского дворца отмечен длинный прямой ручей, протекавший по низине, до сих пор существующий за Приоратским дворцом.
Парковая растительность обозначена на плане большими зелеными пятнами, которых больше всего на северном берегу Черного озера и со стороны ручья. К востоку растительность редкая. Глухое озеро отсутствует. На его месте отмечена редкая растительность.
Дорог на территории массива две. Одна обходит озеро и запруду, другая начинается от круговой на юго-востоке и идет до деревень Большая и малая Загвоздки.[1]
На территории будущего Приоратского парка какие-либо строения отсутствуют. Южнее Черного озера расположена Круглая рига.
Следующим планом, найденным среди архивных материалов, был «План Гатчинской мызы» 1792 года.
Южнее Черного озера расположен ряд взаимно пересекающихся просек, которые в местах пересечения образуют круглые площадки.
Планировочная структура парка стала гораздо проще, по сравнению с генеральным планом проекта гатчинского парка и части Зверинца.
Территория парка расширилась в юго-восточном направлении.
Согласно плану какие-либо постройки на территории современного Приоратского парка отсутствуют.
К северной границе примыкают участки с жилыми домами, разделенные дорогой.
[1] ГДМ-1928. А.Н. Спашанский. Формирование Приоратского парка во второй половине XVIII века. 2004 год.
Среди архивных материалов присутствует «Генеральный план проекта гатчинского парка и части Зверинца». План датирован 1780-ми годами, до 1793. Автор проекта не известен.
На данном плане уже присутствует дорога, разделяющая дворцовый и Приоратский парки. Севернее черного озера расположены поля и огороды. Южнее черного озера территория имеет регулярную планировку с множеством пересекающихся дорожек, образующих ряд площадок круглой и сложной форм.
В юго-западной части присутствует масштабная композиция из искусственных водоемов и каскада.
В конце XVIII века возникает проект террас в виде трилистника.[1] Пять ярусов террас по центру и краям соединялись лестницами, а вокруг канала планировали провести двойную аллею, обсаженную деревьями.[2]
[1] ГДМ-58- XI.
[2] ГДМ-76- XI.
На выкопировке из плане обозначен проект террас в виде трилистника с Павильоном. На данном плане впервые зафиксирован проект второго острова на черном озере. Проектные террасы и павильон проектировались на месте будущего Приоратского дворца.
В ходе этих работ отказались от создания на черном озере каскада и, соответственно, строительства над ним павильона. Проект-предшественник Приоратского дворца свидетельствует о том, что идея обустройства отдаленного, но очень важного панорамного уголка гатчинской усадьбы появилась у августейшего владельца Гатчины до появления мысли о строительстве земляного игуменства.[1]
[1] ГДМ-1928. А.Н. Спашанский. Формирование Приоратского парка во второй половине XVIII века. 2004 год.
Следующий архивный план датирован 1794-1798 годами. «План части Гатчинского и Приоратского парков, из Атласа оберамтов Гатчины и Новосквориц».
На плане присутствует лишь северная часть территории парка.
На данном плане впервые появляется Коннетабль – обелиск и площадь. Площадь имеет прямоугольную форму в плане, ее углы вытянуты. От коннетабля в направлении Приоратского парка отходят две дорожки: одна от середины площади, другая от южной границы. На дорожке, идущей от южной границы площади находится мост. Мост расположен у границы Приоратского парка.
Севернее Черного озера расположен участок с двумя зданиями, предположительно жилой дом и придомовая территория с огородом. По периметру северного берега озера отсутствуют дорожки.
На территории южнее черного озера расположена не регулярная дорожно-тропиночная сеть. К юго-восточной границе пруда примыкает площадка, состо+ящая из трех окружностей.
Южнее Черного озера изображен проект искусственного водоема. Этот проект не реализован.
Есть еще один план на котором зафиксирован нереализованный проект пруда. Он датирован началом 1790-х.
Следующий план датирован 15 сентября 1795 года. На плане показан фрагмент северной части нынешнего Приоратского парка.
На плане показан проект «Нового озера» и его водоснабжение, которов дальнейшем получит название «Филькино». Черное озеро находится в границах близких существующим. На Черном озере отсутствуют острова.
Вокруг «Нового озера» организована дорожно-тропиночная сеть. Две главные дороги проходят по северному и южному берегам. От главных дорог расходятся второстепенные.
В северной части плана, в непосредственной близости от нынешнего проспекта «25 октября» находится строение прямоугольной формы в плане. Вероятно это винокуренный завод, существовавший еще с орловских времен. В архивных источниках его местоположение указано рядом с плотиной. Между Черным и Белым озерами.
По другим источникам завод был снесен до 1792 года, когда началось строительство моста с Кордегардиями. Строительство моста началось может быть уже в 1791 году, потому что в августе 1792 года «к вновь строящемуся на озере черном каменному мосту» требовалось изготовить четыре столба под фонари.[1]
На данном плане мост с Кордегардиями уже присутствует.
В феврале 1798 года по указанию императора Павла I под руководством садового мастера Джеймса Гекета были проведены основные масштабные работы по устройству дворцового комплекса. Ансамбль Приоратского дворца с системой круговых дорог вокруг Черного озера (1797-1798гг.) В 1798 году под руководством М. Воробьева на территории парка были благоустроены подходы к дворцу и откосы по берегам озера.
Согласно плану 1816 г. в северо-восточной части парка находится селитебная зона с жилыми постройками и прилегающими к ним участками. На плане так же присутствует Приоратский дворец.
Восточнее «Круглой риги» расположено строение под номером 35. Экспликация отсутствует, однако на более поздних планах оно обозначено как «Пороховой погреб»
[1] РГИА, ф. 491,оп. 1, д. 5, л. 17
Важным периодом в истории создания Приоратского парка явились 1840-1850-е годы. В 1841 году было принято решение обнести парк земляным валом, со рвом по обе стороны. Постройка вала началась в 1845-м и закончилась в 1846 году. Тогда же паркостроители проложили сеть прогулочных дорожек.
В 1844 г. Николай I повелел управляющему Дворцовой Управой Люцеву обнести Приоратскую рощу валом со рвами по обе стороны в соответствии с планом нивелированных окрестностей Гатчины. Работы начаты в 1845 г. и за 2 сезона были завершены. Граница Приоратского парка на западе была проведена по Химозской просеке и далее по проселочной дороге за пороховым складом, перпендикулярно Динабургскому шоссе (бывшей Пороховой дороге). Южная граница Приоратского парка прошла по просеке, соединяющй Загвоздку с Колпанской кирхой. Восточная граница, проходит вдоль границы жилой застройки - по Загвоздинской улице, повернув на юго-запад, а затем на юг по проселочной дороге.
Границы территории парка на момент 1848 года:
Северо-восточная граница – Загвоздинская улица;
Восточная граница – Угодья деревень большой и малой загвоздки;
Южная граница – Угодья деревень большой и малой загвоздки;
Западная граница – Дорога в деревню Химози;
Северо-западная граница – экономическое поле, севернее – Динабургскiй шоссе.
В северо-восточной части парка находятся жилые постройки с приусадебными участками. В юго-восточной части экономического поля, на границе с территорией Приоратского парка находится строение «Пороховой погребъ». У северо-западной границы территори отмечено строение «Рига». Восточнее реги расположено два объекта, отмеченные как «Манзо**ъ». В северной части парка расположен комплекс строений: главное строение сложной Г-образной формы в плане, небольшое здание прямоугольной формы в плане.
По северному берегу Приоратского парка проходят аллеи с регулярными пасадками.
В 1854 г. строятся 3 деревянные караулки по проекту архитектора Р.И. Кузьмина : у Варшавского вокзала, у Коннетабля и у Банного переулка.
На схеме планировочной организации 1850-го года отмечено местонахождение трех караулок (А, В, С) и караулка лесника.
Караулка лесника находится на месте, на котором на более ранних планах зафиксировано как два объекта, отмеченные как «Манзо**ъ».
В архивных источниках представлен фрагмент плана Приоратского парка, его северная часть. План датирован 1840-ми – 1850-ми годами.
На плане присутствует одна из деревянных караулок, расположенная южнее Коннетабля, а так же караулка лесника.
В 1857 г. в юго-западном углу парка строится караулка объездчика лесной стражи.
В 1860 г. освещается и благоустраивается Императорская дорога.
Следующий архивный план датирован 1864 годом.
В северо-восточной части парка присутствуют постройки с прилегающей территорией. Здание г-образной формы в плане так же сохраняет свое местоположение.
На плане присутствуют только 2 деревянные караулка: первая – между площадью Коннетабля и Круглой Ригой, вторая – южнее Глухого «Филькиного» озера, в средней части восточной границы парка. Третья деревянная караулка отсутствует так же, как караулка объездчика лесной стражи. Пороховой погреб перечеркнут.
В 1880-х годах при въезде в Приоратский парк были построены пять ворот из пудостского камня. Пилоны ворот служили пьедесталами для чугунных фонарных столбов. К пилонам примыкали небольшие закругленные каменные стенки.
В 1886-1887 благоустройство парка: прокладывается 16 верст шоссейных дорог, улучшается культура растительности, строятся деревянные мостики, строятся каменные караулки.
1886 г. строятся каменные ворота у Глухого переулка.
Историко-градостроительный анализ формирования гатчинского парка демонстрирует, как менялся его облик на протяжении нескольких веков, как люди взаимодействовали с природой, создавая новые элементы и зоны. В этом процессе преобразования можно увидеть гармоничное сочетание естественных ландшафтов и продуманной планировки, а также гармоничный союз природы и человеческого творчества. Это пример того, как “противоречивое искусство” может сочетать в себе казалось бы, несочетаемые вещи.
Какие изменения в планировке гатчинского парка показались вам наиболее интересными? Как, на ваш взгляд, современные подходы к ландшафтному дизайну отличаются от подходов XVIII-XIX веков? Делитесь своими мыслями в комментариях!
Я надеюсь, что эта статья помогла вам увидеть, как формировался гатчинский парк, и как даже в самых обычных планах можно увидеть историю и “противоречивое искусство”.