Найти в Дзене
🎥КИНОВАРНЯ🎬

"Присутствие": Как новый фильм, снятый от лица призрака, обманывает зрителей

В российском прокате недавно появился еще один фильм с претензией на оригинальность. Напряженная история, показанная с точки зрения домашнего привидения. На бумаге картина выглядела перспективно, но на деле оказалось, что многие зрители после просмотра могут остаться разочарованными.

Кадр из фильма Присутствие. Источник: imdb.com
Кадр из фильма Присутствие. Источник: imdb.com

Ох уж этот Стивен Содерберг! Американский режиссер известен не только тем, что снял "11 друзей Оушена" и получил "Оскар" за "Траффик", но и своими смелыми экспериментами. В 26 лет дерзкий дебют превратил Содерберга в самого молодого обладателя "Золотой пальмовой ветви" Каннского кинофестиваля. А чуть позже начались постмодернистские комедии, переосмысление "Соляриса" Тарковского, отказ от привычной прокатной модели, съемки на мобильный телефон, создание интерактивных сериалов и много чего еще. Фамилия режиссера фактически стала нарицательной и сразу сигнализирует о чем-то необычном и оригинальном.

Новый проект Содерберга отличается от предыдущих концепцией операторской работы. Постановщик решил показать весь фильм "глазами" привидения, схватил в руки камеру и сам побежал снимать. Историю Стивену по такому случаю подкинул Дэвид Кепп, сценарист картин "Парк Юрского периода", "Миссия: невыполнима" и всяких других известных блокбастеров. На главные роли Содерберг взял Люст Лью ("Убить Билла") и менее знаменитых актеров: Криса Салливана, Каллину Лян и Эдди Мэдэя.

Кадр из фильма Присутствие. Источник: imdb.com
Кадр из фильма Присутствие. Источник: imdb.com

Завязка предельно банальна: семья из четырех человек решает купить старинный дом. Муж Крис колеблется, жена Ребекка твердо намерена переехать, а дочь Хлоя и сын Тайлер помалкивают. В итоге новоселье состоялось, но семейному счастью это не помогло. Не так давно лучшая подруга Хлои погибла, и теперь девушка находится в глубокой депрессии, что не лучшим образом отражается на домашней атмосфере. Брат-спортсмен ее не понимает и считает чокнутой, мать больше заботят жизнь и успехи сына, и лишь отец пытается хоть как-то помочь несчастной дочери.

Вскоре после переезда Хлоя обнаруживает, что предметы в ее комнате будто сами передвигаются с места на место. Иногда раздается грохот, или случается странное движение воздуха. Словно в доме есть чье-то присутствие. Девушка начинает подозревать, что это призрак ее погибшей подруги. Конечно, никто Хлое не верит, и обстановка в семье стремительно ухудшается...

Кадр из фильма Присутствие. Источник: imdb.com
Кадр из фильма Присутствие. Источник: imdb.com

По непонятной причине рекламная кампания фильма "Присутствие" ("Presence") едва ли не кричит о том, что Стивен Содерберг снял хоррор про дом с привидениями. Когда на самом деле, новое творение режиссера сложно назвать хотя бы триллером. Скорее, это семейная драма с элементами детектива, да и то вся загадочность появляется на экране только ближе к финалу. Ничего общего с "Полтергейстом" или ему подобными фильмами у "Присутствия" нет и в помине. Вся соль картины - в форме, а не содержании.

Камера Содерберга плавно скользит по лестницам и коридорам дома, утыкается в стены и прячется в шкафах. Как бы намекая, что на этот раз призрак - добрый и не способен никому навредить. Возможно, его даже зовут Каспер, но тут история умалчивает. На протяжении 80 минут зритель наблюдает за семейными разборками и подслушивает разговоры "ушами" привидения. Интересен ли такой подход? И да, и нет. Характеры персонажей набросаны схематично и кое в чем даже примитивно. Конфликты не могут похвастаться увлекательностью, а основная интрига исчезает, едва появившись. Тут Содерберга стоит похвалить за то, что он не стал растягивать хронометраж. Так фильм хотя бы не превратился в унылую тягомотину.

Кадр из фильма Присутствие. Источник: imdb.com
Кадр из фильма Присутствие. Источник: imdb.com

Не до конца понятно, чего на этот раз добивался режиссер кроме демонстрации возможностей кинематографа. Картина больше похожа на некий акт самолюбования и едва ли сможет достучаться до большинства зрителей. Да, забавная манера съемки, а что дальше? Хотелось бы видеть нечто большее, чем просто пассивное присутствие.

Фильм как бы не плох, но в то же время кажется совсем необязательным. И его название становится своебразным каламбуром: номинально поприсутствовать, пока не случилась следующая премьера. А она у Содерберга уже скоро: весной выходит его триллер "Черная сумка" с Майклом Фассбендером, Кейт Бланшетт и Пирсом Броснаном. И там, наверняка, будет много "активностей" и гораздо меньше претенциозной меланхолии. Ждем.

Оценка CinemaTravel: 6/10

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГРУППЫ CINEMATRAVEL В TELEGRAM, ВКОНТАКТЕ И ОДНОКЛАССНИКАХ, ТАМ БУДЕТ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО!

Ставьте лайк, подписывайтесь и не пропустите другие тексты: