Каким был Екатеринбург на рубеже 19 и 20-го веков? Мы можем узнать об этом по сохранившимся старым фотографиям. Давайте, вспомним уральских фотографов, которые запечатлели для нас старый Екатеринбург. Ведь история - это не только здания, но, в первую очередь - люди.
Технология фотографии была изобретена в 19 веке. Официальным днем её рождения считается 7 января 1839 года. В этот день на заседании французской академии наук был представлен способ закрепления светового изображения на отполированной посеребренной пластинке, изобретённый Жозефом Ньепсом и Луи Дагером. Примерно в это же время появились первые фотографы в России.
Может показаться, что первым Екатеринбургском фотографом был Вениамин Леонтьевич Метенков - он самый известный местный фотограф конца 19 - начала 20 вв. Сохранилось много сделанных им снимков, в центре города есть музей, посвящённый его творчеству.
Но фотоистория нашего города началась раньше.
Уже в середине 19 века в Екатеринбурге был известен фотограф Иван Терехов.
Уроженец Пермской Губернии Иван Терехов начал путь фотографа на Ирбитской ярмарке - одной из самых крупных в России в то время.
Переехав в Екатеринбург в 1860-х гг., он купил дом на Главном проспекте (сейчас на этом месте расположена галерея Главный проспект) и открыл там фотомастерскую. Терехов фотографировал горожан и приезжих, заводы и изделия уральских мастеров, делал снимки экспонатов для Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ).
Дело Ивана Терехова процветало, фотографии, которые он отправлял на международные выставки, часто занимали призовые места. Другие фотографы, работавшие в то время в Екатеринбурге, не выдерживали конкуренции.
В 1880 г. младший брат Ивана Терехова, Николай, унаследовал фотостудию.
Николай Терехов был почетным членом УОЛЕ, передал в музей УОЛЕ фотографии известных екатеринбуржцев и видов Екатеринбурга.
С 1910 года к делу присоединился сын Николая Терехова - Георгий.
В 1913 году Георгий Терехов унаследовал и продолжил дело отца. Он тоже был активным членом УОЛЕ, в 1916 г., во время Первой мировой войны ушёл добровольцем на фронт и больше не возвращался в Екатеринбург.
Казалось бы - это вся фотографическая история династии Тереховых. Но, оказывается, история фотографа Николая Терехова имеет ещё одно продолжение.
Дело в том, что в 1883 г. у него появился ученик, который в скором времени составил конкуренцию учителю.
Это известный нашим современникам фотограф Вениамин Леонтьевич Метенков.
Вениамин Метенков тоже уралец, но родился в Миассе, в старообрядческой семье, которая занималась кожевенным производством. Вениамин помогал семье в кожевенном деле, потом обучился грамоте и работал конторщиком на прииске.
Интерес к фотографии появился в детстве, когда вместе с семьей Вениамин посещал Всероссийскую политехническую выставку в Москве. В то время ему было 15 лет.
Родители, как и все старообрядцы, настороженно относились к фотографии. Но это не остановило Вениамина. Купив на первые заработки фотоаппарат, он ездил по окрестным приискам и селам, фотографировал за деньги промышленников и золотоискателей, а в 1880 году открыл фотомастерскую.
Вскоре Метенков понял, что в родном Миассе нет большого спроса на услуги фотографа и в 1883 году переехал в Екатеринбург. Здесь он снял дом напротив фотоателье Николая Терехова и поначалу перенимал у него секреты мастерства.
Деловые качества, приобретенные в семье, помогли Метенкову развить бизнес. Он закупал современное оборудование для создания фотографий и проведения фотосессий, печатал открытки с видами Екатеринбурга и других городов, давал рекламу в прессе, а на Сибирско-Уральской промышленной выставке 1887 г. у него была отдельная экспозиция. Метенков был членом УОЛЕ и сделал для него много фотографий.
В 1895 году В.Л. Метенков женился и купил дом на ул. Вознесенской, 36 (ул. Карла Либкнехта). В этом доме расположен фотографический музей Метенкова.
Здесь он открыл фотосалон и магазин, в котором продавалось все необходимое для работы фотографа - фотоаппараты, химреактивы, книги по фотографии и многое другое.
Сохранилось достаточно много снимков и открыток, сделанных В.Л. Метенковым.
Революция и Гражданская война вынудили семью Метенковых в 1919 году уехать в Сибирь вместе с отступающей белой армией. Дом и оборудование были конфискованы.
Вернувшись в город в 1921 году, Метенков начал все с нуля - работал копировальщиком-лаборантом в АО "Урал-книга", заведовал фотолабораторией, магазином фототоваров. В 1931 году его арестовали по подозрению в "укрывании ценностей", но вскоре отпустили.
Вениамин Леонтьевич прожил до 1933 г., оставив нам свою летопись в фотографиях.
Сейчас музей В. Л. Метенкова на ремонте. Небольшая часть его экспозиции размещена в доме Маклецкого по адресу ул. Тургенева, 15.
В дореволюционном Екатеринбурге работали и другие фотографы. В справочнике Л.Я. Френкеля "Весь Екатеринбург и горнопромышленный Урал", 1912 г. указаны девять фотоателье. О двух из них - принадлежавших В. Метенкову и Н. Терехову мы уже вспомнили.
Ещё одно популярное фотоателье принадлежало братьям Козловым.
Старший из братьев - Николай Козлов учился живописи в Академии художеств в Санкт-Петербурге, но не закончил обучение и вернулся на Урал.
Вместе с братьями Александром и Иваном он увлёкся фотографией. Своё фотодело братья начали в 1907 году в Камышлове, затем открыли фотомастерскую в Тюмени. Но вскоре перебрались в Екатеринбург.
Сменив несколько адресов, в 1912 году Козловы открыли "Центральную фотографию Рембрандт" на Покровском проспекте, 28.
С 1914 по 1917 гг. Николай Козлов был депутатом городской думы и отошёл от фотографических дел.
После революции он занимался живописью, был членом партии и председателем Свердловского отделения Союза художников СССР.
Карьера и жизнь Николая закончились в 1937 году - его расстреляли из-за подозрений в контрреволюционной деятельности в прошлом.
Александр Козлов возглавлял семейное дело с 1914 года, после революции он закрыл фотоателье и присоединился к красным. С приходом НЭПа Александр открыл в Красноуфимске фотографию, проработавшую до 1930 г. Позднее переехал в Свердловск и работал в артели фотографов.
Иван Козлов вышел из семейного дела и занимался фотографией в Камышлове. Отказавшись от фамилии, он называл себя Иваном Уральским.
Еще один известный дореволюционный фотограф - Николай Введенский. Он родился в семье преподавателя мужской гимназии, учился в Петербургском университете, но вернулся в Екатеринбург, не закончив обучение.
Николай работал почтовым чиновником, но многим увлекался - был членом городского музыкального общества, членом УОЛЕ, членом правления Общественной публичной библиотеки им. В. Г. Белинского. Но главным его увлечением стала фотография.
Введенский делал снимки на археологических раскопках, издал альбом снимков Южного Урала "Соймановская долина".
В 1911 г. открыл "Первую Уральскую передвижную фотографию Н.Н. Введенского", делал фотографии людей, города и окрестностей, выпускал открытки с видами Урала
В 1913 г. Николай Введенский купил фотографию на ул. Златоустовской, 22 (ул. Розы Люксембург). По заданию УОЛЕ он фотографировал важных гостей города - норвежского ученого Ф. Нансена, Великую княгиню Елизавету Федоровну.
В 1914 г. он стал совладельцем "Моментальной фотографии" на Покровском проспекте, 42, с Я.М. Юровским. Но после революции их пути разошлись. Юровский стал красным чекистом и главным участником трагических событий в доме Ипатьева. А Введенский фотографировал следы этих событий для белых, а затем покинул Екатеринбург вместе с ними.
Были и другие фотографы, менее известные и приезжие. Один из них - известный петербургский фотограф Сергей Прокудин-Горский, приезжал в Екатеринбург в 1909 году. По поручению императора Николая II он путешествовал по стране и фотографировал разные уголки Российской империи.
В нашем городе он сделал 39 снимков, многие из которых сохранились. Удивляет высокое качество его фотографий, сделанных в начале прошлого века.
Завораживающе интересно разглядывать старые фотографии Екатеринбурга и его жителей. По-разному сложилась судьба первых екатеринбургских фотографов. Благодаря их труду мы можем заглянуть в прошлое, узнавая знакомые, много раз исхоженные места - с надеждой на то, что исторические здания нашего города сохранятся и будут служить людям.