Найти в Дзене
СкинИ

Лобовое столкновение в небе

В свой последний полёт Ан-24РВ рейс SU-7957 отправился по маршруту Гомель-Донецк-Сочи. 9 сентября 1976 г. из Гомеля до Донецка рейс долетил без проишествий. В 12:56 Ан-24 вылетел из Донецка в Сочи, на борту находились 47 пассажиров и 5 членов экипажа. Последним полётом Як-40 рейс С-031 был маршрут Ростов-на-Дону-Керчь. Из Ростова-на-Дону рейс вылетел в 12:47, на борту было 14 пассажиров и 4 члена экипажа. В тот день диспетчером Западного сектора Краснодарского районного центра управления воздушным движением (РЦ УВД) был Николай Б. (видимо личность диспетчера намеренно скрывалась, т.к. в инфопространстве нет его полного имени). Он заступил на дежурство в 07:30, предварительно успешно пройдя медосвидетельствование. В 13:30 с ним связался экипаж Як-40 и доложил о входе в зону ответственности сектора и пролёта траверза (линии, перпендикулярной курсу) Краснодара на эшелоне 5700 м, диспетчер подтвердил полёт, и в 13:34 экипаж доложил диспетчеру о пролёте радионавигационной точки (РНТ) Нов

Картинка создана с помощью ИИ по запросу автора
Картинка создана с помощью ИИ по запросу автора

В свой последний полёт Ан-24РВ рейс SU-7957 отправился по маршруту Гомель-Донецк-Сочи. 9 сентября 1976 г. из Гомеля до Донецка рейс долетил без проишествий. В 12:56 Ан-24 вылетел из Донецка в Сочи, на борту находились 47 пассажиров и 5 членов экипажа.

Последним полётом Як-40 рейс С-031 был маршрут Ростов-на-Дону-Керчь. Из Ростова-на-Дону рейс вылетел в 12:47, на борту было 14 пассажиров и 4 члена экипажа.

В тот день диспетчером Западного сектора Краснодарского районного центра управления воздушным движением (РЦ УВД) был Николай Б. (видимо личность диспетчера намеренно скрывалась, т.к. в инфопространстве нет его полного имени). Он заступил на дежурство в 07:30, предварительно успешно пройдя медосвидетельствование.

В 13:30 с ним связался экипаж Як-40 и доложил о входе в зону ответственности сектора и пролёта траверза (линии, перпендикулярной курсу) Краснодара на эшелоне 5700 м, диспетчер подтвердил полёт, и в 13:34 экипаж доложил диспетчеру о пролёте радионавигационной точки (РНТ) Новодмитриевская на эшелоне 5700 м. На этом участке воздушной трассы эшелон 5700 м для рейсов направления, которым летел Як-40, был встречным и диспетчер должен был его изменить, но не сделал этого и разрешил Як-40 продолжать полёт на прежней высоте.

В 13:43 экипаж Як-40 доложил о пролёте РНТ Геленджик на высоте 5700 м и диспетчер разрешил следовать до траверза Анапы опять забыв дать им указание об изменении высоты.

В это же время на этой же высоте 5700 м летел Ан-24. В 13:32 экипаж доложил о входе в зону ответственности Западного сектора на эшелоне 5700 м на траверзе Приморско-Ахтарска. Диспетчер разрешил Ан-24 следовать в Анапу с сохранением эшелона 5700 м. В 13:47 пилоты сообщили о прохождении РНТ Анапа и получили от диспетчера разрешение следовать к траверзу Джубги на той же высоте.

В 13:51 Ан-24 и Як-40, летевшие на высоте 5700 м, столкнулись лоб в лоб и рухнули в Чёрное море. Все 70 человек, находившиеся в обоих самолётах, погибли.

Место трагедии быстро нашли по масляному пятну и мелким обломкам обшивки самолётов, оставшихся на плаву. Через несколько дней спасательная операция была завершена. В ходе операции обломки Ан-24 и хвостовая часть Як-40 были подняты с глубины 500-600 м, также были найдены тела почти всех людей, летевших в Ан-24. Фюзеляж Як-40 найти не удалось, тела находившихся в самолёте, соответственно, тоже.

Выводы комиссии, расследовавшей катастрофу, были однозначны - нарушение правил эшелонирования и технологии работы диспетчера Западного сектора Краснодарского РЦ УВД. Если бы диспетчер чаще смотрел на экран радиолокатора, то увидел бы, что два самолёта летят друг на друга. Авиадиспетчер был приговорён к 15 годам лишения свободы.

К действиям пилотов вопросов не было - самолёты летят на очень большой скорости, за пару секунд до столкновения самолёты находились на расстоянии около 1 км. Пилоты на таком расстоянии видели встречный самолёт в виде точки и уже не могли избежать столкновения. Кроме того, в крови всех членов экипажа не было обнаружено повышенной дозы адреналина, то есть пилоты даже не успели испугаться.

Об этой трагедии очень коротко и сухо было сообщено в СМИ, а на следующий день произошло аналогичное столкновение самолётов в Загребе (Югославия, сейчас Хорватия) и СМИ переключились на него, ведь как сейчас, так и тогда, проблемы чужих стран интересовали сильнее, чем свои.