Найти в Дзене

Электромобили и гибриды в России: что нас ждет после повышения утильсбора?

Зеленый транспорт уже трудно назвать диковинкой, особенно в крупных городах европейской части России. Однако, несмотря на растущий интерес к экологичным автомобилям, их доля на рынке остается скромной. По итогам 2024 года суммарные продажи электромобилей и гибридов едва превысили 80 000 штук, что составляет около 5% от общего объема продаж легковых автомобилей. В мире тренд на замедление продаж "зеленого" транспорта уже заметен, особенно в странах, где правительства сокращают льготы и субсидии. В России ситуация изменилась 1 января 2025 года, когда вступило в силу повышение утилизационного сбора на электромобили и гибриды на 634 800 рублей. Это изменение неизбежно повлияет на цены, спрос и структуру рынка. Разберемся, что ждет автолюбителей и игроков рынка в новых условиях. С 1 января 2025 года в России вступает в силу повышение утилизационного сбора для электромобилей и гибридных автомобилей. Однако новое требование затронет только те машины, которые были ввезены после 15 января 2025
Оглавление

Зеленый транспорт уже трудно назвать диковинкой, особенно в крупных городах европейской части России. Однако, несмотря на растущий интерес к экологичным автомобилям, их доля на рынке остается скромной. По итогам 2024 года суммарные продажи электромобилей и гибридов едва превысили 80 000 штук, что составляет около 5% от общего объема продаж легковых автомобилей. В мире тренд на замедление продаж "зеленого" транспорта уже заметен, особенно в странах, где правительства сокращают льготы и субсидии. В России ситуация изменилась 1 января 2025 года, когда вступило в силу повышение утилизационного сбора на электромобили и гибриды на 634 800 рублей. Это изменение неизбежно повлияет на цены, спрос и структуру рынка. Разберемся, что ждет автолюбителей и игроков рынка в новых условиях.

Повышение утильсбора: что изменилось?

С 1 января 2025 года в России вступает в силу повышение утилизационного сбора для электромобилей и гибридных автомобилей. Однако новое требование затронет только те машины, которые были ввезены после 15 января 2025 года. Автомобили, уже находящиеся на территории России или растаможенные до этой даты, не попадут под действие нового утильсбора.

О планируемом повышении стало известно заранее, что позволило многим импортерам, как официальным, так и параллельным, запастись автомобилями с более низкой себестоимостью. По оценкам экспертов, этих запасов хватит на 3–4 месяца. В данный момент дилеры активно распродают такие машины по старым ценам, нередко предлагая существенные скидки.

Как это отразится на ценах и продажах?

После исчерпания складских запасов цены на электромобили и гибриды неизбежно вырастут. Уже сейчас прогнозируется, что автомобили, ввезенные в 2025 году, подорожают на сумму, сопоставимую с увеличением утильсбора, — примерно на 600 000 рублей.

Помимо утильсбора, на стоимость машин повлияют и другие факторы:

  • Волатильность курса рубля, которая может увеличить затраты на импорт, а может и уменьшить;
  • Изменение ключевой ставки, что скажется на кредитных ставках для покупателей;
  • Логистические издержки, которые остаются высокими из-за санкций и ограничений.

Особую роль играют особенности параллельного импорта. Покупатели, приобретающие автомобили через агентов, платят минимальную пошлину в размере 3 400 рублей. В то же время официальные импортеры обязаны закладывать полную сумму утилизационного сбора в стоимость автомобилей. Это создает неравные условия конкуренции и может привести к перераспределению спроса в пользу параллельного импорта. Если в 2024 году на официально представленные бренды приходилось около трети продаж "зеленых" автомобилей, то в 2025 году этот показатель может снизиться еще сильнее.

Прогноз продаж в 2025 году

Рынок электромобилей в 2025 году вырастет на 5–10%. Основным драйвером роста станут последовательные гибриды, продажи которых могут увеличиться на 50–100% благодаря их практичности и доступности.

Официальным брендам будет все сложнее удерживать позиции на российском рынке. Новые игроки, такие как Rox Motor, Exlantix и Avatr, ориентированные на премиальный сегмент, столкнутся с проблемами из-за высокой стоимости входа и ограниченного объема продаж.

Кто останется в выигрыше?

Наибольшую выгоду от сложившейся ситуации получат:

  • Покупатели, успевшие приобрести автомобили до повышения утильсбора. Они смогут сэкономить значительную сумму, воспользовавшись текущими скидками.
  • Компании, занимающиеся параллельным импортом, которые смогут предложить покупателям более конкурентные цены по сравнению с официальными дилерами.

В то же время официальные импортеры, скорее всего, столкнутся с уменьшением доли рынка. Их задача — найти новые способы привлечения клиентов, например, за счет улучшения гарантийных обязательств, расширения сервисных услуг или программ лояльности.

Повышение утилизационного сбора — это очередной вызов для автомобильного рынка России. Оно окажет значительное влияние на структуру спроса, цены и конкуренцию в сегменте "зеленого" транспорта. Рынок, как всегда, найдет пути адаптации, но изменения могут быть болезненными для некоторых игроков. Успеют ли официальные бренды найти свои преимущества и удержаться на плаву? Ответы на этот вопрос принесет только время. Однако уже сейчас ясно, что эра доступных электромобилей и гибридов в России временно откладывается.