В российском прокате недавно появился еще один фильм с претензией на оригинальность. Напряженная история, показанная с точки зрения домашнего привидения. На бумаге картина выглядела перспективно, но на деле оказалось, что многие зрители после просмотра могут остаться разочарованными.
Ох уж этот Стивен Содерберг! Американский режиссер известен не только тем, что снял "11 друзей Оушена" и получил "Оскар" за "Траффик", но и своими смелыми экспериментами. В 26 лет дерзкий дебют превратил Содерберга в самого молодого обладателя "Золотой пальмовой ветви" Каннского кинофестиваля. А чуть позже начались постмодернистские комедии, переосмысление "Соляриса" Тарковского, отказ от привычной прокатной модели, съемки на мобильный телефон, создание интерактивных сериалов и много чего еще. Фамилия режиссера фактически стала нарицательной и сразу сигнализирует о чем-то необычном и оригинальном.
Новый проект Содерберга отличается от предыдущих концепцией операторской работы. Постановщик решил показать весь фильм "глазами" привидения, схватил в руки камеру и сам побежал снимать. Историю Стивену по такому случаю подкинул Дэвид Кепп, сценарист картин "Парк Юрского периода", "Миссия: невыполнима" и всяких других известных блокбастеров. На главные роли Содерберг взял Люст Лью ("Убить Билла") и менее знаменитых актеров: Криса Салливана, Каллину Лян и Эдди Мэдэя.
Завязка предельно банальна: семья из четырех человек решает купить старинный дом. Муж Крис колеблется, жена Ребекка твердо намерена переехать, а дочь Хлоя и сын Тайлер помалкивают. В итоге новоселье состоялось, но семейному счастью это не помогло. Не так давно лучшая подруга Хлои погибла, и теперь девушка находится в глубокой депрессии, что не лучшим образом отражается на домашней атмосфере. Брат-спортсмен ее не понимает и считает чокнутой, мать больше заботят жизнь и успехи сына, и лишь отец пытается хоть как-то помочь несчастной дочери.
Вскоре после переезда Хлоя обнаруживает, что предметы в ее комнате будто сами передвигаются с места на место. Иногда раздается грохот, или случается странное движение воздуха. Словно в доме есть чье-то присутствие. Девушка начинает подозревать, что это призрак ее погибшей подруги. Конечно, никто Хлое не верит, и обстановка в семье стремительно ухудшается...
По непонятной причине рекламная кампания фильма "Присутствие" ("Presence") едва ли не кричит о том, что Стивен Содерберг снял хоррор про дом с привидениями. Когда на самом деле, новое творение режиссера сложно назвать хотя бы триллером. Скорее, это семейная драма с элементами детектива, да и то вся загадочность появляется на экране только ближе к финалу. Ничего общего с "Полтергейстом" или ему подобными фильмами у "Присутствия" нет и в помине. Вся соль картины - в форме, а не содержании.
Камера Содерберга плавно скользит по лестницам и коридорам дома, утыкается в стены и прячется в шкафах. Как бы намекая, что на этот раз призрак - добрый и не способен никому навредить. Возможно, его даже зовут Каспер, но тут история умалчивает. На протяжении 80 минут зритель наблюдает за семейными разборками и подслушивает разговоры "ушами" привидения. Интересен ли такой подход? И да, и нет. Характеры персонажей набросаны схематично и кое в чем даже примитивно. Конфликты не могут похвастаться увлекательностью, а основная интрига исчезает, едва появившись. Тут Содерберга стоит похвалить за то, что он не стал растягивать хронометраж. Так фильм хотя бы не превратился в унылую тягомотину.
Не до конца понятно, чего на этот раз добивался режиссер кроме демонстрации возможностей кинематографа. Картина больше похожа на некий акт самолюбования и едва ли сможет достучаться до большинства зрителей. Да, забавная манера съемки, а что дальше? Хотелось бы видеть нечто большее, чем просто пассивное присутствие.
Фильм как бы не плох, но в то же время кажется совсем необязательным. И его название становится своебразным каламбуром: номинально поприсутствовать, пока не случилась следующая премьера. А она у Содерберга уже скоро: весной выходит его триллер "Черная сумка" с Майклом Фассбендером, Кейт Бланшетт и Пирсом Броснаном. И там, наверняка, будет много "активностей" и гораздо меньше претенциозной меланхолии. Ждем.
Оценка CinemaTravel: 6/10
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГРУППЫ CINEMATRAVEL В TELEGRAM, ВКОНТАКТЕ И ОДНОКЛАССНИКАХ, ТАМ БУДЕТ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО!
Ставьте лайк, подписывайтесь и не пропустите другие тексты: