Где находится этот мост? Когда он появился? Что за странная история связана с его строительством? Как сооружение называлось изначально? Почему потом наименование поменяли? А также - что за спор возник во время реконструкции моста в советское время? Как он стал выглядеть после обновления? И хорошо ли сооружение справляется с возложенной на него функцией сейчас? Об этом и не только расскажу сегодня.
Мостовое обогащение
Астаховский мост через реку Яузу со стороны кажется довольно скромным. При весьма приличной ширине в 36 метров, его длина едва ли превышает 46. С высоты конструкция выглядит квадратной. Несмотря на не самые внушительные габариты, сооружение имеет большое значение. Мост соединяет две части Яузской улицы. Ей пользуются, чтобы доехать от Китай-города до Таганской площади, например. Однако дорога эта узкая. Поэтому здесь, в том числе и на мосту, постоянно возникают автомобильные пробки. Интерес вызывает и название - "Астаховский". На первый взгляд, непонятно, откуда оно взялось. Рядом нет ничего созвучного. История и правда любопытная. О ней расскажу немного позже.
Когда здесь появился первый мост через Яузу, сказать непросто. Если посмотреть старые карты, переправу можно обнаружить на первом плане Москвы в современном понимании. Он датируется 1739 годом. Более того, рядом с мостом изображён ещё один (слева), причём изогнутой формы. В советской литературе активно высказывали мнение, что настоящий мост появился здесь в 1805 году. Скорее всего конструкция была деревянной.
Со строительством сооружения связана легенда. Считается, что руководил работами купец по фамилии Андреянов. Он якобы решил использовать проект в своих целях, чтобы обогатиться. Поэтому строительство шло без должного технического надзора. В итоге мост вышел более чем на полметра длиннее и на два метра ниже изначальных требований. Конечно, сооружение пришлось переделывать. Видимо, на это выделили дополнительные деньги, которых так и хотел Андреянов.
Загадка названия
Судя по всему, возвести удобный мост всё равно не получилось. За время существования его перестраивали несколько раз. Металлическая конструкция появилась тут в 1876 году. Несмотря на все предпринятые меры, переправа оставалась неудобной. В первую очередь, это касалось ширины. Так ещё по центру ездили трамваи. Конечно, к началу 1930-х годов, когда транспорта в Москве становилось всё больше, сооружение совсем перестало справляться со своей функцией.
Во 1930-х начали реконструкцию Яузы. Её планировали расширить и обустроить красивые гранитные набережные. Поскольку габариты реки менялись, то требовалось заменить почти все мосты на её протяжении. Та же судьба постигла и это сооружение. Кстати, первоначально его подписывали на картах, как Яузский мост. Здесь всё просто: так называлась улица, части которой он соединял. Однако в советское время сооружение переименовали. Когда это конкретно случилось, сказать трудно. Последний раз на планах Москвы Яузский мост встречается в 1924 году. Потом его просто не подписывали. Видимо, из-за скромных размеров.
Однако в специальной литературе 1938 года, где говорилось о реконструкции моста, его уже называли Астаховским. Наименование присвоили в честь революционера Иллариона Астахова. Это был 19-летний рабочий завода "Гужон" (позже - "Серп и молот"). Молодой человек погиб на этом самом мосту во время демонстрации в феврале 1917 года. То есть Астахов имел непосредственное отношение к месту, которое потом назвали в честь его фамилии. Это было большой редкостью в советское время.
Не ярко, зато функционально
Реконструкция моста началась в 1939 году. По сути, возвели новое сооружение. Проект создавал архитектор Константин Топуридзе. Он потом получил большую известность благодаря работам на ВДНХ. А именно фонтанам: "Дружба народов", "Каменный цветок" и "Колос". Также в проектировании моста участвовал и другой зодчий: Игорь Ткаченко. Облик моста планировали сдержанным. Без ярких украшений. Интересно, что во время работ возник небольшой скандал.
В организации под названием "Гормост" почему-то не хотели устанавливать богато украшенные на революционную тематику решётки. Объясняли позицию экономией средств и желанием не нарушать ритмический рисунок с другими мостами на Яузе. Там везде планировались одинаковые решётки. В литературе высказывали недоумение от такого решения. И напоминали, что мост имел историческую ценность с точки зрения революционных событий 1917 года.
Завершили работы в 1940 году. Мост вышел не очень выразительным. Решётки, кстати, так и не получили не только революционных украшений, но и каких бы то ни было других. В общем, с архитектурной точки зрения тут обсудить нечего. Зато новая конструкция вышла очень широкой. Здесь уместились не только автомобили, но и многочисленный транспорт. Интересно, что убирать трамваи в процессе реконструкции не стали. Они вернулись сюда в 1940-м и продолжали ходить вплоть до 1961 года. Пока не ликвидировали рельсы на части Яузской улицы, которая в советское время называлась Интернациональной. Также всё это время здесь ходили троллейбусы. Например, маршруты №16 и 63.
Сегодня Астаховский мост по-прежнему выполняет свою функцию. Правда уже совсем не так хорошо, как на момент открытия. Всё-таки машин и автобусов/электробусов очень много. Да и не в самом сооружении проблема. Оно-то как раз обладает достаточной шириной. Просто Яузская улица скромная по габаритам. А со стороны ближе к Таганской площади на мост и вовсе заезжают потоки ещё и с Николоямской улицы.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!