Найти в Дзене
О Москве нескучно

Даже многие москвичи не знают, почему этот мост через Яузу так называется

Где находится этот мост? Когда он появился? Что за странная история связана с его строительством? Как сооружение называлось изначально? Почему потом наименование поменяли? А также - что за спор возник во время реконструкции моста в советское время? Как он стал выглядеть после обновления? И хорошо ли сооружение справляется с возложенной на него функцией сейчас? Об этом и не только расскажу сегодня. Астаховский мост через реку Яузу со стороны кажется довольно скромным. При весьма приличной ширине в 36 метров, его длина едва ли превышает 46. С высоты конструкция выглядит квадратной. Несмотря на не самые внушительные габариты, сооружение имеет большое значение. Мост соединяет две части Яузской улицы. Ей пользуются, чтобы доехать от Китай-города до Таганской площади, например. Однако дорога эта узкая. Поэтому здесь, в том числе и на мосту, постоянно возникают автомобильные пробки. Интерес вызывает и название - "Астаховский". На первый взгляд, непонятно, откуда оно взялось. Рядом нет ничего
Оглавление

Где находится этот мост? Когда он появился? Что за странная история связана с его строительством? Как сооружение называлось изначально? Почему потом наименование поменяли? А также - что за спор возник во время реконструкции моста в советское время? Как он стал выглядеть после обновления? И хорошо ли сооружение справляется с возложенной на него функцией сейчас? Об этом и не только расскажу сегодня.

Мостовое обогащение

Астаховский мост через реку Яузу со стороны кажется довольно скромным. При весьма приличной ширине в 36 метров, его длина едва ли превышает 46. С высоты конструкция выглядит квадратной. Несмотря на не самые внушительные габариты, сооружение имеет большое значение. Мост соединяет две части Яузской улицы. Ей пользуются, чтобы доехать от Китай-города до Таганской площади, например. Однако дорога эта узкая. Поэтому здесь, в том числе и на мосту, постоянно возникают автомобильные пробки. Интерес вызывает и название - "Астаховский". На первый взгляд, непонятно, откуда оно взялось. Рядом нет ничего созвучного. История и правда любопытная. О ней расскажу немного позже.

Когда здесь появился первый мост через Яузу, сказать непросто. Если посмотреть старые карты, переправу можно обнаружить на первом плане Москвы в современном понимании. Он датируется 1739 годом. Более того, рядом с мостом изображён ещё один (слева), причём изогнутой формы. В советской литературе активно высказывали мнение, что настоящий мост появился здесь в 1805 году. Скорее всего конструкция была деревянной.

Со строительством сооружения связана легенда. Считается, что руководил работами купец по фамилии Андреянов. Он якобы решил использовать проект в своих целях, чтобы обогатиться. Поэтому строительство шло без должного технического надзора. В итоге мост вышел более чем на полметра длиннее и на два метра ниже изначальных требований. Конечно, сооружение пришлось переделывать. Видимо, на это выделили дополнительные деньги, которых так и хотел Андреянов.

Загадка названия

Судя по всему, возвести удобный мост всё равно не получилось. За время существования его перестраивали несколько раз. Металлическая конструкция появилась тут в 1876 году. Несмотря на все предпринятые меры, переправа оставалась неудобной. В первую очередь, это касалось ширины. Так ещё по центру ездили трамваи. Конечно, к началу 1930-х годов, когда транспорта в Москве становилось всё больше, сооружение совсем перестало справляться со своей функцией.

Во 1930-х начали реконструкцию Яузы. Её планировали расширить и обустроить красивые гранитные набережные. Поскольку габариты реки менялись, то требовалось заменить почти все мосты на её протяжении. Та же судьба постигла и это сооружение. Кстати, первоначально его подписывали на картах, как Яузский мост. Здесь всё просто: так называлась улица, части которой он соединял. Однако в советское время сооружение переименовали. Когда это конкретно случилось, сказать трудно. Последний раз на планах Москвы Яузский мост встречается в 1924 году. Потом его просто не подписывали. Видимо, из-за скромных размеров.

Памятная доска И.Т. Астахову на старом мосту. О том, кто это такой вы узнаете ниже, 1922-1930. С сайта www.pastvu.com.
Памятная доска И.Т. Астахову на старом мосту. О том, кто это такой вы узнаете ниже, 1922-1930. С сайта www.pastvu.com.

Однако в специальной литературе 1938 года, где говорилось о реконструкции моста, его уже называли Астаховским. Наименование присвоили в честь революционера Иллариона Астахова. Это был 19-летний рабочий завода "Гужон" (позже - "Серп и молот"). Молодой человек погиб на этом самом мосту во время демонстрации в феврале 1917 года. То есть Астахов имел непосредственное отношение к месту, которое потом назвали в честь его фамилии. Это было большой редкостью в советское время.

Не ярко, зато функционально

Реконструкция моста началась в 1939 году. По сути, возвели новое сооружение. Проект создавал архитектор Константин Топуридзе. Он потом получил большую известность благодаря работам на ВДНХ. А именно фонтанам: "Дружба народов", "Каменный цветок" и "Колос". Также в проектировании моста участвовал и другой зодчий: Игорь Ткаченко. Облик моста планировали сдержанным. Без ярких украшений. Интересно, что во время работ возник небольшой скандал.

Проект нового Астаховского моста через реку Яузу. Из журнала "Строительство Москвы" за 1938 год (№6).
Проект нового Астаховского моста через реку Яузу. Из журнала "Строительство Москвы" за 1938 год (№6).

В организации под названием "Гормост" почему-то не хотели устанавливать богато украшенные на революционную тематику решётки. Объясняли позицию экономией средств и желанием не нарушать ритмический рисунок с другими мостами на Яузе. Там везде планировались одинаковые решётки. В литературе высказывали недоумение от такого решения. И напоминали, что мост имел историческую ценность с точки зрения революционных событий 1917 года.

Завершили работы в 1940 году. Мост вышел не очень выразительным. Решётки, кстати, так и не получили не только революционных украшений, но и каких бы то ни было других. В общем, с архитектурной точки зрения тут обсудить нечего. Зато новая конструкция вышла очень широкой. Здесь уместились не только автомобили, но и многочисленный транспорт. Интересно, что убирать трамваи в процессе реконструкции не стали. Они вернулись сюда в 1940-м и продолжали ходить вплоть до 1961 года. Пока не ликвидировали рельсы на части Яузской улицы, которая в советское время называлась Интернациональной. Также всё это время здесь ходили троллейбусы. Например, маршруты №16 и 63.

Сегодня Астаховский мост по-прежнему выполняет свою функцию. Правда уже совсем не так хорошо, как на момент открытия. Всё-таки машин и автобусов/электробусов очень много. Да и не в самом сооружении проблема. Оно-то как раз обладает достаточной шириной. Просто Яузская улица скромная по габаритам. А со стороны ближе к Таганской площади на мост и вовсе заезжают потоки ещё и с Николоямской улицы.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!