Перевод с абхазского на русский опубликован в группе «Абхазский политический форум».
Что бы всегда встречались за хорошее, кто прибыл в село Члоу (буквально «кто собрался у Члоуского двора»). Удачи, говорили наши отцы, но они глядели в воду.
Мы, абхазский народ, закаленный пращой, стрелой, шашкой, кинжалом, оружием. Может быть поэтому большие народы нас считают малочисленной.
Абхазы всегда стремились к тому чего хотели, если даже один раз ошиблись, находили причину, и в следящий раз исправляли. Слушались друг друга, свое хорошее или плохое решали вместе, объединив умы.
Может быть поэтому в этом мире ученые считают, что абхазы в числе древнейших народов мира. Это все история. История дает нам другую задачу, никто не имеет право не только мы здесь сидящие, но и где бы абхазы не были, втоптать в грязь все то, что создана нашим народом не жалея крови, пота и молодежь.
Здесь Нугзар Чичикоевич сказал: «не будем говорить о плохом», но слова должны дополнять друг друга, не можем сказать друг-другу что в душе.
Здесь Тали Шаликоевна сказала: «войну хотели остановить в деревне», но у нас был Бог. Если бы только здесь в деревне воевали, то многих здесь не увидели сегодня.
Вот это все понимая, взвешивая, у нас был один, кого послал Всевышний, мы не до конца поняв его, он ушел от нас, Владислав Ардзынба. До Владислава Григорьевича Ардзынба здесь были партии, секретари и с периода Бориса Викторовича, много было абхазов на руководящих местах, старались делать что могли, но то сильное давление, которое было на них, этому тяжело было противостоять. Это все могло привести к крови. Всю эту тяжесть и давления они переносили на будущее, и все что было в нашей истории в советское время, вся та тяжесть, давление в нашей истории легло на плечи Владислава.
В тот день когда началась война в правительстве стоял вопрос о взаимоотношении абхазского и грузинского государства, пытались найти одно решение. Когда шло собрание, в это время где «Красный мост», они (грузины) пришли на танках и вертолетах. Все это вы знаете. Я просто говорю об этом. Нет того чего бы вы не знали.
Владислав Григорьевич Ардзынба не один решал «идите вперед». Он спросил народ! «Как поступим, как вы считайте»? Спросил умудренных людей, спросил у старших. Они сказали, «если даже не останется никто кроме одного, будем противостоять тому что пришло (т.е. грузинская армия).
Они дали ему спину! Они дали ему слова!
Тогда не было оружья, не было боеприпасов. Но когда встал народ, появились оружья и боеприпасы. К чему я это все столько говорю? Потому что власть и народ всегда были связаны, именно это нас и спасло. Да, правда, мы быстро организовались. Они положили свои жизни.
Как абхаз не хочу, чтобы рядом с той землей где похоронены ребята, которые рядом с нами погибали, меря рулетками продавали земли. Как бы ты это не назвал, апартаменты, гостиница, это я не знаю. Но если мы продадим ту землю, за которую они положили голову, даже когда цветы на их могиле еще не завяли, прогневим Всевышнего!
Лидер, если даже народ в чем-то ошибается, он не идет жаловаться к чужому народу. Есть народы, которые смотрят на Америку, Грузию. Лидер не говорит, что «они не хотят Россию» ради спасения себя. Разве кто-то из вас сказал «мы не хотим видеть русских»? Разве кто-то из вас сказал, что «мы хотим американцев, хотим грузин»? Говорить такие небылицы, это грех (глупость), это очень тяжелое слова для абхазов. Это большой грех!
Мне лично никто не враг, для меня они все одинаковы. Если сегодня мы друг другу не скажем правду, и будем говорить, что и мы хорошие, и они хорошие там наверху, похлопав друг другу, завтра это приведет совершенно к другой ситуации, если случится того, чего они хотят. Они тоже наши ребята, но их руководители прячутся за их спинами.
Скажу два слова, в Абхазии партий и общественных объединений очень много, если спросите меня сколько их, даже не знаю. Каждый кто хочет тот создает партии, объединения. Но точно знаю одно, сегодня на встрече с нашими ребятами Ардзынба и Аджинджал есть представители разных партии и общественных организации, кроме «Амцахара».
Кто такие Амцахара?
– Они наши братья, там герой Абхазии, действительно настоящие герои! Но, наверное, не многое надо чтобы человек ошибся, но это их дело, для понимания этого тоже надеюсь будет время. Это мужественные люди, дети своих родителей, если они встанут с людьми, которые думают о родине, мы встанем рядом, это нас всех спасет.
Извини Нугзар Чичикоевич, что нарушаю регламент, но вся эта ситуация волнует меня (буквально «душит меня). Мы не можем не сказать правду, если мы сегодня спрячем правду, это правда завтра нас найдет, и это правда будет острая как игла. В этой жизни надо быть правдивым, мы должны с правдой ходить на этой земле. Мы не имеем право продавать священную землю. У них (Адгура Ардзынба и Алхаса Аджинджал) это написано в программе, не только в их программе, это прописано в законе, что абхазскую землю нельзя продавать. Это написано в законе!!!
Не то что бы привести к власти, в Абхазии не должен родится человек, который говорит, обойдя этот закон поддержите апартаменты, продажу земли, мол тогда мы вам все сделаем. Что это вообще такое? Это предательство!
Мы здесь все друг друга знаем, мне уже 80 лет. Мне ничего не надо, я ничего не ищу перед вами, патриотами, я хочу мира и душевного спокойствия.
Мы должны быть привержены безопасности, наш враг стоит по ту сторону реки точит свои зубы, завтра или сегодня.
На первом месте должна стоять безопасность, потом образование. В их программе вы уже читали, там все написано по пунктам. Я нашел в их программе вознаграждения 200, 300, 500 тыс., рублей для тех, кто хорошо учится, кто выступает на конкурсах. За 500 или 300 тыс., человек не разбогатеет, но это надо начать, чтобы внутри нашего общества это дало стимул для достойных, которые придут на смену нынешних ребят через лет 5.
Вот так создается будущее народа, народ думает о своем будущем что бы их дети, их корни не потерялись, чтобы дома их были наполнены чистотой, границы были крепкие, чтобы ни в чем не нуждались.
Нам Всевышний дал такую природу, горы, которые нас обеспечат богатством. В Абхазии есть много чего из таблицы Менделеева. Но мы не научились ими пользоваться, но спорим за них.
Напомню, лет 5-6 тому назад в Гергьемышье в Цабале есть карьер из-за которого спорили наши ребята, и все это плохо закончилась.
Мы сами себе враги! Если даже мое или твое, подумаем, куда оно денется!? Поможем друг-другу, народу, стране. Чем это плохо?
Извините, занимаю много вашего внимания.
Адгур Амиранович, Алхас Дмитриевич, о вас, наверное, мне не стоит много говорить, о вас узнала вся стране еще будучи молодыми. Вот это все что я перечислил, будь это на народном собрании, будь на форуме, мы дошли до наших дней благодаря таким людям как вы, стояли впереди, теперь все в наших руках (речь идет о предвоенном и военном периоде, где молодые отстаивали право абхазов).
Если поставленное и ушедшее придет, не знаю, Аполлон Шинкуба может дурак, но тогда может появится спрятанное оружие, не забывайте. Это даже очень тяжело говорить, не дай Бог такое, пусть это все мне останется.
Один двум людям очень захотелось Абхазии, как будто Абхазии бесхозная и некому думать, но наша молодежь положит свою жизнь за родину.
Наша молодежь пошла вперед, туда где сидела (т.е. власть) окруженные забором как в Капитолии, на которую потратили миллионы. Они думали, что это их защитит. Забор не спасает человека, они ошибочно думали, что у нас нет молодежи. Когда все это началось, что парламент, что власть, ни один человек не спросил: «Что случилось с нами, что вы делаете?» Вместо этого через коридоры, не показываясь, тайком ушли от народа. Я думаю, что это тоже предательство!
Некоторые думали, что может пролиться кровь, но с нами всегда Всевышний. Разве они не во власти что бы такого не случилось? Власть сказала бы: «Не бывают люди без ошибок, давайте поговорим, обсудим».