Любой AI-ресурс на этот вопрос ответит вам весьма просто. Сначала Русь распалась на уделы, а потом её восточная часть оказалась под властью Золотой Орды и Москвы, а западная часть – под властью Литвы и Польши. Весь процесс длился с 12 по 16 века, по его итогам произошло разделение политических систем, бытовых культур и диалектов. Началось формирование двух национальных идентичностей.
Кому достаточно таких данных – тот может дальше не читать. Потому что дальше речь пойдёт о ПРИЧИНАХ исторических процессов.
В первой нашей беседе обсуждались причины распада Киевской Руси:
Продолжим!
Беседа вторая: почему произошло обособление и возвышение востока древней Руси?
Итак, В 12-13 веке уделы бывшей Киевской Руси, лишившись Пути «из варяг в греки», стали тяготеть к альтернативным хозяйственным системам.
Альтернатива № 1: «Путь из Варяг в Персы». Сначала это случилось с северо-восточными уделами Руси. В 12 веке начался их быстрый расцвет. Обсудим, почему это произошло.
К 12 веку тюркская волна завоевания Средней Азии закончилась, и там образовалось быстро развивающееся государство хорезмшахов (Хорезм). Там демографический рост вызвал отток населения в города, ставшие центрами производства и торговли булатом, шёлком, слоновой костью. Появилась возможность транзита «Балтика-Волга-Каспий-Индийский океан», который именно в регионе Хорезма пересекался с Шёлковым путём. Хорезм до середины 13 века превратился в важный узел деловой активности для всей Евразии.
Резко пошло в гору развитие тех государств, которые примыкали к волжскому транзиту. Прежде всего – это Волжская Булгария (осколок ещё гуннского нашествия), а также те древнерусские княжества, которые имели доступ к узлу Хорезма: Новгородская торговая республика, Владимиро-Суздальское, Муромское и Рязанское княжества.
Старая Ладога-Новгород и возник в 9 веке как торговая фактория для перевалки товаров с Балтики на Волгу и на Днепр через переволоки. Его связь с Волгой понятна, хотя и не очевидна. Тверь, Ярославль, Владимир, Муром, Рязань либо прямо стоят на Волге в её верхнем течении, либо находятся на её притоках: Клязьма, Ока.
До 12 века Волго-Окское междуречье было слабо заселено, там преобладало население финно-угорской языковой группы. Однако оживление пути «Из варяг в персы» вызвало приток славянских переселенцев из западных и северных частей Древней Руси. В новых районах начинается распашка земли не только в речных долинах, но и на водоразделах («взлёт на холмы»). Наряду с перелогом начинают использовать двуполье. Если главными транзитными товарами Днепровского пути были продукты собирательства и охоты (пушнина и пчелиный воск), то транзитным товаром Волжского пути становится зерно. Владимиро-Суздальское княжество, прикрытое от степи Рязанским, быстро развивается и богатеет. Туда перемещается основное каменное строительство.
А вот в старом центре Руси (среднее течение Днепра в районе «Киев-Чернигов») каменное строительство приходит в упадок, города утрачивают былое значение, и население отступает в аграрный сектор.
Таким образом, если в 9-11веках было только два экономических региона Древней Руси: 1) «озёрное кольцо» (Финский залив-Ладожское озеро-озеро Ильмень-Чудское озеро); 2) среднее Поднепровье (Туров-Чернигов-Киев-Переяслав), то в 12 веке появляется третий экономически сильный регион: 3) Волго-Окское междуречье (Тверь, Ярославль, Суздаль, Владимир, Муром, Рязань). Наличие этого третьего региона коренным образом повлияло на ход дальнейших событий.
Монгольское вторжение в древнерусские княжества в 1237-1240 гг. сначала вызвало разрушение городов, и обескровило местные военные аристократии, которые в попытках сопротивления лишились большей части своего боеспособного актива.
Затем происходил распад империи Чингисхана на отдельные улусы (уделы), и княжества бывшей древней Руси оказались в составе одного из них – в Золотой Орде (в улусе Джучи). Распад империи завершился в 1269 году.
До этого монголы успели провести на Руси перепись, причём, принудили к ней даже Новгородскую республику, которая не испытала на себя их прямого военного удара. В конце 13 века разорение Северо-Восточной Руси повторилось – ордынцы провели карательный поход («Дюденеву рать») для поддержания своей власти. Однако в первой половине 14 века Владимирское (затем - Московское) княжество восстанавливается и даже становится начальником-посредником между Ордой и остальной северо-восточной Русью. Влияние это как раз и распространялось на те русские земли, которые примыкали к Волге. Они-то и не попали в орбиту влияния Литвы, а стали «ядром» будущего русского государства. На это сработало ещё и то обстоятельство, что в 14 веке помимо старого пути "из варяг в персы" в пределах досягаемости Владимирского княжества появилась ещё одна транспортная артерия.
В первой половине 14 века происходит взлёт могущества улуса Джучи (Золотой Орды) – самого большого куска быстро распавшейся империи Чингисхана. До своего упадка Золотая Орда обеспечивала порядок на том участке Евразии, где она улеглась. Порядок, столь нужный в коммерческих делах. Орде принадлежали обширные степи Евразии от Днестра до Балхаша. Но её центр находился в среднем течении Волги, в том месте, где Дон делает большую излучину, максимально сближаясь с Волгой. Примерно в этом месте сейчас находится город Волгоград. А тогда находилась столица улуса – город Сарай-Бату (затем – Сарай-Берке).
Конечно, между Волгой и Доном в 14 веке не было переходного канала. О нём в разные времена мечтали очень разные люди, от турецких султанов до Петра Первого. Но до 20 века построить такой канал в этом месте было технически невозможно. Однако сам путь, если его снабдить средствами перевалки грузов с Волги на Дон, открывал перспективу связывания Каспийского моря со Средиземным. А значит - оказывалась возможна водная «дорога» из Европы в Центральную Азию.
Именно такие транспортные средства были в распоряжении ордынцев: табуны коней, стада верблюдов и яков, а также знаменитые степные ордынские повозки с чугунными втулками. Именно эти два средства позволили монголам провести свою волну завоеваний в Евразии. А теперь, в 14 веке, обилие тяглового скота и ордынские повозки позволили обеспечить перевалку грузов с Волги на Дон. Из-за чего в ордынское время появился транспортный узел «Каспий-Волга-Дон-Азовское море». Именно эта возможность вдохнула вторую жизнь в волжский путь, откуда зерно потекло не только на каспийские, но и на черноморские рынки.
Возможность Каспийско-Азовского транзита немедленно приманила в регион итальянских купцов, которые поставили в устье Дона торговую факторию Тана. В 13-14 веках у венецианцев, и особенно у генуэзцев, возник интерес к Чёрному морю, что было совершенно неслучайно.
Важным пунктом перевалки товаров стал полуостров Крым, в восточной части которого была построена итальянская фактория Солдайя, а в западной части – фактория Чембало. Крым превратился в торговый перекрёсток четырёх дорог: 1) из Азовского моря – на Волгу и на Каспий, 2) через черноморские проливы – в Средиземное море, 3) через Днепр и Западную Двину – на Балтику, 4) через устье Дуная – в центр Европы.
Волго-донская перевалка и Крымский транзит дали вторую жизнь черноморской торговле, которая после начала крестовых походов находилась в упадке. Но её возрождение в 14 веке началось не только поэтому. Важные изменения в это время происходят на западе Европы. Какие?
Об этом речь пойдёт в следующей части…