Мы продолжаем наш рассказ о скульптурах со станции метро «Площадь Революции» и тех людях, что стали моделями и прототипами для бронзовых статуй. На очереди – шахтер-стахановец, стоящий практически в центре зала, в пятом арочном своде. Но позировал ли сам знаменитый ударник труда скульптору? Или в металле отлит другой человек? И что стало с ним после открытия метрополитена?
Стахановский подвиг
Впервые страна услышала эту фамилию в 1935-ом году. Тогда в ночь с 30 на 31 августа команда Стаханова провела рекордную смену, добыв 102 тонны угля при норме в 7 тонн, то есть перевыполнив план в 14 раз. Вести о рекорде распространились сначала среди рабочих, которые подхватили идею и стали соревноваться, чуть ли не каждую неделю выдавая все новые и новые достижения. Позже новость добралась и до столицы, где в ноябре 1935-ого Сталин созвал совещание и произнес на нем ставшую крылатой фразу о том, что «жить стало лучше, жить стало веселее». Стахановское движение постепенно становилось новой идеологией.
Но кем был сам Стаханов? И правда ли, что он сам добыл столько угля?
Алексей Григорьевич Стаханов родился в 1906 году в Орловской губернии. В 21 год, выбирая жизненный путь, Алексей решил поехать на шахту, заработать там на коня, вернуться в свою деревню и, став завидным женихом, зажить обычной крестьянской жизнью. Но судьба сложилась иначе – на свою малую родину Стаханов не вернулся. Вместо этого он продолжал работать в шахте, сначала – отбойщиком, коногоном, потом отучился на забойщика. Ко времени своей рекордной смены лишь полгода как закончил обучение, но полученные знания позволили ему оптимизировать процесс, что и привело к рекорду.
Конечно, Стаханов работал не один. Как забойщик он только вырубал уголь, а шедшие за ним крепильщики грузили и вывозили породу, укрепляли своды шахты. Упомянем их имена: вместе со Стахановым рекорд установили шахтёры Петров и Машуров, а также крепильщики Щёголев и Борисенко. Заслуга же Алексея состояла в правильной организации работы, а именно: разделении труда, освобождении квалифицированных сотрудников от подсобных функций. Постепенно эти принципы стали внедряться на всех производствах, стремившихся быть передовыми. Нередко, однако, такой подход приводил к «припискам», когда выдающийся результат, достигнутый трудом целой бригады, в итоге приписывался только одному передовику. Похоже, именно это и произошло со Стахановым.
Благодаря возникшей популярности и вниманию к себе Стаханов был принят в партию и награжден орденом Ленина, через год его избрали депутатом Верховного Совета и перевели в Москву, поселив в знаменитом «Доме на набережной».
В столицу Стаханов поехал со своей новой женой (первая, неофициальная сожительница ушла от него, оставив двоих детей). Ей на момент женитьбы и переезда было 14 лет, познакомились они на школьном концерте. Вот что рассказывает дочь Стаханова Виолетта:
«Со сцены мама пела песню «Соловей мой, соловей», а голос у нее был пленительный… Когда Стаханов узнал, что она учится в восьмом классе, сильно приуныл. Ему-то было уже тридцать. Но дед подсобил. Понимая, что дочь будет жить у Стаханова как у Христа за пазухой, он поспособствовал, чтобы «кровинушке» приписали в свидетельстве о рождении два года.»
В Москве Стаханов сперва учился в промышленной академии, потом работал в наградном секторе Министерства угольной промышленности, на официальных церемониях награждал стахановцев. В 1957-ом году его отправили обратно в Донбасс, где Алексей отработал в шахтоуправлении до пенсии. Жил в городе Торез. Последние месяцы провел в больнице, как считается, психиатрической, куда попал из-за обострившихся симптомов алкоголизма. Впрочем, его дочь утверждает, что возникла путаница: ее отец страдал поражением сосудов головного мозга, но пациенты с таким диагнозом в то время лечились в психиатрическом отделении.
Алексей Стаханов прожил 71 год и стал всемирно известен благодаря своему рекорду, положившему начало общественному движению стахановцев. Его именем названы города и улицы, а с недавних пор еще и станция московского метрополитена. Кстати, вернемся к нему. Так был ли Стаханов моделью для скульптуры на «Площади революции»?
Не был.
Во-первых, в 1937-ом году, когда создавались ставшие столь известными статуи, Стаханов был в Москве, а не в Петербурге, где работал скульптор Манизер. А во-вторых, мы знаем, кто действительно позировал для роли шахтера и его судьба так же интересна.
Шахтер-художник
Моделью для статуи шахтёра-стахановца стал студент Манизера по имени Михаил Павлович Крамской. В 1937-ом году он как раз поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры в мастерскую к Матвею Манизеру. Во время Великой Отечественной пошел на фронт, участвовал в обороне Ленинграда, был тяжело ранен и вывезен в Нижний Тагил. Именно с этим городом у Крамского, уроженца Тульской области, окажется связана вся дальнейшая жизнь.
В Нижнем Тагиле Михаил Крамской создаст Музей изобразительных искусств, станет работать в местном институте, откроет свое художественное училище. Его скульптурные работы, посвященные жителям города и их подвигам во время ВОВ, станут важной деталью культурного ландшафта Тагила. И город отблагодарит Крамского – за его творческие и преподавательские труды Михаил Павлович получит титул почетного гражданина города Нижний Тагил.
Получается, что моделью для монумента шахтёру-стахановцу стал совсем не горняк, а художник, скульптор, добившийся, впрочем, на своей стезе тоже существенных успехов. Движение стахановцев зародилось в шахте, но вышло из нее и продолжило захватывать умы и сердца людей самых разных профессий. Можно долго спорить, было ли это модой, разнарядкой сверху или действительно идущим из народа порывом, но стахановское движение, названное по имени своего первопроходца, оставило важный след в истории и культуре нашей страны, сохранилось на земле в виде памятников и переименованных улиц и под землей – в московском метро.