Найти в Дзене

Кладбищенские суеверия: проверяем комментарии на прочность

Конечно, когда я задумывала цикл статей о суевериях на кладбище, то примерно предполагала, что встаю на довольно скользкий путь. Меня зовут Елена Васильева, и мое хобби – некрополистика. Я исследую кладбища СПб и Ленобласти, изучаю старые памятники и интересуюсь историей СПб в общем и историей городских кладбищ в частности. Я уже привыкла, что в представлении людей кладбища окутаны мистическим флером. О них вечно рассказывают жуткие истории, сочиняют легенды, пугают доверчивых слушателей. Но что в этих страшилках правда, а что – просто разговоры, не имеющие под собой никаких оснований? Я стала разбираться, опубликовала на своем канале две статьи — и вот уже какой день с восторгом разбираю комментарии к ним, которые множатся в геометрической прогрессии. Стараюсь отвечать на все, что читаю, и ловлю себя на мысли, что ну негоже такую красоту прятать от внимания общественности. Одна беда: для других тем времени не хватает катастрофически :) Вот посмотрите только, что мне пишут. Говорят, ч
Оглавление

Конечно, когда я задумывала цикл статей о суевериях на кладбище, то примерно предполагала, что встаю на довольно скользкий путь.

Меня зовут Елена Васильева, и мое хобби – некрополистика. Я исследую кладбища СПб и Ленобласти, изучаю старые памятники и интересуюсь историей СПб в общем и историей городских кладбищ в частности. Я уже привыкла, что в представлении людей кладбища окутаны мистическим флером. О них вечно рассказывают жуткие истории, сочиняют легенды, пугают доверчивых слушателей. Но что в этих страшилках правда, а что – просто разговоры, не имеющие под собой никаких оснований?

Некрополь XVIII века, фото @diagnial
Некрополь XVIII века, фото @diagnial

Я стала разбираться, опубликовала на своем канале две статьи — и вот уже какой день с восторгом разбираю комментарии к ним, которые множатся в геометрической прогрессии. Стараюсь отвечать на все, что читаю, и ловлю себя на мысли, что ну негоже такую красоту прятать от внимания общественности.

Одна беда: для других тем времени не хватает катастрофически :)

Вот посмотрите только, что мне пишут.

1. «Если фото на могиле оживает – уходите, не оглядываясь!»

Говорят, что на старых надгробных фотографиях можно увидеть, как покойный улыбается, хмурится или даже подмигивает. Некоторые советуют креститься, читать «Отче наш» и уходить.

Разбираем эту историю:
Действительно, бывает так, что изображение на памятнике как будто меняется. Скорее всего, причина в оптическом эффекте. Эмаль на надгробных фото со временем трескается, мутнеет или облезает, сильно портя лицо человека. Портрет отражает свет под разными углами, а мозг дорисовывает картину как ему вздумается. Достаточно сменить ракурс – и «чудо» исчезнет.

Любопытно, что в этой истории речь идет только про фотографию, про гравированные изображения – никогда. Скорее всего именно потому, что гравировка порче от времени практически не поддается. Гравированное изображение всегда можно обновить, и оно будет как новенькое.

-2

Ну и потом, если я мусульманин или иудей, или адепт секты летающего макаронного монстра, чем мне тогда защищаться прикажете?

2. "Если вы слышите внутри себя чужой голос - то не поддерживайте разговор, плюньте на себя, прочтите молитву и уходите не оглядываясь!"

Ну, тут без долгих прелюдий могу ответственно заявить: если же кто-то слышит голоса внутри себя, – не важно, на кладбище он или нет – тот должен строевым шагом не откладывая направиться к неврологу. А оттуда уже куда скажут.

Плевать на себя же не рекомендую абсолютно. Себя любить надо и беречь — как человека (для атеистов пишу) и/или как творение Божье по образу и подобию Бога (для верующих).

Остается только пожелать, чтобы людей с голосами в голове принимали адекватные специалисты, и оказывали им необходимую помощь в полном объеме.

3. «На кладбище можно подцепить неупокоенного духа!»

Люди, уверенные в том, что кладбища кишат «подселенцами», советуют быть осторожнее: дескать, неупокоенные души убийц и сумасшедших ищут, к кому бы «привязаться».

Если бы это было правдой, каждый, кто регулярно бывает на кладбище – священники, работники ритуальных служб и кладбищ, роты почетного караула, художники, краеведы, исследователи, реставраторы и т.п. – давно бы превратился в ходячий конгломерат чужих личностей. В реальности же на кладбищах можно подцепить разве что простуду, если долго стоять на ветру, или вывихнуть ногу, оступившись на неровной местности.

Страх перед «подселенцами» – это старинный пережиток, тогда психические заболевания объясняли влиянием злых духов. Сегодня же мы знаем, что «голоса в голове» – это не мистика, а медицинский симптом, требующий внимания специалиста (см. п.2)

-3

4. «Если Вы не верите ни во что, - то возьмите своё фото и прикопайте в могилу с таким же именем и полом как и Ваше, только чтоб могила была взрослого человека»

Ну и совет, вот так совет! Много времени я провела в обдумывании того, что может заставить человека такой совет посоветовать, и как получше на этот совет ответить.

Этот ритуал — классика черной магии. В его основе идея симпатической магии: "что происходит с изображением человека, происходит с ним самим".

На самом деле, скорость разложения фотографии зависит от влажности почвы, состава бумаги и наличия солнечного света. Если кинуть снимок в сухую песчаную почву – он может пролежать там годами. В глинистой и болотистой, как петербургская, – разлезется за пару месяцев.

Но самое примечательное в этой истории то, что автор комментария использует хитрый психологический трюк: он не даёт выбора и сразу навязывает эмоцию.

  1. Ловушка «слабо?» – пытается спровоцировать: «Если ты не боишься – сделай!» А если откажешься, значит, испугался. Хотя на самом деле можно отказаться просто потому, что это глупо или не нужно. Или вообще без причины.
  2. Подмена логики эмоциями – вместо аргументов давит на чувства. Вместо объяснений, почему этот ритуал должен работать, он просто утверждает: «Ты боишься!»
  3. Манипуляция доверием – человек как бы заранее знает, как ты поступишь: «Ты не сделаешь, потому что боишься!» Это подталкивает к ненужному оправданию.

На самом деле, если бы этот ритуал действительно работал, не нужно было бы никому ничего доказывать, никого провоцировать и заставлять – он бы просто давал результат. И об этом было бы известно без историй в духе "кухаркиной тетки сдвуродна бабка как-то пошла на кладбище".

Новодевичье кладбище, СПб
Новодевичье кладбище, СПб

Заключение

Людям свойственно бояться неизвестного. Кладбища – места упокоения умерших людей, но никак не порталы в мир духов и не арена для паранормальных битв. Настоящую опасность там можно физически ощутить. Это обрушившийся памятник, острые углы скамеек и навершия оград, упавшие деревья, открытая могила, болотистая местность или гололёд зимой. А всё остальное – плод воображения и богатая фантазия.

Кстати, хочу спросить тех, кто насаждает кладбищенские суеверия: у вас ведь самих небось умершие родственники есть? Что вы скажете, если к ним в могилы пойдут всякую фигню подкапывать? Или если кто-нибудь будет на полном серьезе вещать про подселенца, указывая на могилу вашей бабушки?

Или «вы не понимаете, это другое»?

Не нужно верить в жуткие байки, а вот регулярно посещать врача, смотреть под ноги и в другие места — от души рекомендую. Не забывайте, что на кладбище, как и в жизни, мы должны быть осмотрительны, но не бояться того, что придумано для нас кем-то, чтобы пугать. Настоящая жизнь — вот где мы можем встретить что-то по-настоящему необычное. А кладбища – это места тишины, памяти и прошлого, такой своеобразный памятник тем, кто жил до нас.

------

Две предыдущие статьи с разборами суеверий можно почитать здесь:

А если хотите, чтобы я разобрала какую-то еще примету или суеверие или ритуал - пишите в комментариях. Я все читаю.