Найти в Дзене

Медицинские тренды 2025: как выжить и преуспеть в меняющемся мире

Медицинская отрасль стоит на пороге серьезных изменений. Стремительное развитие технологий, трансформация потребительских предпочтений и экономические вызовы ставят перед клиниками и врачами новые задачи. Чтобы не только выжить, но и преуспеть в ближайшие годы, необходимо четко понимать ключевые тренды, формирующие облик медицины будущего. Что мы имеем сегодня? Стоимость денег снижается, инфляция растет, а разрыв между богатыми и бедными увеличивается. Это неизбежно сказывается на медицинском бизнесе. Мы видим, что точка безубыточности проектов выросла с 6-8 месяцев до полутора-двух лет, особенно в крупных городах-миллионниках. Стоимость открытия клиники также увеличилась вдвое - с 50 до 100 миллионов рублей. Кроме того, растет стоимость привлечения пациентов. За последний год контекстная реклама подорожала на 28%, а в социальных сетях - на 35%. При этом доступных каналов продвижения сейчас не так много, а их эффективность снижается. В этих условиях многие клиники вынуждены пересматри
Оглавление

Медицинская отрасль стоит на пороге серьезных изменений. Стремительное развитие технологий, трансформация потребительских предпочтений и экономические вызовы ставят перед клиниками и врачами новые задачи. Чтобы не только выжить, но и преуспеть в ближайшие годы, необходимо четко понимать ключевые тренды, формирующие облик медицины будущего.

Экономические вызовы: от роста стоимости до оптимизации расходов

Что мы имеем сегодня? Стоимость денег снижается, инфляция растет, а разрыв между богатыми и бедными увеличивается. Это неизбежно сказывается на медицинском бизнесе.

Мы видим, что точка безубыточности проектов выросла с 6-8 месяцев до полутора-двух лет, особенно в крупных городах-миллионниках. Стоимость открытия клиники также увеличилась вдвое - с 50 до 100 миллионов рублей.

Кроме того, растет стоимость привлечения пациентов. За последний год контекстная реклама подорожала на 28%, а в социальных сетях - на 35%. При этом доступных каналов продвижения сейчас не так много, а их эффективность снижается.

В этих условиях многие клиники вынуждены пересматривать свои бизнес-модели. Все больше медицинских организаций отказываются от агрессивного роста и сосредотачиваются на оптимизации внутренних процессов, стандартизации и автоматизации. Цель - повысить эффективность и подготовиться к новому этапу развития, когда экономическая ситуация стабилизируется.

Многие сети клиник в 2022-2023 годах решили остановить рост и сосредоточиться на внутренней работе. Они хотят максимально оптимизировать расходы, чтобы потом, когда все будет хорошо, пойти в быстрый рост и захват рынка.

Впрочем, это не значит, что новые игроки не появляются. Напротив, инвесторы, стремясь сохранить и приумножить свои средства в условиях нестабильности, активно вкладываются в интересные медицинские проекты. Главное - предложить им грамотные финансовые модели и бизнес-стратегии.

Кадровый голод и борьба за таланты

Еще одна ключевая тенденция - острый дефицит медицинского персонала. По данным правительства РФ, нехватка среднего медперсонала составляет 63 тысячи человек, а врачебного - 29 тысяч.

Это огромная проблема, которую в ближайшее время решить не получится. При этом уровень безработицы в России крайне низкий, поэтому нам просто неоткуда брать новых сотрудников.

Более того, клиники вынуждены конкурировать не только друг с другом, но и с другими отраслями, где условия труда и оплата зачастую более привлекательны. В IT-сфере, например, работодатели уже не могут привлекать сотрудников только высокими зарплатами - им приходится создавать максимально комфортные условия и возможности для профессионального и личностного роста. Поэтому медицинским организациям тоже нужно уделять большое внимание нематериальной мотивации персонала, развитию корпоративной культуры и карьерным перспективам. Только так можно удержать ценные кадры и привлечь новых специалистов.

Цифровизация и искусственный интеллект

Еще одна ключевая тенденция - стремительная цифровизация медицины. Пациенты все больше привыкают к онлайн-сервисам, а клиники активно внедряют новые технологии.

Телемедицина, которая во время пандемии COVID-19 получила мощный импульс к развитию, продолжит свой рост. Если в США ею пользуется уже 70% населения, то в России - пока только 20%. Но эта разница указывает на огромный потенциал данного направления.

Кроме того, все большее распространение получают технологии искусственного интеллекта. Они находят применение в самых разных сферах - от диагностики до роботизированных операций. И, несмотря на опасения некоторых специалистов, ИИ уже стал неотъемлемой частью современной медицины.

На днях видела новость, что президент США выделил 500 миллиардов долларов на развитие искусственного интеллекта. Отрицать его существование и не использовать в своей практике - значит сильно отставать от рынка.

Персонализация и новые форматы

Меняются и сами пациенты. Они становятся более информированными, требовательными и готовыми к инновациям. Растет спрос на персонализированную медицину, ментальное здоровье и превентивные практики.

В Москве открылась первая клиника ментального здоровья, и уже через месяц в нее было невозможно попасть - запись была расписана на полтора месяца вперед. Это показывает, насколько востребованы такие услуги.

Кроме того, все большую популярность приобретают так называемые "клиники-гибриды" - медицинские организации, совмещающие в себе несколько направлений. К одной услуге предлагают еще целый комплекс. Например, к эстетической гинекологии добавляют капельницы, или в санатории можно пойти на фитнес и спа-услуги. Такие форматы демонстрируют высокую прибыльность и интерес со стороны потенциальных клиентов. Мы видим, что эти клиники-гибриды, которые раньше не очень хорошо работали, сейчас показывают очень высокую прибыльность и опережают рынок.

Работа с пациентами: от лояльности до персонального бренда

Наконец, еще одна ключевая тенденция - фокус на работе с пациентами. Клиники все больше внимания уделяют не только качеству медицинских услуг, но и сервису, коммуникациям и лояльности.

Важными показателями становятся конверсия звонков в запись, доля повторных визитов и уровень удовлетворенности пациентов. Причем последний фактор напрямую влияет на финансовые результаты - клиенты, высоко оценивающие заботу о себе, в среднем тратят на 36,8% больше.

Личный бренд – ключ к успеху в медицинском бизнесе?

Кроме того, растет значение личного бренда врачей и руководителей медицинских организаций. Пациенты все чаще выбирают клиники и специалистов, которым доверяют. Мы видим, что люди отдают предпочтение личностям, а не просто клиникам. Поэтому сейчас большое внимание уделяется развитию личного бренда. Недавно мы проводили мозговой штурм с руководителями небольших клиник, где обсуждали факторы их роста и падения. Здесь мнения разделились: кто-то поддерживает идею личного бренда, а кто-то против. Тем не менее, личный бренд набирает обороты, особенно среди врачей. Кроме того, в связи с ростом стоимости рекламы, многие клиники, особенно авторские, стали активно использовать пиар как инструмент продвижения. Это становится одним из ключевых факторов роста.

Таким образом, медицинская отрасль стоит на пороге серьезных изменений. Чтобы не только выжить, но и преуспеть в ближайшие годы, клиникам и врачам необходимо научиться эффективно управлять финансами, привлекать и удерживать талантливый персонал, внедрять новые технологии и выстраивать доверительные отношения с пациентами. Только комплексный подход к этим задачам позволит успешно адаптироваться к новым реалиям, поэтому сейчас то самое время, когда необходимо разобраться с операционным управлением в медицинской организации и систематизировать работу. В этом помогут :

Авторский курс Анны Соломахиной "Как эффективно управлять клиникой"
Курс для главного врача "Управление частной клиникой"

Статью подготовила Анна Соломахина - генеральный директор Школы Медицинского Бизнеса, врач, организатор здравоохранения, к.м.н., МВА, бизнес-консультант по открытию и управлению клиниками