Чтобы понять, насколько полезны подкасты для старшеклассников в изучении английского, я провела небольшой эксперимент.
Первая часть. Констатирующий этап.
Как все было организовано?
Я выбрала подкаст из категории «Health» – именно эта тема показалась самой интересной ученикам в ходе предварительного анкетирования. При подборе материала я учитывала три важных принципа:
- он должен соответствовать уровню владения языком;
- быть актуальным и свежим;
- совпадать с интересами учеников.
Эксперимент длился две недели, и его участницей стала моя ученица Аксинья, десятиклассница. Занятия проходили индивидуально.
Как строилось обучение?
На первом уроке Аксинья прослушала короткий (1,5 минуты) подкаст на английском языке. Он был подобран так, чтобы не только соответствовать ее уровню, но и быть для нее интересным. После прослушивания она выполняла шесть письменных и два устных задания, направленных на развитие аудирования, расширение словарного запаса и улучшение грамматических навыков.
Для построения уроков я использовала онлайн-сервис Breaking News English Podcast, придерживаясь методики профессора П. В. Сысоева, включающей три этапа работы с подкастами:
- До прослушивания – знакомство с темой.
- Во время прослушивания – понимание ключевых идей.
- После прослушивания – обсуждение и закрепление материала.
Что происходило на каждом этапе?
До прослушивания
Сначала мы обсудили тему: «Meditation helps reduce high blood pressure» (18 сентября 2023 г.). Я дала Аксинье список ключевых слов из подкаста, мы разобрали их значение и примеры использования: blood pressure, hypertension, heart disease, meditating, body, mind, goals, silent, symptoms, risk, stroke, struggle, relax, awareness, decompress, brain.
После этого мы поиграли в ассоциации – ученица записывала слова, связанные с понятием pressure.
Следующие задания направлены на развитие смыслового и лингвистического вероятностного прогнозирования.
Во время прослушивания
Задания в этой части тренировали смысловое прогнозирование и внимание к деталям. Например, нужно было выбрать правильные варианты ответов (multiple choice) или предугадать содержание на основе ключевых слов.
Например, нужно было выбрать правильные варианты ответов (multiple choice) или предугадать содержание на основе ключевых слов.
После прослушивания
Аксинья отвечала на вопросы по содержанию подкаста и обсуждала его основные идеи. Это помогло не только закрепить лексику, но и развить умение вести диалог на английском.
Какие были результаты?
После завершения эксперимента я проанализировала результаты. Аксинья справилась с письменными заданиями, допустив 9 ошибок. В ходе интервью она поделилась, какие задания оказались для нее сложными:
- Synonym match (№2) – 2 ошибки. Некоторая лексика оказалась слишком сложной.
- Phrase match (№3) – 4 ошибки. Не все фразы были ей понятны, из-за чего задание заняло много времени.
- В задании №4 ей мешала быстрая речь диктора – 3 ошибки.
Что можно улучшить?
Анализ ошибок позволил выработать стратегию для более эффективного использования Breaking News English Podcast. В дальнейшем я буду:
- предлагать больше примеров для сложных слов;
- разбирать устойчивые выражения заранее;
- давать возможность прослушивать подкасты на пониженной скорости для лучшего понимания речи носителей.
Вторая часть. Формирующий этап.
После проведения первого занятия ученица в течение недели прослушивала еще 5 подкастов на следующие темы: Eating late at night might be making us sick, We may be able to learn vocabulary while sleeping, Hotter weather lowers exam results, Scientists 'talk' with a whale for 20 minutes, Fast fashion is harming the environment.
Подкаст служил как домашнее задание, или же ему уделялось буквально пять
минут от урока, в течение которых прослушивались отрывки подкаста с последующим небольшим обсуждением, что было понятно из прослушанного. Аудио-подкаст рекомендовалось прослушивать прямо по дороге в школу или же на другие занятия вместо музыки.
На основании данных о проблемных местах аудирования, полученных в ходе интервью была разработана определенная стратегия, которая позволяет организовать работу с ученицей, используя ресурс Breaking News English Podcast и избежать возникновения трудностей, с которыми она столкнулась в ходе нашего первого занятия.
Для итогового этапа эксперимента был выбран подкаст на тему: Grapes are good for our eyesight (19th October 2023).
Первый этап подразумевает под собой введение новых лексических единиц и обсуждение их в паре: carrots / eyesight / grapes / vision / older people / researcher / health / humans / study / journal / experiment / snack / information / muscle / strength / blue / light
После введения новой лексики, предлагается задание на составление ассоциативного ряда со словом grape.
Следующие задания направлены на развитие смыслового и лингвистического вероятностного прогнозирования. Задание №1 было оставлено без изменений.
Далее на данном этапе была произведена работа по упрощению понимания лексических единиц в задании № 2, так как в ходе интервью ученица указала, что данное задание вызывало у нее затруднение из-за присутствия большого количества незнакомой лексики.
Ниже представлено исходное задание № 2 с интернет-сервиса Breaking NewsEnglish Podcast
Для его упрощения была выбрана стратегия написания полноценной дефиниции к новой лексической единице, так как дефиниция является более детальным предложением, описывающим смысл слова или фразы.
При подготовке задания №3 также были учтены ответы ученицы. Исходя из того, что данное задание вызвало затруднение и на него Аксинья потратила достаточно много времени, было принято решение заменить данное задание на «Guess the answers. Listen to check».
На втором этапе во время прослушивания ученице будет предложено прослушать подкаст. Задания на данном этапе были разделены на задания, формирующие речевой слух: в процессе прослушивания текста заполнить пропуски словами.
Опираясь на ответ ученицы о том, что в данном задании скорость диктора показалось ей достаточно быстрой, в ходе итогового этапа эксперимента, во время выполнения задания на заполнения пропусков, будет использоваться другая скорость воспроизведения аудио материала.
Данная интернет-платформа предоставляет возможность использовать разный темп воспроизведения подкастов: от самого медленного «Slowest», до самого быстрого «Fastest». На первом занятии использовался темп «Faster», именно он показался ученице быстрым. Именно поэтому на итоговом занятии будет использоваться темп «Medium».
В задании на тренировку памяти: задание на множественный выбор (multiple choice) не вносилось никаких изменений, так как в ходе первого занятия ученица с ним отлично справилась.
На третьем этапе после прослушивания осуществляется анализ прослушиваемого материала. Ученице будут предложены вопросы для обсуждения услышанного подкаста и проведения дискуссий по данной теме. Исходя из интервью, было выявлено, что данное задание не вызывало у обучающейся каких-либо затруднений, поэтому никаких видоизменений в данное задание не было внесено.
Третья часть. Итоговый этап.
Финальный этап эксперимента стал завершающим штрихом — еще одно занятие с подкастом и адаптированными заданиями, подстроенными под уровень знаний ученицы.
После этого были собраны данные об ее успеваемости, и результаты оказались интересными. Подсчитав количество правильных ответов, выяснилось, что Аксинья справилась с шестью письменными и двумя устными заданиями, допустив всего четыре ошибки.
После урока снова провели небольшое интервью. Аксинья отметила, что задание №2 (word - definition) далось ей гораздо легче. Лексика оказалась проще, объяснения — понятнее, а значит, и ответы находились быстрее. В прошлом интервью она говорила, что задание №3 (phrase match) оказалось для нее сложным — значения некоторых фраз были неясны, поэтому времени ушло много, а ошибок оказалось четыре. Однако на этот раз всё прошло иначе: упражнение, где нужно предугадать ответ, показалось ей не просто понятным, а даже интересным. Она выполнила его без труда.
Еще одна сложность, о которой говорила Аксинья, — быстрая речь диктора в задании №4. Этот момент был учтен, и в итоговом занятии текст прослушивали дважды на средней скорости. В результате восприятие улучшилось, и проблема исчезла.
Эксперимент показал, что подкасты — мощный инструмент для изучения языка. Они делают обучение более живым, помогают лучше запоминать материал и развивают познавательные способности. Кроме того, эмоциональная подача информации делает процесс увлекательным, что напрямую влияет на результаты. Подкасты не просто обучают — они мотивируют учить английский дальше.
Как вам такой эксперимент? Повторили бы? Делитесь своим мнением в комментариях, мне будет интересно почитать!