Обманутый, отвергнутый, одинокий - вот каким мы помним Лермонтова по его лирике. А что если эта велеречивая жертва на деле является самым настоящим абьюзером? Ведь в кругах литературоведов Лермонтов давно известен в роли задиры, бретера и обладателя желчного характера. Он никогда не прощал обидчиков и даже обидчиц. Особенно лихо он обходился с женщинами, которые были виноваты лишь в том, что не пали ниц перед пророком, попутно расстегивая корсеты. История любви Лермонтова и Сушковой - наглядное тому доказательство.
Первая любовь
Весной 1830 года в Москве 15-летний Михаил Лермонтов познакомился с Екатериной Сушковой, подругой своей кузины Александры Верещагиной. Екатерина, старше его на два с половиной года, имела множество поклонников и не воспринимала юного поэта всерьез. В своем дневнике она писала:
"У Сашеньки встречала я в это время ее двоюродного брата, неуклюжего, косолапого мальчика лет шестнадцати или семнадцати"
А "неуклюжий мальчик" увидел в гостье свою первую музу. Летом того же года они вновь встретились в Середникове. Лермонтов пытался ухаживать за ней, но Сушкова подчеркивала разницу в возрасте и светском опыте.
«…Мне восемнадцать лет, я уже две зимы выезжаю в свет, а вы еще стоите на пороге этого света и не так-то скоро его перешагнете».
Вдохновленный неразделенной любовью, Лермонтов создал цикл стихов, названный позднее «сушковским»: «К Сушковой» («Черноокой»), «Благодарю!», «Зови надежду сновиденьем», «Нищий», «Стансы» («Взгляни, как мой спокоен взор…»), «Ночь», «Подражание Байрону» («У ног других не забывал…»), «Я не люблю тебя, страстей...», «Еврейская мелодия» и др. Со временем его отношение к Екатерине изменилось – из нежных чувств выросло желание отомстить. Лермонтов обладал болезненным самомнением и считал, что Катерина намеренно издевалась над ним, в то время как Сушкова просто отвергла юношу, который ей не нравился. Она никогда не обещала ему взаимности и не обязана была ее иметь. Лермонтов же руководствовался логикой своего героя Печорина и возомнил себя "топором судьбы".
Но дело было не только в любви. Сушкова задела самолюбие поэта и раскритиковала стихи, посвященные ее особе:
"Когда из вас выйдет настоящий поэт… тогда я с наслаждением буду вспоминать, что ваши первые вдохновения были посвящены мне, а теперь, Monsieur Michel, пишите, но пока для себя одного".
Жесткая отповедь навсегда запомнилась начинающему автору.
Возмездие
В 1833 году в Москве Сушкова влюбилась в Алексея Лопухина, кузена Лермонтова. Однако Верещагина, недовольная этим союзом, сообщила поэту о планах Екатерины. Лермонтов, решив развлечься и предотвратить брак, начал интригу: стал ухаживать за Сушковой, постепенно запутывая ее в сети ложных надежд. Теперь он уже не был неловким подростком, у него уже были светские манеры и опыт общения с женщинами.
В декабре 1834 года Лермонтов и Сушкова встретились на балу впервые за несколько лет. Поэт одновременно язвил и признавался в любви.
«Не помню теперь слово в слово разговор мой с Лермонтовым, но помню только, что я убедилась в том, что ему все было известно и что он в беспрерывной переписке с Л[опу]хиным; он распространялся о доброте его сердца, о ничтожности его ума, а более всего напирал, с колкостью, о его богатстве».
Его остроумие, поэтическая слава, умение флиртовать покорили сердце избалованной жеманницы. Она была в обиде на жениха, который все разболтал приятелю (хотя Лопухин этого не делал - постаралась Верещагина). Вскоре Екатерина, забыв о Лопухине, уверовала в чувства Михаила и уже ощущала себя его музой. Однако он лишь усиливал ее привязанность, чтобы затем неожиданно отвергнуть.
О своих манипуляциях Лермонтов подробно пишет Верещагиной, не боясь огласки из уст столичной сплетницы:
"Я понял, что m-lle С[ушкова], желая изловить меня (техническое выражение), легко скомпрометирует себя ради меня; потому я ее и скомпрометировал, насколько было возможно, не скомпрометировав самого себя: я обращался с нею в обществе так, как если бы она была мне близка, давая ей чувствовать, что только таким образом она может покорить меня…»
Лермонтов не ограничился простыми намеками и признаниями. Он открыто потребовал у возлюбленной, чтобы она разорвала помолвку с Лопухиным. Лермонтов угрожал, что вызовет соперника на дуэль. Катерина была в ужасе от этой перспективы. Но ее положение осложнялось давлением со стороны родственников, которые хотела организовать свадьбу Сушковой и Лопухина. Если бы дядя Катерины узнал о разговорах Лермонтова, он бы запретил им встречаться.
А Лермонтов даром времени не терял. Он отправил родственникам Лопухина письмо, где рассказал о его планах и скомпрометировал Сушкову, сказав, что она "почти принуждает (его, Лермонтова) ухаживать за ней":
"Эта женщина — летучая мышь, крылья которой цепляются за все, что попадается на пути!" - писал он.
Постичь глубину лицемерия Лермонтова помогает этот отрывок из записок Сушковой. Подумать только, эти записи разделяет всего несколько дней!
"Он был так нежен, так откровенен, (...) такими радужными красками описывал будущее житье наше в деревне, за границей, всегда вдвоем, всегда любящими и бесконечно счастливыми так, что я не выдержала, изменила той холодной роли, которая давила меня, и в свою очередь сказала ему, что люблю его больше жизни, больше, чем любила мать свою, и поклялась ему в неизменной верности».
К январю 1835 года Лермонтов добился своего: Лопухин покинул Петербург, а Сушкова осталась в растерянности. Михаил резко изменил свое поведение:
"Прежде всего в свете я стал более холоден с ней, а наедине более нежным, чтобы показать, что я ее более не люблю, а что она меня обожает (в сущности, это неправда); когда она стала замечать это и пыталась сбросить ярмо, я в обществе первый покинул ее, я стал жесток и дерзок" - пишет он в письме Верещагиной.
Из этого соблазнения Лермонтов сделал настоящее шоу, ведь рассказывал о нем знакомым и кичился успехом. В этих посланиях можно увидеть, как поэт смакует произведенный эффект и получает несказанное удовольствие от того, как мучается его жертва. Он с внимательностью исследователя подмечает малейшие изменения в поведении Катерины и реагирует на каждое из них так, чтобы еще больше опозорить ее в свете. Девушка получает ярлык отвергнутой, злится, но ее ненависть люди принимают за оскорбленные чувства. А Лермонтов радуется и хвастается Верещагиной, что "искусно всем этим воспользовался". Именно этот опыт станет основной психологической игры Печорина с княжной Мери. Она тоже не поспешит пасть перед ослепительным светом его обаяния и поплатится разбитым сердцем.
Донос на самого себя
Чтобы окончательно разорвать отношения с Сушковой, Лермонтов написал анонимное письмо, компрометирующее самого себя, но так, чтобы его прочли родственники Екатерины. В нем он уже придумал новое приключение Григория Печорина - историю о похищенной и брошенной девушке:
"Для него нет ничего святого, он никого не любит. Его господствующая страсть: господствовать над всеми и не щадить никого для удовлетворения своего самолюбия. Я знал его прежде, чем вы, он был тогда и моложе, и неопытнее, что, однако же, не помешало ему погубить девушку, во всем равную вам и по уму, и по красоте. Он увез ее от семейства и, натешившись ею, бросил"
Это блеф: Лермонтов, конечно, вел себя эгоистично, но не так безрассудно. Однако ему нужна была веская причина для разрыва с Сушковой. Повышенное внимание уже поставило его в положение жениха. Он просто не мог взять и перестать общаться со своей жертвой, в обществе его бы не простили. Зато после анонимного письма родственники Катерины сами почли за лучшее выставить неугодного кавалера за дверь.
В доносе на самого себя Михаил откровеннее, чем в общении с Катериной. Он открывает свои истинные мотивы: "посмеяться", но "не жениться". Он фактически описывает внутренний мир Печорина, которому чужды эмоции и переживания окружающих, но есть охота до развлечений (психологических манипуляций). Вот что Лермонтов пишет об этом в письме Верещагиной:
«Так шло это трогательное приключение, которое, конечно, даст вам обо мне весьма лестное мнение. Впрочем, женщина всегда прощает зло, которое мы причиняем другой женщине (афоризмы Ларошфуко). Теперь я не пишу романов — я их делаю».
Лермонтов писал и родственникам Лопухина с целью оправдать свою "двойную игру". По его мнению, он "наказал Сушкову за кокетство" и помог другу избавиться от недостойной женщины. А родственники и рады были, ведь жили за счет Лопухина и не хотели его женитьбы на Сушковой - девушке без состояния. Это поставило точку в их запутанной истории.
Впоследствии Сушкова сдержала слово - гордилась тем, что вдохновила Лермонтова, и написала подробные мемуары об их отношениях, где выставила поэта злым гением своей судьбы, а вот Лопухина вниманием обошла, хотя в дневниковых записях писала о нем гораздо больше. Сам же Лермонтов нажил врагов и погиб в цвете лет, ведь так и не изменил свое отношение к людям.
А вы как считаете: справедлива ли месть юного поэта? Делитесь мнениями и подписывайтесь, если статья показалась вам интересной)