Найти в Дзене
KP.RU:Комсомольская правда

Стать Антоном Шастуном: Как я училась на курсах импровизации и что это дает взрослым людям

Руки трясутся, ноги подкашиваются, заглядываю в зал из-за кулис в надежде не увидеть никого из зрителей, но их, как назло, полно… В голове крутится только одна мысль, вернее, две: «Зачем я пришла на эти занятия?» и «Что я буду делать на сцене, если не учила текст и вообще не знаю, какого персонажа буду играть?»… Началось все два месяца назад, когда я узнала, что в Москве, Петербурге и других крупных городах очень популярными стали школы импровизации. Иногда это схоже с курсами стендапа, но все-таки не одно и то же. Импровизационная комедия (импров или импро сокращенно) создается здесь и сейчас, без плана и сценария, буквально из того, что есть под рукой и в голове, стала модной на западе с середины прошлого века, когда у нас набирало обороты движение КВН. Одним из ярких представителей импрова был, например, актер Майк Майерс, который прославился потом ролью Остина Пауэрса. Ну а с появлением программы «Импровизация» (ее звездами стали комики Антон Шастун, Арсений Попов, Дмитрий Позов и
Оглавление
  Екатерина БОЛГОВА
Екатерина БОЛГОВА

Руки трясутся, ноги подкашиваются, заглядываю в зал из-за кулис в надежде не увидеть никого из зрителей, но их, как назло, полно… В голове крутится только одна мысль, вернее, две: «Зачем я пришла на эти занятия?» и «Что я буду делать на сцене, если не учила текст и вообще не знаю, какого персонажа буду играть?»…

Искусство в массы

Началось все два месяца назад, когда я узнала, что в Москве, Петербурге и других крупных городах очень популярными стали школы импровизации. Иногда это схоже с курсами стендапа, но все-таки не одно и то же. Импровизационная комедия (импров или импро сокращенно) создается здесь и сейчас, без плана и сценария, буквально из того, что есть под рукой и в голове, стала модной на западе с середины прошлого века, когда у нас набирало обороты движение КВН. Одним из ярких представителей импрова был, например, актер Майк Майерс, который прославился потом ролью Остина Пауэрса.

   Актер Майк Майерс. EAST NEWS
Актер Майк Майерс. EAST NEWS

Ну а с появлением программы «Импровизация» (ее звездами стали комики Антон Шастун, Арсений Попов, Дмитрий Позов и Сергей Матвиенко) это направление юмора стало очень востребованным у молодежи. Их шоу вел Павел Воля, но потом ребята сменили канал и запустили несколько собственных успешных проектов на видео-платформах. Сейчас эта же «большая четверка» ведет новую программу «Шоу из шоу», в которой пародирует знаменитые телевизионные проекты – от «Слабого звена» до «Поля чудес».

Девочки сходят по ним с ума – и это не фигура речи, 12-летняя дочка моей знакомой заявила, что на день рождения мечтает лишь об одном подарке – познакомиться с Шастуном. Ну, а те, кто постарше, готовы выложить кругленькую сумму (от 2 млн руб!), чтобы ребята провели их мероприятие. Например, свадебный вечер блогера Оксаны Самойловой и рэпера Джигана, который они устроили в честь 10-летия семейной жизни, вела как раз эта четверка.

Что же такое импровизация и можно ли научиться мгновенно и с юмором отвечать на реплики партнеров по сцене без сценария и подготовки?

Начнем с объятий

В Санкт-Петербурге я нашла три школы импровизации (для сравнения, в Москве – как минимум семь подобных центров, в Нижнем Новгороде - три, в Ростове-на-Дону - один). В каждой школе мне предложили сходить на пробный урок (обычно он бесплатный, ну или стоит в районе 800-900 рублей). В школе «Импроскул» посетителей пробного урока встречает ее руководитель Антон Захарьин – актер театра и кино, автор книги по импровизации. Каждого прибывшего на пробный урок Антон… обнимает и сразу общается на «ты», как с самым лучшим другом.

   В школе «Импроскул» посетителей пробного урока встречает ее руководитель Антон Захарьин. Екатерина БОЛГОВА
В школе «Импроскул» посетителей пробного урока встречает ее руководитель Антон Захарьин. Екатерина БОЛГОВА

«У нас всегда все обнимаются, даже если не знакомы. Вот так повелось, что через объятия передается тепло, энергия. Ты попадаешь в комфорт, получаешь принятие себя. Для нас это важно», - рассказывает Захарьин, пока все пришедшие озираются по сторонам и стараются сесть на стульчики подальше друг от друга.

В «Школе импровизации и юмора Игоря Меерсона» занятие ведет актриса импро-жанра Елена Николаева. «Я называю импровизацию ленивым театром. Не надо учить текст, готовиться по ролям, а всегда есть возможность выступать на сцене и дарить людям радость», - рассказывает Николаева в начале пробного занятия.

Аудитория была плюс-минус похожей. Ну, например, главный бухгалтер компании 53 лет, которая хотела найти общий язык с сотрудниками – моложе, чем ее дети. Бизнесмен, который с помощью импровизации хотел выйти на новый для себя уровень общения и переговоров. Девушка-таролог планировала использовать полученные навыки импровизации для развития своего блога в соцсетях. А одна молодая женщина вообще заявила, что пришла на импровизацию по совету своего психиатра.

По словам Катерины Новик из «Импроскул», довольно часто приходят молодые девушки, влюбленные в того самого Антона Шастуна, чтобы как бы стать ближе к кумиру. Ну, а потом решают сами посвятить себя этому виду искусства.

   Антон Шастун. Даниил ОПАРИН
Антон Шастун. Даниил ОПАРИН

«А давайте!»

Учиться я решила в школе «Точка импро». Они, кстати, на пробном уроке выдают билет на бесплатное посещение одного из мероприятий школы. Но выбор я сделала из-за того, что до дих и добираться удобнее, и время занятий мне больше подходило. Нашу группу из 16 будущих импровизаторов вела Татьяна Клёнова – филолог по образованию, но уже опытный импровизатор, которая сама когда-то обучалась в «Точке».

С этого момента восемь вторников с 19:30 до 22:30 (а порой и дольше) я была занята импровизацией. Начиналось все с разминки. Сначала мы хаотично ходили по кругу и встречались друг с другом глазами, потом называли имена того, с кем встретились. Называли предметы с задержкой, повторяли друг за другом танцевальные движения . Или играли «А давайте?»: каждый в любой момент кричал «А давайте (будем прыгать, петь, ходить гусиным шагом и т.д.)», а все остальные должны были согласиться и делать это.

  Екатерина БОЛГОВА
Екатерина БОЛГОВА

После перерыва переходили к самой импровизации. Никогда не думала, что ее форматов так много. Некоторые можно увидеть в телевизионных шоу «Импровизации» или на концертах. Самое главное правило – импровизация невозможна в одиночку. Всегда участвуют как минимум два человека. Вы попадаете в какие-то обстоятельства, которые должны отыграть – сначала это выходит не очень смешно, но с опытом приходит способность выдавать какой-то юмор.

  Екатерина БОЛГОВА
Екатерина БОЛГОВА

Во что поиграем?

Вот, например, формат «Тостер». Несколько человек выходят на сцену и присаживаются на корточки. Ведущий (в нашем случае это была преподавательница Таня) нажимает на звонок и два человека должны выпрыгнуть, как хлеб из тостера, и начать играть какую-то сцену. Какую? Ответ на этот вопрос не знает никто. Но если один из выпрыгнувших начал что-то говорить, то второй должен поддержать эту идею. «Бабушка, скажи, а мы долго еще огород копать будем?», - говорит взрослая женщина молодому парню. Тому приходится отыгрывать бабушку: «Копай, копай, Маша, двойку в школу получила – вот тебе наказание». В таком духе и продолжается этот разговор, пока не прозвучит звонок и не выскочат новые участники, которые окажутся начальником и подчиненным, молодым человеком и девушкой на первом свидании или двумя друзьями-собутыльниками.

Через время выясняется, что самыми смешными становятся сцены, отсылающие к другим, уже сыгранным эпизодам. И вообще самый интересный юмор – внутренний, объединяющий какую-то группу людей. И если в какой-то нашей сцене вдруг ни с того, ни с сего появилась Бритни Спирс, то при ее новом упоминании в совершенно другой сцене зал просто разрывается от смеха.

  Екатерина БОЛГОВА
Екатерина БОЛГОВА

Есть еще формат «Жанры», когда одну и ту же сцену (любую – приключения в аквапарке или случай в поликлинике) нужно сначала просто сыграть, а затем воспроизвести заново, но в стиле боевика, вестерна или романтической комедии. Попробуйте поиграть в такую игру в компании – очень весело!

Моим любимым форматом стал «Перевод фильма». Правда, для него необходимы четыре участника. Двое играют какую-то сцену на выдуманном языке – разговаривают друг с другом на иностранном так, как они себе его представляют (обычно это звучит как «синь-кунь-пинь» по-китайски или «бобр курва» по-польски). А другая пара переводит это все на русский язык – так, как хочется, конечно. Особенно смешно, когда длинную фразу переводят просто «нет», а короткую – пространными рассуждениями. Из этого может получиться, например, неплохой конкурс на корпоративе.

«Пропаганда алюминия»

После двух месяцев занятий не сдружиться всей командой было просто невозможно. Тем более, что в «Точке» есть обычай – проводить игру по типу «Тайного Санты». В начале курса каждый случайным образом вытягивает имя своего одногруппника и на каждое занятие приносит небольшой подарочек, чтобы порадовать тайного друга. Мне досталась яркая девушка Даша, которая призналась в любви к настольным играм. Поэтому мне с выбором подарка для нее было проще, чем остальным.

Еще одним квестом стало придумывание названия команды. Так как курс обучения должен закончиться выступлением, каждая группы должна создать афишу своего концерта, где будет указано название команды. А этим названием может стать любой набор слов, который появляется на занятиях группы как будто из ниоткуда. В нашем случае это было слово «алюминий», которое в процессе обсуждения в чате (и это еще одна головная боль – плюс один чат в мессенджере и бесконечные обсуждения в ночное время!) превратилось в название «Пропаганда алюминия».

В нашей команде, к счастью, оказался начинающий дизайнер, который нарисовал нам афишу в том самом «алюминиевом» стиле – для этого мы все сфотографировались на белом фоне. А вот одежду для выступления выбрали, наоборот, полностью черную. Оказывается, так заведено у артистов импровизации, чтобы не привлекать внимания к своим персонам и проще перевоплощаться в других персонажей.

   Афиша команды курса.
Афиша команды курса.

Зачем все это нужно?

А вот и концерт, которого мы так боялись. Я играла безбилетника, которого странный кондуктор хотел выкинуть из автобуса, звонила герою фильма «Бойцовский клуб» Роберту Полсону, изображала заведующую детским садом «Лучик» и флиртовала со случайным прохожим. Больше всех раскрылась наша Наталья (имя изменено, работает замдиректора крупной компании по персоналу), которой пришлось отыгрывать отца-ковбоя и скакать за сыном на невидимом коне. И если у хоббихорсеров (спортсмены, имитирующие езду на лошади - Ред.) есть хотя бы палки с головой скакуна, то у Натальи не было ничего, кроме актерского таланта. Но получилось же!

Друзьям и родственникам в зале все, конечно, понравилось. Были и овации, и букеты цветов. А потом… Потом практически вся группа продолжила занятия в школе импровизации, оставшись на второй этап обучения. В течение следующих двух месяцев они будут изучать другие, более длинные форматы и в итоге смогут даже сыграть целый импровизационный спектакль.

Конечно, я не стала стендап-комиком, импровизационной актрисой и меня не пригласили вести очередную свадьбу Джигана и его жены. Но уже после первого этапа обучения становишься как будто немного раскованнее, не боишься непредвиденных ситуаций, и умеешь посмотреть на ситуацию с другой стороны. Правило импровизации «Всегда говори «да» своему партнеру на сцене» работает и в жизни. Нагрянули к вам соседи и беспочвенно называют источником шума - не спорьте, согласитесь с ними: «Да, так и есть, я действительно громко смотрю телевизор. А еще случаю радио, магнитофон и даже притащил из музей граммофон! Заходите, послушаем вместе!». Может, и получится таким образом избежать конфликта.

Точно могу сказать, что такие занятия помогают расширить круг своего общения. Ну, где еще могли бы встретиться директор по персоналу 50+, 20-летний студент, 30-летний айтишник, 45-летний строитель и 40-летняя журналистка? Причем не просто встретиться, а притворяться совершенно другими людьми, отыгрывать какие-то роли и совершенно не знать, кого тебе придется изображать в следующие минуты. Так что ходить на подобные курсы можно и для того, чтобы завести новых друзей – например, если вы поменяли город проживания во взрослом возрасте и не хотите ограничиваться только онлайн-знакомствами. Вряд ли здесь можно найти вторую половину, хотя чем черт не шутит.

   Выпускники с дипломами. Екатерина БОЛГОВА
Выпускники с дипломами. Екатерина БОЛГОВА

Правила импровизации, которые пригодятся и в жизни

1. Да. Всегда соглашайся на предлагаемые роли и обстоятельства, не спорь с партнером.

2. Да и... Продолжай идею, двигай сцену вперед.

3. Слушай. Внимательно относись к тому, что говорят люди рядом с тобой.

4. Прожектор партнера. Сделай другого звездой, не перетягивай одеяло на себя.

5. Здесь и сейчас. Ничего не придумывай заранее, все равно не поможет.

6. Правило энергии. Уходи со сцены вовремя, в самый смешной момент.

7. Ошибок нет. Каждая «ошибка» – это как раз то, что притягивает внимание и запоминается.

Сколько это стоит?

Минимальная стоимость обучения на 2-месячных курсах составляет 13900 рублей. Максимальная может доходить до 49900 рублей. Зависит от школы, количества преподавателей и тарифа. В более доступных тарифах обычно можно отработать только одно пропущенное по вашей вине занятие, в самых дорогих – можно посещать любые удобные по времени занятия. Обычно в стоимость обучения уже включено отчетное выступление, но вашим гостям придется купить на него билеты – около 300 рублей каждый.

Комментарий эксперта

Анна Савельева, кризисный психолог

Когда взрослый человек решает пройти те или иные курсы, он в любом случае получает возможность прокачать свои слабые стороны, повысить уверенность и самооценку. Но у курсов импровизации и стендапа есть и другие мощные инструменты. Я выделила пять важных моментов, на которые следует обратить внимание.

   Кризисный психолог Анна Савельева. Личный архив
Кризисный психолог Анна Савельева. Личный архив

1. Прокачка ораторских навыков.

Выступление перед аудиторией - это страшный сон многих людей еще со времен школы, когда нужно был отвечать перед классом. Во взрослом возрасте люди часто сталкиваются с необходимостью публичных выступлений на работе или в повседневной жизни, а навыки импровизации позволяют им побороть страх сцены и чувствовать себя более уверенно.

2. Развитие творческого мышления.

Импровизация требует быстрого мышления и креативности. Курсы развивают способность генерировать идеи на ходу, что может пригодиться не только на сцене, но и в решении повседневных задач.

3. Усиление коммуникационных навыков.

Умение общаться с людьми – важный аспект любого взаимодействия. Курсы стендапа и импровизации учат выражать свои мысли ясно и убедительно, что полезно в любых сферах жизни.

4. Умение управления эмоциями через слово.

Участие в таких курсах учит управлению чужими эмоциями и умению справляться со стрессовыми ситуациями. Человек выступает со сцены и взаимодействует с аудиторией, которую он ведет. По его желанию люди смеются и аплодируют. Этот навык особенно важен для взрослых, которые часто сталкиваются с различными вызовами на работе и в личной жизни.

5. Самовыражение.

Стендап и импровизация дают возможность выразить свои мысли и чувства через юмор и творчество. Это может стать способом самовыражения и даже через смех проработать свои страхи и детские травмы.

Автор: Екатерина БОЛГОВА