Найти в Дзене
Две Войны

Единственный раз за всю ВОВ немцы били по СССР из самой мощной пушки "Дора"

Высшее руководство Третьего рейха просто обожало проекты неуязвимых и устрашающих монстров готовых сокрушить абсолютно все на своем пути. Чем ни масштабнее и утопичнее был проект, тем больше у него было шансов получить поддержку на самом верху. Более того, обладающий незаурядным воображением фюрер сам фонтанировал идеями, требуя воплотить в жизнь свои самые фантастические мечтания. Надо сказать, что конструкторы Рейха довольно охотно брались за разработку подобных проектов. Толи им самим было интересно посмотреть, что из этого получится, толи хотели в очередной раз доказать, что для них нет невозможного. Впрочем, стоит отметить, что творили они не из чистой любви к искусству: в условиях жесточайшей конкуренции за военные заказы хотелось урвать свою часть пирога и воплотить в жизнь любой бред, лишь бы за него платили. О причинах таких решений оставим рассуждения психотерапевтам, и перейдем к сути. К самим вундервафлям. Вопросы целесообразности и возможности практического применения очер
Оглавление

Высшее руководство Третьего рейха просто обожало проекты неуязвимых и устрашающих монстров готовых сокрушить абсолютно все на своем пути. Чем ни масштабнее и утопичнее был проект, тем больше у него было шансов получить поддержку на самом верху. Более того, обладающий незаурядным воображением фюрер сам фонтанировал идеями, требуя воплотить в жизнь свои самые фантастические мечтания.

Надо сказать, что конструкторы Рейха довольно охотно брались за разработку подобных проектов. Толи им самим было интересно посмотреть, что из этого получится, толи хотели в очередной раз доказать, что для них нет невозможного. Впрочем, стоит отметить, что творили они не из чистой любви к искусству: в условиях жесточайшей конкуренции за военные заказы хотелось урвать свою часть пирога и воплотить в жизнь любой бред, лишь бы за него платили.

О причинах таких решений оставим рассуждения психотерапевтам, и перейдем к сути. К самим вундервафлям.

Вопросы целесообразности и возможности практического применения очередного шедевра конструкторской мысли их интересовали меньше всего, об этом пусть думает заказчик. Их задача разработать все в рамках ТЗ, чтобы он остался доволен.

К чести конструкторов и проектировщиков Рейха они, как сейчас модно говорить, «справлялись с любым поставленным перед ними вызовом». Разработанные ими образцы подобного вооружения не только были воплощены в металле (тут, скорее заслуга развитой промышленности), но и могли нормально функционировать.

Довольно неплохо ездил самый тяжелый в мире танк «Маус», уверенно полетел самый большой и грузоподъемный планер Me. 321, и даже был впоследствии переделан в самый тяжелый транспортный самолет Me. 323 «Гигант».

Прекрасно стреляла и немецкая сверхтяжелая пушка «Дора», которая до сих пор остается самой большой по калибру и габаритам артиллерийской системой в истории.

Зачем гитлеровцам «Дора»?

Большинство подобных проектов разрабатываются для решения конкретной проблемы. «Маус» должен был прорывать советскую противотанковую оборону, Me. 321 создавался для высадки десанта на туманный Альбион. Исполинская пушка должна была разрушить самые мощные укрепления линии Мажино и неприступные форты Льежа.

В тридцать шестом году Гитлер поручил Круппу создать орудие с запредельными для того времени характеристиками. Оно должно было стрелять на расстояние 35-45 километров, пробивать бронеколпаки толщиной до метра, семиметровые бетонные перекрытия и 30 метров утрамбованного грунта. Проектирование доверили профессору Эриху Мюллеру, имеющему огромный опыт разработки орудий большого калибра.

С поставленной задачей он справился менее чем за год, создав уникальный проект. Ему даже удалось превзойти заявленные требования.

Суперпушка «Дора». Фото в открытом доступе.
Суперпушка «Дора». Фото в открытом доступе.

Реальные характеристики

Орудие имело потрясающий воображение калибр 800 мм (в 2,1 раза больше калибра орудий линкора «Бисмарк» и в 1,7 самого большого в мире линкора «Ямато»). Ствол длиной 32,5 метра, то есть если орудие поставить на казенник возле десятиэтажного дома, метров пять будет торчать над крышей.

  • Снаряды массой пять тонн (фугасный) и семь тонн (бетонобойный) летели на расстояние до полусотни километров. Они могли пробить броневую плиту толщиной 1,2 метра, восемь метров фортификационного бетона и 25-ти метровый слой твердого грунта.
  • Темп стрельбы невысокий, один-два выстрела в час или до 14-ти в день.
  • Весило это чудовище 1350 тонн, а его габариты (47 метров в длину и 12 в высоту) сопоставимы с размерами хрущевской пятиэтажки.

Разумеется, ни о каком варианте ее перемещения, кроме как железнодорожного не могло идти и речи. В разобранном состоянии ее вполне можно было перевозить на специальных платформах по обычным железнодорожным путям.

Но вот для стрельбы их ширины явно не хватало. Проблему решили просто и красиво. На огневой позиции на расстоянии нескольких метров друг от друга прокладывали две параллельные стандартные железнодорожные колеи. По ним и каталась суперпушка, опираясь на восемь пятиосных платформ.

Для доставки пушки на нужный участок фронта требовалось пять составов. Один для перевозки пятисот человек орудийного расчета и обслуживающего персонала, один для монтажных кранов и вспомогательного оборудования, два везли части пушки, последний вез боекомплект. Всего около сотни вагонов и пара десятков спецплатформ.

Подготовка позиции занимала от трех до шести недель. Требовалось оборудовать участок длиной порядка четырех километров. Проложить железнодорожные пути с «усами» для расширения сектора горизонтальной наводки, отрыть траншею-укрытие, оборудовать позиции дивизионов ПВО, подразделений химзащиты для постановки дымовых завес и охранного батальона. Это еще около полутора тысяч человек, которые со всем своим вооружением и оборудованием доставлялись отдельными эшелонами.

На первом плане «Фердинанд» Порше. Фото в свободном доступе.
На первом плане «Фердинанд» Порше. Фото в свободном доступе.

Каким образом это, в принципе, наступательное орудие вписывалось в концепцию блицкрига не вполне понятно. Впрочем, часть немецкого генералитета допускало и переход в позиционную войну на особо укрепленных участках.

Так или иначе, сразу после одобрения проекта Крупп получает заказ на изготовление орудия. Реализовать его в металле оказалось гораздо труднее, чем на бумаге. Первое орудие было готово только в сорок первом году, когда с линией Мажино, как, впрочем, и со всей Францией разобрались без его помощи.

В честь жены главного конструктора орудие назвали «Дора». Учитывая его вес и габариты комплимент весьма сомнительный, если не делать поправку на немецкий юмор. Возможно, что фрау Мюллер действительно была женщиной с формами и громовым голосом, так как второй образец, названный по имени владельца фирмы Густава Круппа получил уточняющее определение «Толстый Густав» (Густав фон Болен Крупп был довольно худощав).

Применение на фронте

Сразу после завершения испытаний и окончательной доработки «Дору» отправили на фронт. Получил чудо-оружие Манштейн, штурмующий Севастополь. По планам «Дора» должна была разнести батареи и порт Севастополя, уничтожить выдолбленные в скалах командные пункты и склады боеприпасов.

Позицию выбрали в паре километров от Бахчисарая на дистанции 25-ти километров от намеченных целей. На ее оборудование с привлечением большого количества советских военнопленных ушло более двух месяцев, еще неделю потратили на сборку и установку орудия. Боевое применение оказалось менее продолжительным. Первый выстрел она сделала ранним утром 5-го июня, последние пять снарядов выпустила 26-го.

На позициях под Севастополем. Фото в открытом доступе.
На позициях под Севастополем. Фото в открытом доступе.

Всего она произвела сорок восемь выстрелов по семи разным целям, огонь корректировал привязной аэростат наведения. Результат оказался довольно скромным. Впечатлить удалось только бахчисарайцев, у них от первого же выстрела звуковой волной выбило все стекла. Услышали его и в находящемся на расстоянии тридцати пяти километров Севастополе.

Что же касается эффективности, то только десяток снарядов упали в пределах полусотни метров от цели. У остальных разброс оказался гораздо больше, до полукилометра. Падение семи снарядов немецкие наблюдатели вообще не зафиксировали.

Не удивительно. При массе фугасного снаряда в пять тонн, взрывчатки в нем было 700 кг. При взрыве он образовывал воронку диаметром 10 метров. А в семитонном бетонобойном взрывчатки всего 250 кг. При прямом попадании в бетонный ДОТ этого хватало. Но если он падал в мягкий грунт, то пробивал в нем колодец метрового диаметра и глубиной 12 метров где и взрывался, образуя внутреннюю полость диаметром три метра. Мощности заряда для выброса грунта не хватало.

Единственным успехом оказалось точное попадание в склад боеприпасов спрятанный в штольне на глубине 27 метров, он был полностью уничтожен. Манштейн упомянул об этом в своих мемуарах, правда не преминул уточнить, что результат не соответствует затраченным усилиям. Еще конкретнее высказался начальник генштаба Гальдер:

«Настоящее произведение искусства, однако совершенно бесполезное».

⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars

«Дора». Фото в свободном доступе.
«Дора». Фото в свободном доступе.

После Севастополя ствол отправился на ремонт в Германию, а лафет перебросили под Ленинград. Впрочем, ствола он там не дождался. Начавшаяся операция по прорыву блокады вынудила срочно эвакуировать его в Баварию, где «Дора», наконец стала комплектной и к ней присоединился «Толстый Густав». Там весной сорок пятого при приближении союзников оба орудия и взорвали.

Две игрушки обошлись Рейху в десять миллионов марок. За эти деньги можно было сделать две с половиной сотни 150 мм гаубиц, способных в совокупности нанести противнику куда больший ущерб. Ещё один просчет безумного фюрера.

Это Владимир «Две Войны». Пишите своё мнение! Поддержите статью лайком👍У меня есть Телеграмм-канал

А как Вы считаете, можно ли считать «Дору» бессмысленной тратой ресурсов?