Найти в Дзене

Последний путь Льва Толстого. О могиле писателя в Ясной Поляне и памятной станции Козлова засека

После того, как я поворчал на запрет делать фотографии в музейных экспозициях, немного прогуляемся по территории Ясной Поляны. Пожалуй, меня всё-таки раздражают мелочи вроде подобного запрета или строгого времени экскурсии в комнатах усадебного дома. Вроде бы здания красивые, усадьба замечательная, экскурсовод хорошо рассказывает, но детали портят впечатление. Возможно, я просто не с той ноги встал и надо сюда приехать в другое время и в другом настроении. Вот, например, Кучерская изба на фото. Здесь воссоздан интерьер крестьянской избы XIX века, проводятся интерактивные экскурсии и занятия для детей. Можно зайти внутрь самостоятельно, но сейчас тут закрыто, хотя вроде бы должно быть открыто. То есть надо идти обратно к кассе и покупать билет сюда, чтобы открыли, или как? Неясно. Читайте предыдущий эпизод дневника (Тула. Июнь 2023 года. День 2: Ясная Поляна. Эпизод 2/3): Дом Волконского – самое старое каменное здание в усадьбе. Предполагают, что в нём мог жить Николай Волконский до стр

После того, как я поворчал на запрет делать фотографии в музейных экспозициях, немного прогуляемся по территории Ясной Поляны. Пожалуй, меня всё-таки раздражают мелочи вроде подобного запрета или строгого времени экскурсии в комнатах усадебного дома. Вроде бы здания красивые, усадьба замечательная, экскурсовод хорошо рассказывает, но детали портят впечатление. Возможно, я просто не с той ноги встал и надо сюда приехать в другое время и в другом настроении.

Вот, например, Кучерская изба на фото. Здесь воссоздан интерьер крестьянской избы XIX века, проводятся интерактивные экскурсии и занятия для детей. Можно зайти внутрь самостоятельно, но сейчас тут закрыто, хотя вроде бы должно быть открыто. То есть надо идти обратно к кассе и покупать билет сюда, чтобы открыли, или как? Неясно.

Читайте предыдущий эпизод дневника (Тула. Июнь 2023 года. День 2: Ясная Поляна. Эпизод 2/3):

-2

Дом Волконского – самое старое каменное здание в усадьбе. Предполагают, что в нём мог жить Николай Волконский до строительства крупного усадебного дома, но, скорее всего, данное здание появилось ещё до него. При Льве Николаевиче в Доме Волконского жила прислуга, была чёрная кухня и министерство культуры прачечная, а в одном крыле дочь Толстого Татьяна держала художественную мастерскую. Сейчас здание предназначено для администрации музея, библиотеки и временных выставок. Но и их не посетишь, поскольку дом недавно закрыли на реставрацию, что заметно и снаружи. Обещают открыть в следующем году.

-3

Давайте хоть на коняшек посмотрим, что ли. Конюшня здесь была при Толстом, а ещё при ней был устроен каретный сарай. Сейчас в конюшне живёт полтора десятка лошадей и шетлендские пони, тут работает конноспортивный клуб «Ясная Поляна», который проводит занятия по верховой езде, конные экскурсии и прогулки.

-4

Центральную территорию усадьбы, где стоят исторические и реконструированные здания, можно довольно быстро обойти: она занимает примерно квадрат 500 на 500 метров. В целом же территория бывшей усадьбы с рощами и садами немаленькая, раз в десять больше. Наверное, стоило заранее спланировать выезд в Ясную Поляну так, чтобы вдоволь прогуляться по этой местности. В глубинах усадьбы можно найти любимую скамейку Льва Толстого, купальню на реке Воронке и некоторые другие мелкие объекты, в основном, конечно, воссозданные. Да и природа красивая.

Мы же сегодня посмотрим только один относительно отдалённый объект – могилу Льва Николаевича.

-5

[Переходит на шёпот.] Хорошо, хорошо. Я не громко рассказываю.

-6

Толстой просил, чтобы его похоронили в Ясной Поляне без каких-либо обрядов. Так и сделали. Ни креста, на надгробного камня, лишь холмик на краю оврага. И это очень красиво, особенно после моего бурчания относительно музейных объектов в усадьбе.

Лев Николаевич хотел, чтобы его закопали примерно здесь, где должна быть «зелёная палочка». Легенду о зелёной палочке придумал брат Льва Николай в детстве: есть некая великая тайна, которая записана на зелёной палочке на краю оврага в Ясной Поляне, и тайна эта, если её прочесть, позволит сделать так, что больше не будет войн и болезней, никто не будет умирать и все станут «муравейными братьями». Наверное, толстовство и было попыткой писателя найти ту самую зелёную палочку. Жаль, мы так до сих пор её не нашли, если не совсем уж потеряли след...

-7

Вот такая Ясная Поляна, которую я ни в коем случае не ругаю и не критикую, просто констатирую факт, что немного неудачно приехал и не «распробовал» место. Кроме этого, как и в Михайловском в Пушкинских горах, не стоит ограничиваться стандартной программой и посещать только усадебный дом и окружающие постройки. Толстой и его эпоха оставили свой след и в округе. Чтобы в этом убедиться, я решил вернуться в Тулу по железной дороге со станции Ясная Поляна в 3,5 километрах отсюда.

-8

Станция Ясная Поляна до революции носила более оригинальное название – Козлова засека. Когда-то давно в этих местах жил воевода Данила Козловский Козлов и здесь располагалась зáсека – оборонительное сооружение из поваленных деревьев, которыми была наполнена засечная черта.

В конце XIX – начале XX века этой станцией часто пользовался живший рядом Лев Толстой, сюда приходила многочисленная корреспонденция на его имя. А потом, в 1910 году, сюда привезли гроб с его телом после того, как он умер на станции Астапово Рязанской губернии. В начале 2000-х годов решили не просто отремонтировать изрядно обветшавшую станцию, но превратить её в историко-культурный комплекс, где бы всё было похоже на состояние станции до революции. В здании вокзала расположен небольшой музейчик, посвящённый и Льву Толстому, и истории железнодорожной станции.

-9

Поначалу, когда здесь провели железную дорогу в 1860-е годы, Козлова засека была полустанком с небольшим зданием вокзала. В 1902 году здесь появилось и багажное отделение, и погреб, и путейский дом. Всё это постарались воссоздать на небольшой территории, и сделали настолько отлично, что хочется спросить у РЖД: а каждую мелкую станцию вы не могли бы в такой вид привести? Ну так чтобы без замазанных серой краской заборов и завешанных пластиком исторических зданий XIX века?

-10

«Жду с большим волнением твоего письма, милый друг, и иду за ним в 5 часов вечера на Козловку», – писал Толстой жене. Козловкой он сокращённо называл Козлову засеку. Расположение недалеко от усадьбы способствовало тому, что станцией пользовались и гости Толстых.

Стоит отметить, что Лев Николаевич в последнее путешествие по железной дороге отправился не с Козловой засеки, а со станции Щёкино, она через одну станцию по ходу на юг отсюда. Тем не менее, о его путешествии напоминает бюст перед входом в музейчик с цитатой, произнесённой им во время последнего пути: «Все мы пассажиры в этой жизни...»

Когда Толстой был уже в Астапово и ему пришлось заполнять карточку на проживание в квартире, которую выделил при станции её начальник, он надиктовал данные в графы Ф.И.О., возраста и прочего и задумался над графой «должность». По словам присутствовавшего при этом старшего врача железнодорожной амбулатории Стоковского, писатель улыбнулся и произнёс: «Какая разница? Пишите – пассажир поезда № 12. Все мы пассажиры в этой жизни. Но один только входит в свой поезд, а другой, как я, схожу». Так и было написано в итоге: «должность – граф, пассажир».

-11

В музей при станции я уже не попал, ибо подошёл поздно. Но твёрдо убедился, что стоит ещё поездить по толстовским местам: на упомянутой станции Щёкино, например, тоже постарались облагородить пространство и сделать на вокзале выставку, в Тульской области работают в качестве музеев усадьбы семьи Толстых Малое Пирогово и Никольское-Вяземское. Впрочем, как уже говорил, Тульская область будет ждать когда-нибудь потом.

А на сегодня всё.

Это был эпизод 3/3 из дневника «Тула. Июнь 2023 года. День 2: Ясная Поляна». Продолжение здесь:

Все эпизоды цикла:

Тула. Июнь 2023 года | Дневник (не)путешественника | Дзен