Предпосылки
25 августа 1896 года скончался султан Хамад ибн Тувайни, который активно сотрудничал с британской колониальной администрацией. В тот же день его двоюродный брат Халид ибн Баргаш, поддерживаемый Германией, захватил власть в результате переворота.
Это шло вразрез с планами британцев, которые поддерживали кандидатуру другого двоюродного брата, Хамуда ибн Мухаммеда. Британцы потребовали от Халида ибн Баргаша отказаться от претензий на трон султана. Халид ибн Баргаш отказался подчиниться и сумел быстро собрать армию численностью примерно 2800 человек, которая занялась подготовкой к обороне султанского дворца.
Ультиматум Британии
26 августа 1896 года британская сторона выдвинула ультиматум, который истекал 27 августа в 9:00 утра. Согласно ультиматуму, занзибарцы должны были сложить оружие и спустить флаг. Британская эскадра, состоящая из бронепалубного крейсера 1-го класса «Сент-Джордж» (St. George), бронепалубного крейсера 3-го класса «Филомел» (Philomel), канонерских лодок «Дрозд» (Thrush), «Воробей» (Sparrow) и торпедно-канонерской лодки «Енот» (Racoon), выстроилась на рейде, окружив единственный «военный» корабль занзибарского флота — построенную в Великобритании султанскую яхту «Глазго» (Glasgow), вооружённую картечницей Гатлинга и малокалиберными 9-фунтовыми орудиями.
В ответ занзибарцы навели на британские корабли все свои береговые орудия: бронзовую пушку XVII века, несколько пулемётов Максима и два 12-фунтовых орудия.
27 августа в 8:00 посланник султана попросил организовать встречу с Бэзилом Кейвом, британским представителем в Занзибаре. Кейв ответил, что встреча может быть устроена только в том случае, если занзибарцы согласятся на выдвинутые условия. В ответ в 8:30 Халид ибн Баргаш прислал со следующим посланником извещение, сообщавшее, что он не намерен уступать и не верит, что британцы позволят себе открыть огонь. Кейв ответил: «Мы не хотим открывать огонь, но, если вы не выполните наших условий, мы сделаем это».
Боевые действия
Диспозиция военно-морских сил в 9:00. Британские морские пехотинцы позируют на фоне захваченной пушки после занятия султанского дворца в городе Занзибаре.
Ровно в 9:00, в срок, установленный ультиматумом, лёгкие британские корабли открыли огонь по султанскому дворцу. Первый же выстрел канонерки «Дрозд» попал в занзибарское 12-фунтовое орудие, сбив его с лафета.
Занзибарские войска на берегу — более 3000 человек, включая дворцовую прислугу и рабов — были сосредоточены в деревянных строениях, и британские фугасные снаряды наносили ужасные разрушения.
Через пять минут, в 9:05, единственный занзибарский корабль «Глазго» ответил, выстрелив в британский крейсер «Сент-Джордж» из своих малокалиберных орудий. Британский крейсер немедленно открыл огонь почти в упор из своих тяжёлых орудий, мгновенно потопив своего противника. Занзибарские матросы немедленно спустили флаг и были вскоре спасены британскими моряками на шлюпках.
Вскоре после начала бомбардировки дворцовый комплекс представлял собой пылающие руины. Он был оставлен как войсками, так и самим султаном, который бежал в числе первых. Однако занзибарский флаг продолжал развеваться на дворцовом флагштоке, потому что его некому было снять.
Расценив это как намерение продолжать сопротивление, британский флот возобновил стрельбу. Вскоре один из снарядов поразил флагшток дворца и сбил флаг. Командующий британской флотилией адмирал Роулингс расценил это как знак капитуляции и приказал прекратить огонь и начать высадку десанта, который практически без сопротивления занял развалины дворца.
Во время этой короткой кампании британцы выпустили около 500 снарядов, 4100 пулемётных и 1000 винтовочных патронов. Обстрел продолжался 38 минут, в результате чего погибло около 500 человек с занзибарской стороны, в то время как с британской стороны был легко ранен один младший офицер на «Дрозде». Этот конфликт вошёл в историю как самая короткая война.
Британские морские пехотинцы, празднуя свою победу, позируют на фоне захваченной пушки, которая была установлена на территории султанского дворца в городе Занзибаре.
Ровно в 9:00, в точно назначенное ультиматумом время, лёгкие британские корабли открыли огонь по султанскому дворцу. Первый же выстрел канонерки «Дрозд» попал в 12-фунтовое занзибарское орудие, сбив его с лафета.
На берегу находились более 3000 занзибарских войск, включая дворцовую прислугу и рабов, которые укрывались в деревянных строениях. Британские фугасные снаряды наносили им ужасающий урон.
Через пять минут, в 9:05, единственный занзибарский корабль «Глазго» ответил выстрелом из своих малокалиберных орудий в британский крейсер «Сент-Джордж». Британский крейсер немедленно открыл огонь из тяжёлых орудий, практически в упор, и быстро потопил своего противника. Занзибарские матросы спустили флаг и вскоре были спасены британскими моряками на шлюпках.
Вскоре после начала бомбардировки дворцовый комплекс превратился в пылающие руины, и его покинули как войска, так и сам султан, который бежал одним из первых. Однако занзибарский флаг продолжал развеваться на флагштоке дворца, поскольку его некому было снять.
Расценив это как намерение продолжать сопротивление, британский флот возобновил стрельбу. Вскоре один из снарядов поразил флагшток дворца, сбив флаг. Командующий британской флотилией адмирал Роулингс расценил это как знак капитуляции и приказал прекратить огонь и начать высадку десанта, который практически без сопротивления занял развалины дворца.
Во время этой короткой кампании британцы выпустили около 500 снарядов, 4100 пулемётных и 1000 винтовочных патронов. Обстрел продолжался 38 минут, и всего погибло около 500 человек с занзибарской стороны, в то время как с британской стороны был легко ранен только один младший офицер на «Дрозде». Этот конфликт вошёл в историю как самая короткая война.
Последствия
Бежавший из дворца султан Халид ибн Баргаш укрылся в германском посольстве. Новое правительство Занзибара, сформированное британцами, незамедлительно утвердило его арест, и отряд Королевской морской пехоты непрерывно дежурил у ограды посольства, чтобы арестовать бывшего султана в тот момент, когда он выйдет за пределы территории посольства.
Чтобы эвакуировать бывшего султана, немецкой стороне пришлось пойти на хитрость. 2 октября 1896 года в порт пришёл немецкий крейсер «Орлан» (Seeadler). Шлюпка с крейсера была доставлена на берег, затем на плечах германских матросов перенесена к дверям посольства, где в неё поместился Халид ибн Баргаш. После этого шлюпку таким же способом отнесли к морю и доставили на крейсер.
Согласно действовавшим тогда правовым нормам, шлюпка считалась частью корабля, к которому она была приписана, и вне зависимости от места нахождения была экстерриториальна. Таким образом, бывший султан, находясь в шлюпке, формально непрерывно находился на германской территории.
После войны бывший султан жил в Дар-эс-Саламе до 1916 года, когда его схватили британцы, занявшие во время Первой мировой войны все германские колонии в Африке. Султан был сослан на Сейшельские острова, затем на остров Святой Елены, потом отпущен и умер в 1927 году в Момбасе.
В британской историографии эта война, по причине её краткости, описывается в ироничном ключе. Однако с африканской точки зрения эта колониальная война, в которой погибло 500 человек с занзибарской стороны и всего один британский офицер был ранен, имеет трагическое значение.