В Вологду мы приехали в 23 часа. Заселились в гостиницу. Ночной город смотреть не пошли, потому что после суток пути в автомобиле уже не было ни сил, ни желания. Особенно у детей (мы из Орла ехали в Великий Устюг, по пути гуляя в других городах).
Но видом из окна полюбовались.
В проживание был включён завтрак, поэтому утром не пришлось тратить время ни на готовку, ни на поиск общепита.
После завтрака мы отправились к открытию в 10 часов в музей традиционной северной архитектуры. Считается, что деревянная архитектура лучше всего сохранилась на русском севере.
Этот музей называется "Семёнково", находится в нескольких километрах от города и выглядит, как деревня рубежа 19 и 20 века.
Семёнково. Начало
Музей деревянного зодчества Вологодской области задумали ещё в конце 70-х годов ХХ века, а в 1979 году было уже официальное распоряжение о выделении почти 100 гектаров земли для музея. Правда, впоследствие грандиозные планы не осуществили, освоили только чуть более 10 га, и не всё задуманное воплотили в жизнь. Но тем не менее музей есть, и он интресен.
С 1979 года до начала девяностых годов проводились экспедиционные обследования Вологодской области с целью подбора объектов и переноса их в музей.
Представляете, в далёких деревнях находили красивые, представляющие научный и художественный интерес северные дома, разбирали их, и перевозили в Семёнково, чтобы собрать на новом месте и отреставрировать, чтобы сохранить для потомков – для нас с вами, для наших детей и внуков.
В восьмидесятые годы было перевезено несколько объектов (дома и амбар).
От момента находки дома до его переноса проходило от 5 до 30 и более лет. Некоторые здания за длительное время оказывались на грани утраты, приходилось восстанавливать практически с нуля, делать почти новострои по фото с использованием сохранившихся старых фрагментов зданий.
А всё потому, что в 90-х наша страна переживала не лучшие времена. Удивительно, что реставрационные работы на домах-памятниках продолжались вплоть до 1995 года.
В Семёнково успели перенести 9 жилых домов и 8 хозяйственных построек. Но только 3 дома были собраны.
Семёнково. Наши дни
Работы возобновились примерно через 10 лет, и сейчас деревня-музей похожа на настоящую деревню. Правда количество домов я не посчитала. Но визуализируются две улицы.
В Семёнково виден уклад жизни и традиции людей в северной деревне.
Дома можно не только снаружи осматривать, но и заходить внутрь. А внутри везде можно увидеть разное: обычную жилую комнату, школьный класс, торговую лавку и др. В каждом доме – свой музей.
И как же всё в этой северной деревне отличается от виденного мною в детстве в деревнях Брянской области! Даже горо́жу (изгородь) у нас ставили не так, как на севере.
Я ходила по Семёнкову, и временами сердце щемило от осознания ушедшего милого детства в деревне у дедушки с бабушкой. Взрослым разумом я понимаю, что ничего хорошего тогда не было, и жить так сейчас я бы ни за что не пожелала, ни своим детям, ни себе, ни родителям.
Свекровь говорит, что жить, с туалетом на улице и без водопровода ей не привыкать, и жила она в таких условиях хорошо. Конечно, хорошо, но для тех времён. Например, сейчас мы живём весьма стеснённо, денег на расширение нет. Но купить домик в деревне даже сейчас можно очень дёшево, даже со всеми удобствами есть дома в районе миллиона рублей, а уж с печным отоплением и колодцем за околицей можно за 100-200 тысяч оформить и даже даром. Лично видела пустующие разрушающиеся дома. И это в 6-8 часах езды от столицы. Бери – не хочу. Не хочет никто так жить, да ещё и вдали от города. Лучше в тесноте, но с благами цивилизации.
Это только поговорить, повспоминать хорошо.
Я тоже вспоминаю, как босиком по домотканой дорожке шла, как коров на ра́нке гоняли (то есть очень рано, почти, ночью, до наступления летнего зноя, а на день пригоняли обратно). Помню нагретые солнцем деревянные ступени, ведущие в дом, так приятно было на них сидеть, и чувствовать босыми ногами доски. Помню кошку, ждущаю молока после дойки коровы. Помню горячую малину за заку́ткой...
Заку́ткой у нас называли отдельностоящее строение для скота (хлев, сарай). В заку́тке жила корова, в отдельном помещении – телёнок, там же, у коровы, были выгорожены закутки́ для свиней, сверху на которых жили куры. А на чердаке заку́тки хранилось сено, и висели сушиться ягоды. И мы –дети – любили туда лазить играть и лежать, и иногда нам разрешали ночевать на сеновале. И там котилась кошка. И она сама, и котята чудесно пахли сеном. Прошло столько лет, а мне всё кажется, что кошки должны пахнуть сеном. Я и сейчас люблю уткнуться лицом в кошачий бочок, и порой мне чудится аромат сухой травы...
Подобные воспоминания всколыхнуло во мне Семёнково. Хотя не было почти ничего знакомого. Там всё иначе. Не так, как в моих воспоминаниях.
Дома северной деревни высокие, окна высоко-высоко, не заглянешь, не допрыгнешь. Окон много, есть прямо сплошным ря́дом, и не крошечные, как часто было у нас (на фото окна выглядят маленькими, но это так кажется на фоне больших домов, у нас окна были меньше).
Ещё и балконы есть. Мне такое показалось нелогичным, ведь север, холодно, а окна и балконы – это, как ни крути, теплопотери. Оказалось, что всё логично, топить было чем, ле́са много, а вот световой день короткий, и люди делали много окон, чтобы по максимуму пользоваться естественным светом. А вот балконы бо́льшей частью играли декоративную роль.
Жили в северных домах фактически на втором этаже.
А рядом с печкой – дверь. Моя дочь сразу обратила внимание на эту дверь и подумала, что это вход в печь, а я решила, что просто запечье отгорожено.
А оказалось, что дверь ведёт под дом, где живёт скот. Вернее это, по сути, первый этаж. На севере скот в отдельностоящем хлеву попросту бы замёрз. На этот первый этаж к животным можно было зайти, как с улицы, так и из дома.
А ещё в северных домах под потолком устроены полати – спальные места. Вот так, вверху, как антресоль, там воздух тёплый собирался.
У нас спали на печах в моём детстве уже только дети для развлечения, но ни разу я не слышала и не видела ни в одном музее быта, а побыла я во многих, чтобы были спальные места, пристроенные к печи под потолком. Правда я была в музеях только центральной части России и южной, а там, очевидно, совсем другой уклад жизни был.
Моим детям уже не с чем сравнить, они в деревенских домах не жили и даже не видели их толком. Но благодаря посещениям музеев знают, как выглядят многие деревенские бытовые предметы типа пральника и веретена.
Мы ходили по Семёнкову без экскурсовода. Вообще-то, я хотела заказать экскурсию, но нам в кассе сказали, что 9 января после рабочих праздничных дней экскурсоводы отдыхают. Но, возможно, это для нас даже лучше было, потому что с тремя детьми не очень просто ходить строго за экскурсоводом и слушать-слушать-слушать.
Мы ходили в своём темпе туда, куда глаза глядят, успевая в снежки поиграть и на снегосамокате покататься.
В Семёнкове прекрасно гуляется и без экскурсовода, потому что рядом с каждым объектом стоит информационная табличка, где написана вся необходимая информация, а также есть QR-код, пройдя по которому можно бесплатно слушать аудиоэкскурсию, что мы и делали. Это фактически тот же аудиогид, какие в музеях обычно за плату дают.
В домах-музеях есть и информация познавательно-развлекательного характера. В одном из домов есть своеобразный ростомер, где даётся краткая характеристика людей разного роста.
Например, человек ростом 160 см назван "дядя, достань воробушка". В стародавние времена люди на Руси были низкорослыми. Сейчас уже никто мужчину такого роста даже средним не считает, это низкорослый мужчина. А тогда "Крестьяне таковые почитаются высокими, потому за мужиками, не больно норовом грубыми, дети бегают и кричат: "Дядя, достань воробушка!". Людям таковым остерегаться надо низких притолок да балок".
Невозможно не заметить, что двери в северных домах очень низкие, чтобы тепло не терять, и я со своим ростом 158 см почти "дядя достань воробушка" головой о притолоку ударялась несколько раз. А уж людям по-настоящему высоким приходится напополам сгибаться.
Дом Василия Копылова
Самый яркий, красочный и привлекающий к себе внимание дом в Семёнкове – это Дом Василия Копылова.
Дом Василия Копылова частично окрашен в разные цвета. В моей голове это вообще не вязалось с образом старинного русского дома в северной деревне. Оказалось, что дом сохранился к концу 20 века совсем без краски, но при исследованиях в трещинах дерева обнаружили остатки красок разных цветов, и по этим остаткам с помощью экспертизы смогли восстановить облик дома. И когда дом собрали в Семёнкове, его покрасили так, как это было в конце 19 века.
Понятное дело, что в Семёнкове не рядовые дома, а дома зажиточных людей, простые люди жили в домах попроще, но тем не менее всё это невероятно интересно и буквально завораживает.
Помимо жилых домов в Семёнкове есть хозпостройки, баня, амбар, ветряные мельницы различных типов, часовня и церковь.
Ильинская часовня в Семёнкове
Часовни были распространены на русском севере, потому что церквей было мало из-за больших расстояний до редких городов и порой непроходимых дорог. А часовню было построить проще.
Часовню Ильи пророка обнаружили в самом начале девяностых, очевидно в очень плачевном состоянии, потом долгие годы не было финансирования и от часовни мало что осталось, это не достоверная информация, это я такие выводы сделала, исходя из прочитанного об этой часовне и после прослушивания аудиогида. Это становится понятно после информации о том, что в 1999 году эту часовню "воссоздали" за один день по первоначальному плану начала 19 века.
Георгиевская церковь 1700 г. в Семёнкове
Георгиевская церковь также, как и часовня, была почти утрачена, обрушился шатёр и другие части церкви.
Шатёр в православном зодчестве – это многогранный, сужающийся к верху, элемент, венчающий крышу храма вместо купола. Чаще всего в шатре бывает 8, 6 или 4 грани (бывает и иное их количество). Верхушка шатра обязательно венчается маленьким куполом с крестом над ним.
Выявленный в 80-х годах 20 века шатровый холодный Георгиевский храм был построен в кон. 17 – нач. 18 веков, но в Семёнково его полностью перевезти не удалось, он здесь был построен методом макетирования в натуральную величину.
Георгиевская церковь двухпрестольная, освящена в 1700 году. Южный престол во имя Св. Бориса и Глеба, северный — во имя Св. Георгия.
Перенести эту церковь решили сразу, ещё в самом начале, когда только задумали создать музей деревянного зодчества, но разборка и перевозка памятника своевременно не была осуществлена, а ведь тогда ещё шатёр был цел, и в целом состояние церкви было намного лучше. Перевозки церковь ждала более 10 лет, а сборки и того дольше.
Вся эта информация есть и на табличках, и в аудиогиде. Там, кстати, про все объекты дана и бытовая информация, и научно-архитектурная. Например, про Георгиевскую церковь написано, что это "храм типа восьмерик на четверике". Интересные новые слова мы узнали, и ведь понятно всё: на четырёхгранном основании стоит восьмигранная часть, мы даже пересчитали грани шатра для интереса и закрепления информации у детей.
Высота храма 38 метров.
Внутрь заходить пока нельзя, но предполагается, что там будут вестись службы.
Ветряные мельницы в Семёнкове
Мельницы – это первое, что видят посетители Семёнкова. Они большие и полностью деревянные, как и всё остальное в Семёнково. На табличках есть информация не только о самих мельницах, как архитектурных объектах, но и о принципах их работы.
В Семёнкове есть мельницы-столбовки, где основа конструкции – столб, и шатровка – такой же восьмерик на четверике, как и Георгиевская церковь.
На сайте музея есть фото мельниц изнутри, но когда мы там гуляли, внутрь не пускали. Также был закрыт проход в часть домов (они и на выданном плане не подписаны), но информация об этих домах, присутствовала на табличках возле них.
Провели мы в Семёнково около трёх часов, можно было бы и дольше побыть, не всё мы внимательно осмотрели, но нас ждали другие музеи Вологды.
- В моём телеграмме подписчики многое из описанного видели оперативно, в дни, когда это и происходило, подписывайтесь, чтобы быть ближе:
- Продолжение. После Семёнково мы отправились в старейший музей Вологды: