Найти в Дзене

Параллельные миры. Жизнь по своим законам. Затерянные в тайге Дубчесские скиты

Часто ли мы в круговерти повседневной жизни, которая движется по устоявшемуся привычному распорядку, задумывается о том, что есть люди, считающие ненужным и неважным то, без чего мы не представляем своего существования? «Вопросы крови — самые сложные вопросы в мире» — говорил Коровьев, один из персонажей романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Я бы добавила: «И вопросы веры». Шумит, как безбрежный зелёный океан, тайга, нет ей конца и края. Не всякий искатель приключений сможет преодолеть тысячи километров, чтоб достичь небольшого посёлка Сандакчес на берегу реки Дубчес, левого притока Енисея. Но несмотря на бездорожье и труднодоступность, мы всё-таки совершим небольшое «путешествие», чтобы познакомиться с бытом и обычаями тех, кто уже многие десятилетия живёт, бережно сохраняя веру предков, вдали от перенаселённых людьми и техникой мегаполисов, в мире так непохожем на наш. В конце тридцатых годов прошлого столетия, считая власть Советов антихристовой и потому подвергаясь гонениям, в
Оглавление

Часто ли мы в круговерти повседневной жизни, которая движется по устоявшемуся привычному распорядку, задумывается о том, что есть люди, считающие ненужным и неважным то, без чего мы не представляем своего существования? «Вопросы крови — самые сложные вопросы в мире» — говорил Коровьев, один из персонажей романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Я бы добавила: «И вопросы веры».

Сандакчес

Шумит, как безбрежный зелёный океан, тайга, нет ей конца и края. Не всякий искатель приключений сможет преодолеть тысячи километров, чтоб достичь небольшого посёлка Сандакчес на берегу реки Дубчес, левого притока Енисея.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Но несмотря на бездорожье и труднодоступность, мы всё-таки совершим небольшое «путешествие», чтобы познакомиться с бытом и обычаями тех, кто уже многие десятилетия живёт, бережно сохраняя веру предков, вдали от перенаселённых людьми и техникой мегаполисов, в мире так непохожем на наш.

Из истории старообрядцев часовенного согласия

В конце тридцатых годов прошлого столетия, считая власть Советов антихристовой и потому подвергаясь гонениям, в Сандакчесе обосновались старообрядцы. Ещё в годы правления Николая I они испытали немилость государя, оставшись без священников. Службы проводились мирянами в часовнях, где отсутствовал алтарь, и потому таких приверженцев старой веры стали называть старообрядцами часовенного согласия.

Дубчесские скиты, основателем которых считается Симеон Лаптев, ведут свою историю с начала сороковых годов. Главной мыслью проповедей С. Лаптева было неприятие коммунистического строя, как подобие господства антихриста на земле.

На фото ниже — отец Симеон (Сафон Яковлевич Лаптев) и отец Антоний (Афанасий Михайлович Людиновсков).

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Идеи старообрядцев официальная власть посчитала подрывающими устои советского государства, и вскоре было принято решение ликвидировать скиты как антисоветскую нелегальную организацию.

На фото ниже слева направо — матушка Валентина (Вера Григорьевна Тюрина), матушка Тавифа (Татьяна Михайловна Людиновскова), матушка Флена (Татьяна Кондратьевна Шабаршина).

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Весной 1951 года силами милиции и солдат Красной армии была проведена спецоперация, во время которой иноки и монахини были арестованы и приговорены к длительным срокам заключения.

С. Лаптев, отказавшись от тюремной пищи, вскоре умер, другие же осуждённые были реабилитированы после смерти И. В. Сталина.

Скиты на реке Дубчес трудно и не сразу, но возродились. Как сегодня складывается жизнь потомков тех, кто выжил благодаря своей вере?

На фото — старообрядцы, занятые веянием зерна. 19 век.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Жизненный уклад

Если всё-таки решиться и преодолеть по бездорожью многокилометровый путь до Сандакчеса, рассчитывать на радушный приём от местных жителей не стоит. Не любят они приезжих и стараются всячески дистанцироваться от общения с чужаками, относясь к ним, скорее, отстранённо, равнодушно, но без злости и враждебности.

Отказ от привычных нам удобств староверы объясняют желанием сохранить по максимуму привычный для предков уклад жизни. Дома обитателей закрытой общины, как правило, большие, потому что под одной крышей уживаются люди, скотина, тут же находится амбар с припасами и даже уборная.

В сезон заготавливаются ягоды, грибы. В реке ловится елец, пескарь, часто попадается хариус. Мальчики, окончив максимум три класса в интернате, что находится в двух сотнях километров по реке, осваивают, помимо рыбалки, охотничье дело.

Желание оградить свой жизненный уклад от вмешательства богопротивных, как считают староверы, современных новшеств не всегда достигает того уровня, какой бы хотели видеть старожилы поселения. Приходится, например, в ближайшем — километров пятьдесят — магазине покупать сахар, соль, крупу, минимум одежды, да и без бензина не обойдёшься, если уже пусть не в каждом дворе, но имеется свой снегоход или небольшой трактор.

Запреты

Под строжайшим запретом водка. На праздничных столах можно видеть местную настойку типа браги или черёмуховое вино. Не едят старообрядцы и магазинную колбасу, потому как «непонятно, что в ней намешано».

В Сандакчесе нет телевидения и радио. Мобильными телефонами жители не пользуются, не говоря уже об интернете. Газеты выписывает редкая семья. Считается, что чтение подобных изданий отвлекает человека от мыслей о боге и праведности бытия да и работе часто мешает.

На образование для подрастающего поколения строгих запретов не существует, но бытует мнение, что для ребёнка важна в первую очередь способность выжить в далеко не простых условиях сурового климата, поэтому похвастать даже средним образованием не может никто из проживающих в посёлке.

Нельзя, твёрдо уверены староверы, ссориться и затевать склоки с соседями, родственниками.

Сегодня в Дубчесских скитах проживает более трёх тысяч человек. Не редкость, когда в Сандакчес приезжают старообрядцы из-за рубежа и остаются, женятся, рожают детей.

Фото с сайта ngs24.ru
Фото с сайта ngs24.ru

Верхнее фото взято с новостного сайта Красноярского края, где сообщается, что

30 августа 2020 года в посёлке Сандакчес Туруханского района Красноярского края случился пожар в одном из домов. Погибла женщина и двое её детей 10 и 5 лет. Из-за отсутствия дорог пожарные выехать на место происшествия не смогли.

По слухам, далеко в глухой тайге есть монастырь, где сегодня проживают отшельники-старообрядцы. Несколько невысоких деревянных домов служат жилищами для тех, кто в уединении и тишине пишет иконы, молится о мире и хранит верность вековым традициям своих предков. Незваным гостям туда хода нет.

Понравилась статья? Если да — нажмите палец вверх и подпишитесь, чтобы узнать ещё много интересного, нет — буду рада прочитать конструктивную критику в комментариях. А ещё напишите, о чём бы вы хотели узнать в новых публикациях.