С первых месяцев жизни ребёнка поём ему простые народные и детские песенки, а с 4-5-го месяца говорим ему простые ритмичные считалки. Ребёнку нравится ритм и интонации, слова он естественно не понимает. Ритм подчёркиваем при помощи ритмичных движений, например, ритмично качаем ребёнка на руках, ритмично двигаем его ручки и ножки и т. д. Учим также ребёнка распознавать тональность песенки, при весёлых песенках смеёмся с ребёнком, громко поём, живо двигаемся с ним, в то же время при колыбельных мелодиях поём тихо, выглядим серьёзно, бережно и осторожно качаем ребёнка. Предоставим возможность ребёнку слушать песенки и считалки с близкого расстояния и издали (мама, например, работает рядом и поёт для ребёнка). Ребёнок должен одну и ту же песенку слушать от мамы, отца, бабушки, чтобы привыкнуть к различным тембрам голоса. При помощи этих упражнений ребёнок научится на тонкие звуковые оттенки, что позволит ему лучше понимать человеческую речь.
Развитие речи, социальных контактов и эмоций.
Цель воспитания: развитие речи, социальных контактов и эмоций во 2-й половине 1-го полугодия (и позже) так взаимосвязаны, что их невозможно раздельно развивать у ребёнка – ввиду этого описание их развития сведено в одну главу. До 6-ти месяцев ребёнок научится выговаривать все гласные, некоторые согласные и несколько отдельных слогов. В этом же возрасте дети могут визуально найти определённый предмет, обозначенный словом. Создаётся тесные отношения с близкими людями, которые отличаются от отношения с незнакомыми людями. Он активно устанавливает контакт со своим социальным окружением. Редко плачет, при контактах с близкими людьми часто смеётся.
Как развивается урчание и лепетание во 2-й половине 1-го полугодия.
В главе о развитии детей на 2-3-ем месяце мы упомянули, что развитие урчания, а позднее и лепетания зависит от стимулирования ребёнка к активности, следующе условие является правильное удовлетворение основных биологических потребностей. Если ребёнок выспался, сыт, здоров и бодр, он может свободно двигаться, наблюдать и слушать интересное, он радостно двигает всем телом, в том числе издаёт звуки – удовлетворённо урчит. Приведём несколько упражнений, которые непосредственно стимулируют урчание ребёнка.
Стимулирование к урчанию простым
социальным контактом.
Когда ребёнок в хорошем настроении, т. е. он выспался, сыт, положим его перед собой и наклонимся над ним, нежно касаемся пальцем подбородка, щёк, шеи и нежным тихим голосом аукаем с ним. Более эффективен высокий женский голос. В конце 2-го месяца нам обычно удаётся извлечь какой-то гласный звук ребёнка, однако, на 4-ом месяце мы побуждаем ребёнка аукать при каждой попытке. Не нужно безостановочно аукать ребёнку, но чередовать, примерно 5 секунд говорим, 5 секунд соблюдаем тишину. Ребёнок часто начинает аукать в период тишины; наградим его весёлым смехом и поглаживанием.
Чтобы ребёнок много аукал и тренировался в создании звуков необходимо как можно чаще реагировать на его спонтанное ауканье, например, показаться ему, улыбаться ему, а главное голосом подражать его звукам.
«Разговор».
Когда ребёнок издаёт уже много звуков можно «разговаривать» с ним. Таким же образом, как и в упр. 68 вызываем ребёнка к произношению какого-либо звука, а когда ему это удаётся, то весело за ним повторяем звук и вновь затихаем. Если ребёнок вновь повторяет звук, вновь отвечаем ему. Разговаривать с ним можно часто, но следим, чтобы игра не надоела ребёнку.
«Крик».
Когда ребёнок привыкает «разговаривать» с мамой вблизи, попробуем то же самое на 5-6-ом месяце на большом удалении. Чтобы ребёнок нас услышал необходимо повышать голос; т. е. ребёнок научится в ответ кричать маме. Дети, мамы которых реагируют на их лепетание таким образом, больше разговаривают, чем дети, мамы которых уделяют им меньше времени или чем дети в интернатах, где сестры не могут индивидуально реагировать на каждого ребёнка.
На 4-6-ом месяце ребёнок всё больше лепечет, он учится произносить всё больше и больше различных звуков, многие из которых похожи на звуки зверей, другие встречаются в самых различных языках мира. В конце 5-го месяца он научится, например, хрюкать, ворчать, гудеть, чмокать, фыркать и т. д., кроме этого, он методично распевает и произносит различные гласные и их комбинации, например, а-о-а и т. д.
В конце 6-го месяца ребёнок начинает произносить некоторые согласные, чаще это бывают б, п, м, д, т, в. Некоторые дети начинают в этот период соединять согласные и гласные в слоги; мы говорим, что ребёнок начинает лепетать.
Мы упомянули, что до 4-го месяца должны повторять за ребёнком все его звуковые проявления., однако, начиная с 5-го месяца начинаем постепенно дифференцировать: звуки, подобные родном языку, за ребёнком повторяем, но произносим их правильно, однако непривычные для нас звуки (хрюканье, ворчанье, гудение, фырканье и т. д.) не подкрепляем; ребёнку улыбаемся, чтобы не тормозить его интерес к воспроизводству звуков, но их не повторяем, постепенно перестаём их стимулировать и улыбкой. Так поступают почти все мамы мира - в большинстве бессознательно – дети же в большинстве стран мира 1-е полугодие жизни разговаривают почти одинаково, но в конце 9-го месяца начинают появляться различия в лепетании у детей разных народов.
Если мы начнем с 5-го месяца подкреплять некоторые звуки и буквы, произнесённые ребёнком, а другие не замечать, то в репертуаре ребёнка некоторые звуки начнут появляться чаще, другие, напротив постепенно исчезать.
Ребёнок поэтому начнёт повторять буквы родного языка, которые, конечно, раньше произносил случайно.
Это приспособление является приготовлением к настоящему подражанию,которое возникает в конце 3-го квартала жизни ребёнка.
Как ребёнок учится использовать голосовые проявления как средство к установлению социального контакта
На 5-м месяце ребёнок начинает лепетанием целенаправленно вызывать воздействие на окружающий мир. очень скоро он поймет, что окружающий мир состоит из двух частей: мира вещей, который никак не реагирует на звуки, и мира людей, где голосом можно вызвать значительное воздействие. Это познание является условием начала использования голосовых проявлений, как средства установления социального контакта. До этого времени ребёнок пассивно реагировал на контакты с людьми, например, поворачивал голову в сторону откуда его звала мама, но в 6 месяцев он начинает использовать собственный голос, как средство к активному установлению контакта с мамой: например, мама не обращает внимание на ребёнка, но ребёнок видит её и разными звуками стремиться привлечь её внимание. Это очень важный этап в социализации процессов ребёнка, но это ещё не специфический человеческий знак, т. к. многие животные целенаправленно обращают внимание на себя звуковыми проявлениями.
Лепетание, основная задача которого направлена на привлечение внимание мамы на ребёнка, имеет одну и ту же цель, что и примитивный крик, но отличается от него тем, что оно целенаправленное, а не рефлекторное, что оно направлено на определённое лицо, а не призывает просто кого-либо на помощь
Нижеследующие игры для 5-6 месячного младенца нацелены на его обучение использованию своего голоса для достижения социального результата.
Обращение к маме.
Когда у ребёнка есть настроение поговорить, мама закрывает перед ним лицо пелёнкой. Если ребёнок начинает “гулить”, мама сдергивает пелёнку с лица, показывается ему, улыбается ему, “гулит” в ответ и через минуту вновь прячет лицо за пелёнку. Очень скоро ребёнок понимает принцип игры, и он начинает сознательно кричать маме, чтобы она показала ему лицо.
Подача игрушек.
Когда ребёнок лепечет, мама подаёт ему какой-то интересный предмет, даёт ребёнку немного поиграть с ним, а затем забирает его. Когда ребёнок вновь аукает, у него появляется новый интересный для игры предмет. Подача интересных предметов после лепетания повторяется 5-6 раз. Занимаемся 2-3 раза в день.
Поднимание ребёнка после лепетания.
Когда ребёнок лепечет, мама берёт его под мышками, поднимает вверх, весело ему улыбается и опять укладывает его на спину. Упражнение повторяем, когда ребёнок вновь лепечет. Повторяем 5-6 раз. Вместо поднимания вверх можно провести с ребёнком другое подобное упражнение, которое ребёнку нравится.
Как ребёнок научится понимать слова
Прежде чем ребёнок выговорит первые осмысленные слова (активная речь) он научится понимать множество слов (пассивная речь). Ребёнок должен прежде всего создать банк пассивных слов, прежде чем одно из них использовать активно. Взрослые также имеют определённый запас пассивных слов (это слова, которые мы понимаем, когда слышим или читаем, но не используем их в разговорной речи) и активных слов (эти слова не только понимаем, но и используем их в обычной речи). По этой причине банк пассивных слов больше, чем запас активных слов.
Позовем ли 4-5-ти месячного ребёнка по имени, ребёнок повернёт голову, но это не реакция на слово (имя), т. к. ребёнок повернёт голову на любое имя или слово. Это реакция только на звук. Реакция на «слово» появляется на 6-ом месяце при определённых условиях воспитания. Для понимания нижеследующих упражнений покажем, как возникает первая реакция ребёнка на «слово», а не реакция только на звук.
Если 5-6-ти месячный ребёнок с интересом наблюдает за маятниковыми часами, сопровождаем его наблюдение следующими словами «часы тик-так!». На 6-7-ом месяце произнесём «часы тик-так» на обычном месте и обычным способом в момент, когда ребёнок не смотрит на часы. Если ребёнок повернёт голову и глаза в сторону названного предмета, то воспринимаем это, как ориентирующую реакцию и доказательством того, что у него возникла ассоциация между словом и объектом, и он понимает, что означает фраза «часы тик-так».
Перевод взгляда к обозначенному объекту при стабильных условиях.
Определим предмет, к которому ребёнок проявляет повышенный интерес; возможно это часы, лампа, картина, керамика, окно и т. д. Этот предмет должен выделяться по цвету, размеру, блеску, изменениям (например, тикает, светится, гаснет). Он должен постоянно находиться на одном и том же месте. Встанем с ребёнком на определённом месте рядом с данным предметом. Ребёнка держим определённым образом, обратим его взгляд на данный предмет, а затем четко назовём его (например, произнесём слово «лампа», при этом включим и выключим её). Повторяем то же самое, при тех же условиях (один и тот же человек, голос, слова, удержание ребёнка и т д.) несколько раз в день. Иногда спрашиваем ребёнка: «Где лампа?» в тот момент, когда ребёнок не смотрит на неё. Первоначально поворот бывает в сторону обозначенного предмета спонтанным, но постепенно случайный характер пропадает и становится осознанной реакцией на слово «лампа».
Перевод взгляда к обозначенному предмету при изменённых условиях.
Чем стабильнее будут условия, тем быстрее выработается реакция предыдущего упражнения. Тем самым мы выработали реакцию на целую ситуации; как только изменяем некоторую часть ситуации, реакция ребёнка становится неуверенной: ребёнок не реагирует, если вместо мамы спрашивает бабушка. В этом упражнении речь идёт о том, чтобы ребёнок научился реагировать при различных изменениях ситуации. Если маме удаётся вызвать поворот головы ребёнка к обозначенному предмету в стабильных условиях, она начнет менять отдельные условия, например, она встанет на другое место по отношению к предмету (ребёнок должен повернуть голову в другую сторону, чем было ранее)., она держит ребёнку другим способом (не на руках, например, а на коленях), позднее заменит свой голос и окончательно доверит эту задачу папе или бабушке и т. д. Всё изменится, только предметлампа и слово лампа останутся без изменений. Этим создаётся ассоциация между этими основными явлениями и остальными дополнениями, несущественные элементы всей ситуации постепенно теряют своё значение. Мы видим, что это упражнение является одновременно тренировкой абстрактных способностей ребёнка.