Найти в Дзене
EdDesign Mag

14 трендов ушедшего года

Импортозамещение, архитектурные конкурсы, попытки типизировать образовательное пространство — какие факторы определяют облик российских школ? Рефлексия от игрока рынка: генеральный директор ED Architecture Елена Аралова формулирует и анализирует основные тренды 2024 года в школьном строительстве. 2024 год отметился драматичными открытиями новых зданий школ. Унификация образования (приведение образовательных систем, программ, стандартов и требований к единому образцу) хоть и осложнила жизнь частным школам, но не сломила дух действующих лиц. Благотворители по-прежнему вкладываются в образование. Амбициозные школьные здания по-прежнему строятся, хотя политические и экономические обстоятельства умерили пыл новых игроков в отрасли 一 «вновь прибывших» на рынке больше нет. Развиваются и наращивают инфраструктуру действующие школы Елена Аралова, генеральный директор ED Architecture Отчасти с подачи властей российские корпорации активно выходят на иностранные рынки: они инициируют строительство
Оглавление

Импортозамещение, архитектурные конкурсы, попытки типизировать образовательное пространство — какие факторы определяют облик российских школ? Рефлексия от игрока рынка: генеральный директор ED Architecture Елена Аралова формулирует и анализирует основные тренды 2024 года в школьном строительстве.

1. Построенные школы: благотворители и немного нервно

2024 год отметился драматичными открытиями новых зданий школ.

  1. Здание частной школы «Новый взгляд» открылось с опережением на год. Новый кампус находится в Москве, в Хамовниках, он рассчитан на 540 учеников. Инвестором проекта выступила группа компаний «Регион».
  2. Частная школа «Сколка», напротив, опоздала с открытием нового здания ー запустила его только к середине ноября. Но компенсировала задержку вниманием мэра Москвы, который посетил кампус и написал в своих социальных сетях об открытии частного образовательного проекта. «Сколка» рассчитана на 825 учеников, инвестор проекта — Андрей Комаров, в прошлом владелец Челябинского трубопрокатного завода и реформатор лучшего в стране колледжа — Первоуральского.
  3. Здание специализированного учебно-научного центра Новосибирского госуниверситета (СУНЦ НГУ) на 625 учеников открылось еще в начале лета. Три месяца в нем проводили тест-драйв, запустив детей в новые корпуса на «Летнюю школу» и параллельно исправляя строительные и инженерные недостатки. Школа государственная, но новые корпуса строились за счет частных средств предпринимателей, в прошлом выпускников Новосибирского университета

Унификация образования (приведение образовательных систем, программ, стандартов и требований к единому образцу) хоть и осложнила жизнь частным школам, но не сломила дух действующих лиц. Благотворители по-прежнему вкладываются в образование.

2. Школьные здания, которые появятся в ближайшие пару лет

Амбициозные школьные здания по-прежнему строятся, хотя политические и экономические обстоятельства умерили пыл новых игроков в отрасли 一 «вновь прибывших» на рынке больше нет. Развиваются и наращивают инфраструктуру действующие школы
Елена Аралова, генеральный директор ED Architecture

3. «Мягкая» сила

Отчасти с подачи властей российские корпорации активно выходят на иностранные рынки: они инициируют строительство школ с русской образовательной программой и формируют вокруг них социальные и образовательные сообщества.

  • Подразделение «Росатома» проектирует образовательный центр в Бангладеш. Аналогичное пространство уже работает в Мьянме: он занимает площадь 700 м² и вмещает до 10 сотрудников и до 62 посетителей. В центре проводятся лекции и мастер-классы, нацеленные на развитие экологического мышления и культуры, продвижение технического образования и просвещение в сфере атомных технологий. Дизайн помещения сделан в футуристическом стиле 一 с использованием стекла, перфорированной сетки и живых растений, в оформлении использованы национальные орнаменты, сделанные местными мастерами.
  • Группа компаний «Самолет» профинансировала международный конкурс на проектирование кампуса со школой и детским садом в ОАЭ.
  • При поддержке Россотрудничества и фонда «Русский мир» строятся центры изучения русского языка в Кыргызстане.

4. Стандартизация

Власти не оставляют попыток создать шаблон образцового школьного здания, по которому, как по лекалу, будут строиться новые «школьные дома». Отступать от стандарта в Москве теперь запрещено.

Документ, разработанный городским департаментом образования, определяет устройство школьного здания, его технологическую начинку (мебель и оборудование) и все детали интерьера.

Такая стандартизация освобождает девелоперов от поиска талантливых «школьных» архитекторов и дает возможность сэкономить на проектных работах. Для проектировщиков открывается ниша технологичного, конвейерного проектирования с низкими издержками и рисками. А регион получает предсказуемое устройство школьных зданий. Но унификация несет в себе и угрозы: стандарт усложняет развитие субъектности в школе, тормозит изменения, инновации; консервирует школу, увеличивая ее разрыв с окружающей действительностью
Елена Аралова, генеральный директор ED Architecture

5. Девелопер — главный игрок отрасли

Бум жилищного строительства, подогреваемый льготной ипотекой, нарастил и число школ, которые строятся девелоперами в новых жилых кварталах. Теперь главным драйвером рынка школостроения стали девелоперы, потеснив благотворителей, вкладывающих личные средства в строительство амбициозных школьных зданий
Eлена Аралова, генеральный директор ED Architecture

Такой расклад сил открывает новые возможности: строительные компании — со свойственной им рыночной «злобностью» — «тренируют» подрядчиков и проектировщиков строить быстрее и дешевле и тем самым накачивают их профессиональные «мускулы». Конкуренция на рынке недвижимости подталкивает девелоперов к более амбициозным архитектурным решениям.

Но тренд несет и свои угрозы: связка «девелоперы — чиновники» пока работает плохо, и нестандартные предложения строительных компаний часто разбиваются о двери отделов образования. Чиновники считают, что лучше знают, как строить школы, и своевольничать не позволяют. К тому же из тройки «цена-сроки-качество» девелоперы чаще всего выбирают первые два пункта.

6. Конкурсы архитектурных концепций

В школьные проекты активно внедряются архитектурные конкурсы: архитектора выбирают не по портфолио и коммерческим условиям, а «идейно» — по наброскам, эскизам будущей школы.

Один из последних примеров такого подхода: MR Group построит образовательный комплекс в новом мультиквартале по проекту победителя международного конкурса, в котором участвовало пять архитектурных бюро из России и Китая. Победителем стал IND Architects, который предложил сделать кластер по типу мини-города, состоящего из небольших разнохарактерных блоков.

Архитектурные конкурсы снижают риски заказчика, он покупает готовую идею, а не «кота в мешке», а архитекторов такая конкуренция подстегивает к более смелым и ярким решениям. Конкурсы открывают двери для новичков рынка — архитекторов, которые школы раньше не проектировали, и их свежий взгляд оказывает на рынок благотворное влияние.

Проблема в том, что любая амбициозная идея школьного здания должна быть «подкреплена» нормативной базой и нужной экономикой. Не все победители архитектурных конкурсов способны справиться с этой задачей
Елена Аралова, генеральный директор ED Architecture

7. Сила сообщества против маркетингового эгоизма

В проектировании школьного здания участвуют до десятка разных компаний, но называть их в публичном поле не принято. В качестве автора проекта указывается одно именитое бюро, партнеры и подрядчики остаются в тени. Однако в 2024 году стали появляться прецеденты с другим подходом.

Компания Nedvex, разрабатывающая школу в Сочи, собрала несколько архитекторов и предлагает им вместе подумать над концепцией школы. А команда PLAYSCHOOL провела серию публичных, открытых обсуждений возможной образовательной концепции школы с экспертами рынка. Коллективные размышления, открытая и бескорыстная помощь наверняка обогатили вдохновением, смыслами, идеями не только команду PLAYSCHOOL, но и привлеченных участников этого эксперимента.

8. Импортозамещение

Импортные мебель и оборудование, чистовые отделочные материалы в большинстве своем сейчас российским школам недоступны. Производители полов, потолков, материалов для отделки стен весьма успешно локализовали свое производство. Импортозамещение запустило развитие российских производственных площадок: цеха в гараже сменились мощными автоматизированными конвейерами.

А вот российских поставщиков мебели с собственным дизайном до сих пор можно пересчитать по пальцам — несмотря на то, что девелоперы и частные инвесторы готовы покупать качественную, эргономичную школьную мебель по цене выше среднего. Большинство мебельных компаний перешли на подделку немецких стульев и финских парт. Выглядит такая мебель несколько комично: она тяжеловесна, низкого качества и эргономики
Елена Аралова, генеральный директор ED Architecture

Федеральный закон, обязывающий школы выбирать самое дешевое решение, игнорируя качество и эргономику изделия, — непреодолимый тормоз мебельного рынка. У поставщиков качественной мебели по-прежнему нет доступа на рынок школ. Плюс почти нулевая защита авторского права убивает мотивацию мебельной фабрики вкладываться в собственные разработки.

9. Нормативная гильотина

На базе Аналитического центра при Правительстве РФ очередная рабочая группа («Гильотина 2.0») начала оптимизировать нормативные требования к проектированию и строительству школ. Попытки избавиться от устаревших норм раз за разом повторяются на протяжении последних пяти лет — пока, увы, безуспешно. Нормы не столько жесткие, сколько противоречивые и невнятно написанные, что создает широкое поле для их интерпретации и манипуляций.

Очевидно, что государство осознает проблему и работает с ней, а чиновники стремятся создать поле для диалога — редкий случай, когда к обсуждению привлечены директора школ, проектировщики, строительные компании.

Но, кажется, успеха добиться не удастся:

  • в обществе запрос на тотальную безопасность ребенка, поэтому горки и качели чиновники стремятся запретить («дети могут ушибиться»), а коридоры сделать пустыми и негорючими («а вдруг пожар»);
  • полная ответственность за ученика в школе лежит на учителе 一 логично, что школа тоже пытается избавиться от любых рисков, стерилизуя, вычищая пространство до пустоты;
  • профильные чиновники (по пожарной, санитарной безопасности) обычно тревожны, склонны к избыточным ограничениям, предпочитают «перестраховаться» — и тоже не готовы к компромиссам.

10. Новый архитектурный стиль

Новые требования к Архитектурно-градостроительным концепциям коснулись и школ: главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов основательно взялся за школьные фасады. Москомархитектура больше не хочет закрывать глаза на убогие оштукатуренные фасады социальных объектов и резко подняла планку своих эстетических ожиданий.

Их уже начали претворять в жизнь: в Дмитровском районе Москвы фасады школы выполнят из металлических крупноформатных плит и декоративной штукатурки, выделив цветом акцентные элементы. В районе Щербинка на фасадах школы появятся объемные кубические элементы с контрастной отделкой внутренних плоскостей. В Молжаниновском районе фасады украсят яркими муралами.

всего, девелоперские компании, в поиске подходящих фасадных решений, вынуждены будут заменить «проектировщиков» на «архитекторов», что, безусловно, осовременит облик российских школ. Выиграют не только архитекторы, но и художники: от городских чиновников поступила команда «развивать искусство» на школьных фасадах.

Из минусов –  теперь, чтобы согласовать архитектурно-градостроительную концепцию школы в Москве, придется пройти семь кругов ада. И объем работ увеличился: нужно делать 3D-модели здания разной сложности и проработки, включать в визуализации достоверное благоустройство.

11. Петербург — чемпион по строительству новых школ

В 2024 году Санкт-Петербург стремительно вышел на первое место: каждая восьмая школа в стране оказалась введена в городе на Неве.

Власти Санкт-Петербурга выделили на строительство школ рекордную сумму: 46 млрд рублей. Девелоперы ввели в эксплуатацию 24 из 36 школ новых школ, еще пять были построены по концессии.

Горожане могут надеяться, что число учеников в классах снизится. «40 человек в классе - это норма», – рассказывал в 2023 году чиновник из Комитета по образованию Петербурга

На рынок Петербурга вышли московские гиганты: «ПИК», «А101», «Самолет» и другие. Растущая конкуренция наверняка подстегнет рост не только количества, но и качества школьных зданий.

Но невероятный консерватизм чиновников грозит перечеркнуть энтузиазм девелоперов в деле возведения авторских, инновационных зданий. Безопаснее — и, конечно, дешевле, быстрее — строить обычные, простые, «советского» типа школы, набитые типовыми классами, с узкими коридорами вместо рекреаций
Елена Аралова, генеральный директор ED Architecture

12. Рейтинг школьных проблем

Здание — это экзоскелет для школьной команды, оно «шьется четко по размеру», учитывает ценности школы и ее смыслы. Но архитектура школы не только отражает ценности образовательной команды, но и отвечает на вызовы отрасли. Эта среда вполне чувствительна к претензиям, предъявляемым к школьному образованию.

На страницах журнала EdDesign Mag мы провели опрос своих читателей и составили перечень наиболее болезненных проблем отрасли:

-6

Конечно, все эти проблемы взаимосвязаны и требуют комплексного решения. Архитектура может помочь в преодолении некоторых из этих сложностей.

13. Молчание — золото

2024 год был бедным на профессиональные дискуссии, минимум обсуждений и рефлексий. Профессиональное сообщество научилось обходить острые углы, сосредоточившись по большому счету на безопасных сегодня темах: «система оценивания в школах», «девелоперские достижения в образовании», «корпоративный бизнес и образование».

Общественная дискуссия обошла стороной почти все самые яркие инициативы властей:

  • законодательный запрет принимать в школы детей мигрантов, не прошедших обязательное тестирование на знание русского языка,
  • закон о запрете мобильных телефонов на уроках в школе,
  • обязанность школьных охранников иметь при себе наручники и резиновые дубинки, а также бронежилеты и служебное оружие на случай чрезвычайных ситуаций,
  • законопроект о штрафах за публичное оскорбление педагогов (от 5 до 30 тысяч рублей для физических лиц, для должностных до 200 тысяч рублей, а для юридических лиц — до 700 тысяч рублей),
  • федеральный проект «Ведущие школы», в рамках которого в каждом федеральном округе будет построено 12 школ для одаренных детей (аналоги школы «Летово»).

14. Инцидент года

Частная школа «Самолетум», введенная девелопером «Самолет» в сентябре 2023 года, за несколько недель до нового учебного года объявила о своем закрытии. По информации нескольких игроков рынка, застройщик начал переговоры о продаже школьного бизнеса. Родителям объявили, что у проекта «слишком длинная окупаемость». Пресс-служба «Самолета» объяснила решение о закрытии укомплектованностью частной школы менее чем на 50%.

Родители возмутились, история вышла в публичное поле, в переговоры о судьбе школы вмешалось правительство Московской области. После этого «Самолет» передумал закрывать школу и через некоторое время объявил о новом операторе: им стала компания «Цифриум», учрежденная предпринимателем Алексеем Половинкиным. 9 сентября школа открылась заново, сохранив административную команду и большую часть учеников.

Этот кейс в очередной раз показывает, что частное образование уязвимо, а интересы учредителя школы переменчивы. Но общественная дискуссия все еще способна повлиять на решения значимых игроков рынка
Елена Аралова, генеральный директор ED Architecture

Читать далее:

Как Санкт-Петербург вышел в лидеры по строительству школ?
Архитектура школы