Найти в Дзене
Мир глазами историка

Опыт разрушения Родины

Сегодня мы напомним себе о великой Российской империи, за многие века созданной поколениями наших предков – и сгинувшей за считаные дни. (Митрополит Тихон "Гибель империи. Российский урок") В декабре 2023 года фондом "Традиция" была выпущена книга известного деятеля Русской православной церкви епископа Тихона (Шевкунова) под названием "Гибель империи. Российский урок". Если быть точнее, то сейчас митрополита Симферопольского и Крымского. Настолько активного деятеля, что вызывает у многих скрежет зубовный как на не излеченном постсоветском пространстве, так и за рубежами исторической России. Вокруг имени отца Тихона (Шевкунова) много было различных историй, рождённых алчной до сенсаций фантазией журналистов и блогеров. По чьей-то смелой версии отец Тихон (Шевкунов) скрывался под именем загадочного греческого писателя Никоса Зерваса как якобы настоящий автор увлекательной трилогии борьбы русских курсантов Суворовского училища против международной преступной организации оккультистов. И

Скриншот обложки брошюры "Гибель империи. Российский урок"
Скриншот обложки брошюры "Гибель империи. Российский урок"
Сегодня мы напомним себе о великой Российской империи, за многие века созданной поколениями наших предков – и сгинувшей за считаные дни.
(Митрополит Тихон "Гибель империи. Российский урок")

В декабре 2023 года фондом "Традиция" была выпущена книга известного деятеля Русской православной церкви епископа Тихона (Шевкунова) под названием "Гибель империи. Российский урок". Если быть точнее, то сейчас митрополита Симферопольского и Крымского. Настолько активного деятеля, что вызывает у многих скрежет зубовный как на не излеченном постсоветском пространстве, так и за рубежами исторической России. Вокруг имени отца Тихона (Шевкунова) много было различных историй, рождённых алчной до сенсаций фантазией журналистов и блогеров. По чьей-то смелой версии отец Тихон (Шевкунов) скрывался под именем загадочного греческого писателя Никоса Зерваса как якобы настоящий автор увлекательной трилогии борьбы русских курсантов Суворовского училища против международной преступной организации оккультистов.

И то была история почти 20-летней давности. А из тех книг, к которым отец Тихон действительно имел отношение, самая, наверное, известная — это сборник рассказов "Несвятые святые".

Обложка сборника рассказов отца Тихона (Шевкунова). Фото с сайта "Википедия"
Обложка сборника рассказов отца Тихона (Шевкунова). Фото с сайта "Википедия"

Почему автор этой статьи вспомнил про книгу митрополита Тихона (Шевкунова) "Гибель империи. Российский урок" не год назад, а именно сейчас? К стыду своему признаться, не доходили руки. Чрезвычайно общее, даже скорее абстрактное представление о том, про что книга было, а вот выделить время хотя бы по диагонали прочитать как-то не решилось. И тут некоторое раскрытие служебной информации: Комитет по науке и высшей школе Санкт-Петербурга в конце декабря прошлого 2024 года разослал рекомендательное письмо с приложением ознакомительного фрагмента книги. Ну, наконец-то вместо какой-нибудь методики Вальдорфской школы сатаниста Рудольфа Штайнера!

Буквально месяц назад состоялась защита диссертации на тему «Крушение Российской империи: факторы взаимоотношений власти и общества» на факультете государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова. Собственно говоря, вышедшая чуть более года назад книга предварила в какой-то мере завершение этого научного изыскания. И вот, присвоение митрополиту Тихону (Шевкунову) учёной степени кандидата исторических наук совпало, а может и сопроводилось, напоминанием педагогическому сообществу об актуальной книге "Гибель империи. Российский урок".

Коллаж автора из фото в книге Тихона (Шевкунова)
Коллаж автора из фото в книге Тихона (Шевкунова)

О чём же монография митрополита Тихона? Если вкратце, то это попытка всесторонне разобраться в причинах и содержании основных событий русской революции. В качестве предмета выбрана так называемая Февральская революция 1917 года. Причём взгляд его своеобразен, но это не оригинальность ради оригинальности. Масса дилетантов, живо интересующихся русской революцией и последующим развитием утопического эксперимента, давно поделились радикальным своим крылом на "совков" (более резкое выражение приводить не будем) и "булкохрустов". Первые прочно усвоили, что революция вытащила Россию из какой-то невероятной дикости и отсталости. И вершилась она народом для реализации своих мечтаний с одной стороны и по необходимости — с другой. Вторые же уверены, что в России ситуация была близкая к райской, и народ не хотел никаких революций, но тайный заговор сделал своё чёрное дело — революцию. Как для первых, так и для вторых зло — это всегда нечто внешнее, а народ всегда хорош и всегда прав, только в первом случае каждый представитель народа объективно (или инстинктивно?) ненавидит власть, а во втором так же инстинктивно любит ту же самую власть. Отец Тихон начинает свою монографию с довольно провокационных шагов, разбивая в пух и прах тезис о гнетущей вековой отсталости России. При этом на примерах тех, кого только даже невежественные сектанты современного сталинизма могут упрекнуть в антисоветчине: Косыгина А. Н. и Хрущёва Н. С.

Слева молодой слесарь Хрущёв Н. С. со своей женой, справа отец будущего брежневского премьера Косыгина А. Н. токарь Косыгин Н. И. с детьми, крайний справа — Алексей Косыгин, будущий председатель Совета Министров СССР. Коллаж автора из фото в книге "Гибель империи. Российский урок"
Слева молодой слесарь Хрущёв Н. С. со своей женой, справа отец будущего брежневского премьера Косыгина А. Н. токарь Косыгин Н. И. с детьми, крайний справа — Алексей Косыгин, будущий председатель Совета Министров СССР. Коллаж автора из фото в книге "Гибель империи. Российский урок"

Конечно же, до революции далеко не все обладатели рабочих профессий имели такой высокий доход, как в примере с предками Косыгина. Но и уравниловка в Советской России торжествовала в полной мере только в двух периодах: при двух Ильичах — Ленине и Брежневе. Во времена Хрущёва Н. С к ней только устремились и приблизились на волне форсированного строительства коммунизма. Как комментарий к монографии митрополита Тихона — прапрадед автора статьи в своё время работал машинистом в пароходстве известного капиталиста Сироткина и помимо высокой зарплаты получал премии к праздникам, например, шубу бобровую. А его сын, тоже получив специальность машиниста, ушёл в революцию вместе со своими приятелями — сыновьями владелицы каретной компании и ювелирных магазинов. Вот вам и "обострение нужды и бедствий"...

Другая сторона монографии — роль личности в истории. Это ведь только в мистификациях Маркса-Энгельса-Ленина классы действуют согласно коллективного инстинкта, в реальной жизни действуют живые люди.

Комбинации событий в истории — удивительная материя. В свержении Николая II, а соответственно, и во всех последующих событиях огромную роль довелось сыграть двум доселе неизвестным персонажам. Их неожиданный, но вовремя подоспевший вклад в революцию был неоценим. А то, что два случайных маленьких человека оказались каждый по отдельности в свое время в своем месте и сделали именно то, что было критически необходимо для дела революции, явилось бесспорным триумфом российского «передового общества», его многолетних трудов над умами и душами простых людей. Двое из множества учеников революционной России своей инициативой и решительностью сделали то, без чего бы революция более чем вероятно могла бы не иметь успеха.
(Митрополит Тихон "Гибель империи. Российский урок")
Справа — унтер-офицер Волынского полка Тимофей Кирпичников, слева — депутат Государственной думы, комиссар железных дорог Временного правительства Александр Бубликов. Коллаж автора из фото в книге "Гибель империи. Российский урок"
Справа — унтер-офицер Волынского полка Тимофей Кирпичников, слева — депутат Государственной думы, комиссар железных дорог Временного правительства Александр Бубликов. Коллаж автора из фото в книге "Гибель империи. Российский урок"

Эти два человека в целом читающей публике известны, хотя эти личности вовсе не всплывают моментально в памяти при словах о Февральской революции 1917 года. Первый за последние годы стал несколько более знаменит благодаря упоминанию и в учебной литературе. Впрочем, ему удалось и в 1917 году стать своего рода "звездой", потом забытой со сменой конъюнктуры. Это Тимофей Кирпичников, организовавший марш резервистов Волынского полка. Второй гораздо менее известный, хотя и занимавший более высокое положение. Это как раз пример человека, сделавшего быструю карьеру и благодаря своему членству в масонской ложе, и благодаря революции, а точнее, сам делавший революцию, воспользовавшись смутой, устроенной его коллегами. Человек этот — инженер-железнодорожник, депутат Государственной думы, член Прогрессивной партии и комиссар Министерства путей сообщения при Временном правительстве Александр Александрович Бубликов. Но отличие монографии митрополита Тихона в том, что отрицательная в целом оценка февральского переворота в ней одновременна с отказом от зацикленности как на абсолютной детерминированности, так и на абсолютизации внешнего врага. И это, думается, не просто личная прерогатива митрополита Тихона (Шевкунова), а объективно-христианский методологический подход.

Никто из высших церковных иерархов не поддержал Государя. А сразу после опубликования в газетах Манифеста об отречении царский трон был вынесен из зала заседаний Синода.
Правды ради надо сказать и нечто большее. В своих мемуарах князь Жевахов отмечал, что его призыв к поддержке монархии нашел отклик у… российских католиков. Католические иерархи и без учения о Симфонии верно догадались о том, что происходит, и обнародовали обращение к своей пастве с обещанием отлучить от причастия всех, кто присоединится к митингующим. И, как пишет Жевахов, «ни один католик, как было удостоверено впоследствии, не принимал участия в процессиях с красными флагами». В данном случае Синод не возвысился даже до уровня католических прелатов, показавших, в отличие от православных архиереев, хотя бы самую элементарную верность присяге, данной ими перед крестом и Евангелием.
(Митрополит Тихон "Гибель империи. Российский урок")

А в такой методологии вопрос о виновности в историческом плане не является спорным.

События Февральской революции беспощадно свидетельствуют, до чего мы сами способны довести нашу страну. Наглядно показывают, что — из самых лучших побуждений — мы можем натворить в России и для самих себя, и для будущих поколений.
(Митрополит Тихон "Гибель империи. Российский урок")

Возвращаясь к поводу для этой публикации — будем надеяться, что усилия Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга не пойдут прахом.

NB! Оформив подписку "премиум", можно заказать статью наинтересующую тему. Побробности в статье, ссылка выше.

Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.