Найти в Дзене
Анатолий Ковалёв

Машина твоего бати. ВАЗ 2106!

Всем привет! Сегодня у нас легенда российского автопрома, машина, которая 1000% была в каждой семье — ВАЗ 2106. Хочется рассказать про историю «шестерки» и взбудоражить Ваши ностальгические чувства. ВАЗ-2106 («Lada») — легковой заднеприводный автомобиль с кузовом типа седан. Разработан на Волжском автомобильном заводе. Выпускался с 1976 по 2006 год. Первый автомобиль ВАЗ-2106 сошел с III линии главного конвейера 21 февраля 1976 г., когда в Тольятти освоили производство модели ВАЗ-2106 (Lada 1600), которая была переработана для отечественных условий эксплуатации из FIAT 124 Speciale образца 1972 года. ВАЗ-2106 является рестайлинговой версией ВАЗ-2103. «Шестёрка» отличается от ВАЗ-2103 более мощным 80-сильным двигателем ВАЗ-2106 рабочим объёмом 1,6 л, иной схемой электрооборудования и изменённым оформлением кузова и салона. В 1979 году завод наладил выпуск менее мощных модификаций ВАЗ-21061 с 71-сильным двигателем ВАЗ-2103 и ВАЗ-21063 с 64-сильным двигателем ВАЗ-21011. Они популярностью
Оглавление

Всем привет! Сегодня у нас легенда российского автопрома, машина, которая 1000% была в каждой семье — ВАЗ 2106. Хочется рассказать про историю «шестерки» и взбудоражить Ваши ностальгические чувства.

ВАЗ 2106 1976 года выпуска
ВАЗ 2106 1976 года выпуска

Немного истории

ВАЗ-2106 («Lada») — легковой заднеприводный автомобиль с кузовом типа седан. Разработан на Волжском автомобильном заводе. Выпускался с 1976 по 2006 год.

Первый автомобиль ВАЗ-2106 сошел с III линии главного конвейера 21 февраля 1976 г., когда в Тольятти освоили производство модели ВАЗ-2106 (Lada 1600), которая была переработана для отечественных условий эксплуатации из FIAT 124 Speciale образца 1972 года.

FIAT 124 Speciale
FIAT 124 Speciale

ВАЗ-2106 является рестайлинговой версией ВАЗ-2103. «Шестёрка» отличается от ВАЗ-2103 более мощным 80-сильным двигателем ВАЗ-2106 рабочим объёмом 1,6 л, иной схемой электрооборудования и изменённым оформлением кузова и салона.

В 1979 году завод наладил выпуск менее мощных модификаций ВАЗ-21061 с 71-сильным двигателем ВАЗ-2103 и ВАЗ-21063 с 64-сильным двигателем ВАЗ-21011. Они популярностью «шестёрки» в народе не пользовались, но масштаб их производства нарастал (особенно 21063), и в условиях советского дефицита потребителю приходилось мириться с сочетанием дорогого и утяжелённого кузова со слабым двигателем, заметно ухудшавшим динамику.

В 1982 году проведена первая модернизация автомобиля. На ВАЗ-2106 начали монтировать модернизированные 75-сильные (по новому ГОСТу) двигатели ВАЗ-2106. На заднем крыле по линии молдинга перестали устанавливать светоотражатели.

ВАЗ 2106 1982 года выпуска
ВАЗ 2106 1982 года выпуска

В 1988-м модернизацию прошла система выпуска: в ней поставили прокладку и гайку одноразового пользования. В 1990 году на ВАЗе освоили своего рода комплектацию «Люкс» — ВАЗ-21065 со стандартным двигателем ВАЗ-2106 с бесконтактной системой зажигания, карбюратором типа «Солекс» (21053-1107010-03), галогенными фарами, улучшенной обивкой салона и иными подголовниками сидений. Стоит отметить, что эти изменения салона «удешевили» автомобиль: нет плёночной имитации дерева на приборной панели, нет кожаного цветного салона.

Салон ВАЗ 2106 до изменений в 90-ые годы.
Салон ВАЗ 2106 до изменений в 90-ые годы.
Салон ВАЗ 2106 после 1990-ого года.
Салон ВАЗ 2106 после 1990-ого года.

Экспорт автомобиля

История экспорта ВАЗ-2106 включает следующие основные моменты:

Неудачный старт экспорта. Особенно плохо дела шли в европейских странах с высокими ценами на бензин. В 1979 году выпустили модель ВАЗ-21061 (с мотором от «тройки») и ВАЗ-21063 с двигателем от ВАЗ-21011 (объёмом 1,3 литра и мощностью 64 л.с.). С этого момента экспорт ВАЗ-2106 начал развиваться. 

Поставки в Канаду. В конце 1970-х годов в СССР решили начать поставки автомобилей ВАЗ в Северную Америку — но не в США, а в Канаду. Для этого создали предприятие LadaCanada Inc., которое и осуществляло с мая 1978 года импорт и продажи автомобилей Lada на североамериканском рынке. В 1978 году в Северной Америке было продано примерно 1 000 автомобилей из Тольятти, а уже в следующем, 1979-м, покупателей нашло свыше 5 600 машин. В начале восьмидесятых цифра достигла и вовсе невероятного уровня — 12 900 экземпляров. 

Lada 1500S для Канады
Lada 1500S для Канады

Поставки в США. В 1979 году нью-йоркская компания Satra Industrial решилась на адаптацию и экспорт продукции Lada в США, однако после ввода советских войск в Афганистан Конгресс тут же остановил торговые отношения с СССР. 

Всего за рубеж отправили чуть больше полумиллиона машин, в том числе 420 тысяч за советский период. В общей сложности ВАЗ-2106 поставлялся как минимум в 35 стран мира (не считая государств СНГ после 1991 года). Среди них был не только почти весь «Восточный блок», но и ряд стран Западной Европы, Ближний Восток, Австралия, Сингапур и даже Панама.

Lada 1600ES для Великобритании
Lada 1600ES для Великобритании

Конец производства

Производство ВАЗ-2106 было начато на Волжском автомобильном заводе в 1976 году. С 1998 года автомобиль выпускался на конвейере компании «Рослада» в Сызрани. В 2002 году производство было перенесено на завод «Ижавто» в Ижевске. В январе 2006 года ВАЗ-2106 был снят с производства через 30 лет после начала выпуска. Количество выпущенных автомобилей ВАЗ-2106 за период с 1976 по 2006 год составляет 4 397 000 штук (второй по массовости автомобиль в истории АвтоВаза).

Современное видение ВАЗ 2106
Современное видение ВАЗ 2106

Итоги

После всей прочитанной информации ВАЗ 2106 по праву можно назвать легендой российского автопрома. Этому способствует и количество проданных автомобилей, и история экспорта за границу, но самое главное — это наши детские воспоминания. В моей семье «шестёрка» была первой машиной отца. Чего я только не видел с этим автомобилем: рулил, сидя на коленках; спал на заднем сидении, пока отец «культурно» отдыхал с мужиками. Заслуживает внимания «шестерочный» радиатор печки, с которым все зимы были нипочем. Как автомобилист я мало познакомился с ней, катался пару раз у друзей, но все мы знаем эти ощущения, когда садишься в нашу классику: улыбке нет конца и края! Единственное, что меня расстраивает, — это очень долгое производство модели. Прогресс не стоит на месте, и в какой-то период времени машина начинает смотреться устарелой в текущих реалиях, и это очень сильно ударяет по ее имиджу, который был во времена выпуска. В моем понимании, ВАЗ 2106 с 1990-х годов уже стала выглядеть в глазах людей устаревшим автомобилем, к этому можно добавить и его удешевление. Несмотря на это, ничего не помешает воспринимать автомобиль с теплотой в душе и чувством ностальгии. Если я упустил интересные факты про «шестёрку», то пишите в комментариях, мне будет интересно узнать что-то новое.

Спасибо, что дочитали до конца, благодарю Вас! На этом у меня всё, до встречи в других статьях.