Найти в Дзене

Плодотворный диван семьи Толстых и другие детали усадебного дома Ясной Поляны

Разумеется, в Ясной Поляне стоит заглянуть в усадебный дом, куда пускают только с экскурсией. Перед этим наш экскурсовод рассказал несколько вещей и на улице. Например, поведал о том, что перед нами всего лишь бывший правый флигель шикарного дома в стиле ампир с каменным цоколем и деревянным верхом. Его построили при Николае Толстом и именно в том несуществующем ныне доме родился малыш Лёва. Дом стоял между двумя флигелями – получается, правее от того места, откуда я делаю кадр.

Лев Толстой был одним из пятерых детей в семье, причём младшим из четырёх братьев. В 1847 году братья поделили между собой имущество родителей и Льву досталась Ясная Поляна. Поначалу он хотел посвятить себя жизни в деревне, но как-то романтика ведения хозяйства его не зацепила (ничего, зато потом зацепит так сильно, что от плуга не оттащить будет).

Толстой на несколько лет ушёл в армию. И вот, будучи на Кавказе, он решил издавать для солдат газету и журнал «Военный листок», на что нужны были деньги. А чтобы получить деньги, нужно было что-то продать. Продали дом. В прямом смысле продали, «на своз», то есть разобрали и увезли, собрав воедино на новом месте, в селе Долгом в 20 километрах отсюда. И дом стоял там до 1913 года, пока его не разобрали совсем.

Читайте предыдущий эпизод дневника (Тула. Июнь 2023 года. День 2: Ясная Поляна. Эпизод 1/3):

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Даже фотография сохранилась, так выглядел родной дом Льва Толстого в Долгом. Торжественнее, конечно, чем то, что теперь.

К слову, газету для солдат так и не получилось издавать, цензура не разрешила. А часть денег пошла на уплату карточного долга, поэтому иногда так и говорят: «Лев Толстой в молодости проиграл свой родной дом в карты».

Ладно, давайте зайдём в тот дом, который есть сейчас.

-3

В смысле, внутри нельзя фотографировать? На телефон в том числе?

Экскурсовод строго потребовал не фотографировать во время экскурсии и один раз сделал жёсткое замечание барышне, которая нарушила это требование. Отчего такие строгости, я не понял. Самое рациональное объяснение может быть связано с очень плотным потоком экскурсионных групп в усадебном доме: едва экскурсовод заканчивает рассказ в одной комнате, так тут же мы видим, как за нашими спинами появляется другая группа. Группы несколько раз сталкиваются друг с другом в коридорах и уступают дорогу, а комнаты маленькие, и едва можно что-то рассмотреть, а уж фотографировать или делать лук... простите, селфи совсем некогда.

И это то, что меня действительно расстроило. Я понимаю, что поток посетителей большой, и я этому рад. Но проникнуться хорошим (действительно неплохим, было интересно) рассказом экскурсовода о жизни и смерти Толстого было трудновато, когда ты, ещё и с невысоким ростом, едва мог рассмотреть из-за спин других людей обстановку маленьких комнат, а потом тебя тут же подгоняли другие экскурсанты. Это же не Макдональдс, где «взял и пошёл», дайте хоть минутку проникнуться культурой!

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Давайте покажу парочку не своих фотографий, а тех, которые мне удалось найти в открытых источниках, с увиденными мной понравившимися предметами.

Если дом, где родился Толстой, не сохранился, то диван, где родился Толстой, сохранился. На этом же диване родились его братья и сестра, большинство его детей и две внучки. Воистину плодотворный диван! Толстой даже упоминал его в нескольких произведениях. По крайней мере, так предполагают исследователи. На этом диване, по их мнению, несчастная «маленькая княгиня» Лиза Болконская родила сына в предсмертных муках:

Князь Андрей вошёл в комнату и остановился перед ней, у изножья дивана, на котором она лежала. Блестящие глаза, смотревшие детски испуганно и взволнованно, остановились на нём, не изменяя выражения. «Я вас всех люблю, я никому зла не делала, за что я страдаю? Помогите мне», – говорило её выражение. Она видела мужа, но не понимала значения его появления теперь перед нею. Князь Андрей обошел диван и в лоб поцеловал её.

Толстой неспроста вспоминал сей диван, ибо он стоит в его рабочем кабинете.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Не знаю, хорошо ли ведут каждую экскурсию в усадебном доме, но наш экскурсовод достаточно любопытно совместил рассказ о доме с историей смерти Толстого, акцентировав внимание в последних посещённых нами комнатах на противоречиях между супругами в последние годы жизни писателя, его желании претворять в жизнь идеалы аскетизма (что не особо-то поддерживала жена) и, наконец, его решении покинуть Ясную Поляну и последнем путешествии, которое не выдержал старый организм.

На фото – так называемая «комната для приезжающих», поскольку сюда часто селили гостей. Какое-то время здесь был кабинет Льва Толстого, тут, скажем, он писал «Анну Каренину». Бюст в комнате – это умерший в 1860 году старший брат в семье Николай, отсюда другое название комнаты – «комната с бюстом». Здесь в ноябре 1910 года поставили гроб с телом Толстого: благодаря удобному выходу на улицу сюда можно было пускать потоки посетителей, желавших попрощаться с величайшим писателем того времени.

-6

Теперь опять на улицу.

Запоминающийся элемент усадебного дома – пристроенная к нему в 1892 году терраса с белыми балясинами и вырезанными на них лошадками, человечками и петушками. Наверное, если туда пройти, то можно было бы попозировать, облокотившись на ограду, но опять защита от надоедливых туристов – вход на террасу закрыт. Тем не менее, можно представить, как тут сидел постаревший Лев Николаевич за чашкой чая и беседовал с каким-нибудь своим гостем, объясняя ему сущность мироздания.

-7

Рядом с домом – три мелкие постройки, которые вместе с домом образуют уютный хозяйственный дворик. На фото – Белая кухня, где пекли хлеб и обедала прислуга. Если я не ошибаюсь (поправьте, если ошибаюсь), белой кухней называли кухню для господ, чёрной – для слуг. Разумеется, не только блюда, но и набор ингредиентов в двух кухнях различался, оттого их было проще развести по разным зданиям.

Внутри сейчас служебное помещение, пройти нельзя.

-8

Весной 2023 года рядом с усадебным домом поставили бочку и подвели к ней трубу с краником. Я не проверил, работает ли краник, но вроде он должен давать питьевую воду. Бочка служит напоминанием, как во времена Толстого примерно тут, на малом хозяйственном дворе, стояла большая бочка на 300 литров, а Лев Николаевич периодически запрягал лошадь по кличке Крыса и вместе с бочкой ездил к источнику за водой.

-9

Это место, на котором стоял старый усадебный дом. Видите камень у тропинки? На нём надпись: «Здесь стоял дом, в котором родился Л. Н. Толстой».

А на брусьях Лев Николаевич отстаивал звание босса качалки. Это он на словах был Лев Толстой, философ и писатель, а на деле крепкий мужик, проживший до 82 лет благодаря активному образу жизни и физическим занятиям.

-10

Так называемый Флигель Кузминских – другой флигель разобранного усадебного дома. Можете сравнить его архитектуру и размеры с домом Толстого и догадаться, что первоначально они были одинаковыми, но дом Толстого, после того, как он превратился из флигеля в главное усадебное строение, был расширен и достроен по бокам. А это здание так и осталось небольшим.

После того, как Толстой закончил военную карьеру и вернулся домой, в этом здании очень недолго, в 1859–1862 годах, была школа для крестьянских детей. Потом тут жили гости усадьбы. Часто здесь останавливалась Татьяна Кузминская, младшая сестра жены Толстого. (Я всё равно не запомню, что сестра жены – это свояченица, не заставляйте меня.) Поэтому за зданием закрепилось название Флигеля Кузминских.

Сейчас здесь литературная экспозиция и временные выставки. Что, и здесь фотографировать нельзя? Эх, ладно. Правила нарушать не буду. А вы пока тоже сделайте перерыв, потом ещё успеем погулять по усадьбе.

Это был эпизод 2/3 из дневника «Тула. Июнь 2023 года. День 2: Ясная Поляна». Продолжение здесь:

Все эпизоды цикла:

Тула. Июнь 2023 года | Дневник (не)путешественника | Дзен