Иван Бондюков:
* Ветеран Специальной Военной Операции
* На данный момент Капитан ВДВ в запасе. С февраля 2023 года является офицером-воспитателем кадетского корпуса Маршала Жукова ГБОУ Школы 1409"
* Член Ассоциации ветеранов СВО г. Москвы.
* Директор военно-патриотического центра воспитания «ВЕРШИНА»
Иван, Вы - потомственный военный, верно?
И: Да, все верно. Начиная с гражданской войны у нас по линии отца все военные, участники боевых действий. Самый значимый герой нашей семьи - мой прадед Виктор, который в 17 лет ушел на фронт добровольцем. Он изменил себе дату в документах, чтоб его приняли. К сожалению, погиб, но совершил много подвигов и был награжден Орденом Славы III степени. Дедушка мой был военным корреспондентом, отец - полковник, участвовал в боевых действиях в Афганистане, а брат - десантник рязанского училища, которое впоследствии окончил и я.
Вы выросли с пониманием и наглядным примером чести, доблести и долга.
И: Да, еще так сложилось, что мои родители - учителя. Мама, папа, бабушка - педагоги.
То, есть генетический код сложился за несколько поколений. А что-то особенно значимое из детства можете припомнить? Какое-то яркое впечатление, глядя на деда, на отца?
И: Особо яркого не припомню. Помню, что с самого детства смотрел фотографии деда, отца в форме - и это было красиво, это было значимо по восприятию. Мы играли в войнушку с приятелями, сами делали себе медали, награждали, форму надевали… играли всегда в советского солдата. Сейчас понимаю, что именно так патриотизм и воспитывается - он из детства собирается. Постепенно, потихоньку, формирует понимание чести и достоинства, что служение Родине - это самый великий труд, который может быть для парня, для мужчины. Войны были и будут всегда. Нужно уже принять как данность и быть к этому максимально готовыми, - морально, умственно, физически готовыми. Знать свою историю. Ценить свой народ. Единый народ - это как одна семья. Когда мы друг за друга, когда плечом к плечу - все у нас слаженно выходит, но иногда мы почему-то начинаем относиться друг к другу расхлябанно, а когда тяжелые времена наступают собираемся и снова у нас все получается.
Видимо, русскому человеку необходимы такие экстремальные ситуации, тогда человечность достигает надлежащего уровня и взаимоотношения людей становятся нормальными, цельными. А когда все тихо и спокойно становится скучно…
И: Да, совершенно верно. Нужно чем-то заниматься…
Чем?
И: Спортом. У нас всегда была сильная спортивная страна. Работать, - физически, умственно, вкладываться в подрастающее поколение. На земле работать. У нас очень много полезных ископаемых…
Куда ни копни, - всюду польза…
И: Да, именно. Служить своей стране. В ее благо, в ее пользу. Вне зависимости от боевых действий или их отсутствия.
Иван, Вы получается искали этот свой подвиг? Глядя на деда, отца - их проявлений мужества, вы ждали, когда сможете так же проявиться?
И: Я не планировал становиться военным. Я хотел заниматься спортом профессионально и в дальнейшем работать с детьми, их спортивной подготовкой. Но к окончанию школы я съездил к брату в военное училище, увидел эту дисциплину, увидел их прыжки с парашютом, фотографии и понял, что вот, все-таки, к чему надо стремиться. И еще был один важный, решающий, как сейчас понимаю, момент, - я был совсем маленький, класс 5й, наверное, мы были под Рязанью на лыжных сборах и там же прыгали парашютисты. Глядя на них, я сказал, что тоже хочу прыгнуть. Мне сказали, что испугаюсь и не прыгну. В итоге у меня сейчас более 200 прыжков…
На понт взяли, одним словом?
И: Да, и своим примером, разумеется. Отец, брат. Плюс мама - педагог ОБЖ тогда еще постоянно организовывала походы с палатками, с ориентированием по лесу. На лето - все отдыхать, а мы - в военный корпус от кадетского училища. Там физ.подготовка. Общались с парнями - участниками боевых действий в Афганистане. Все это повлияло в совокупности.
После окончания училища?
И: Попал по распределению на Дальний Восток в 83 бригаду ВДВ г. Усурийск. Пять лет прослужил там. Там встретил свою будущую супругу, там мы поженились, сейчас сын растет. В ходе службы выезжали на Северный Кавказ, Чечня, Ингушетия, там проводили поисковые операции. А в феврале 2022 году поехали выполнять задачу со стороны Чернобыля, заходили с северной части Украины, попали в Гостомель, зашли за Изюм. Полгода там пробыли, потом у меня закончился контракт и, мы вернулись на Дальний Восток. В отпуске приехал в Москву, в родном кадетском корпусе провел несколько занятий для детей. Там предложили работать инструктором с детьми и по подготовке управлению беспилотниками участников СВО.
То к тому, к чему изначально тянуло.
И: Да, но тогда началась мобилизация как раз, и было понимание, что со службы не уволят. Я собирал вещи, закупал экипировку, готовился снова к боевым действиям. В итоге выхожу после отпуска на построение, ко мне подходит офицер - начальник кадров и спрашивает: а ты что здесь делаешь? Я ответил: мобилизация началась, меня не уволят, я только с отпуска. Он говорит: нет, езжай домой, - тебя уволили.
Значит, так распорядились свыше.
И: Да, у военных есть одно поверье: если на войну зовут - иди, если не зовут - не рвись. Это - единственное, в которое верю. Если позовут - пойду, если не зовут - значит пока не нужен. Здесь тоже есть, чем полезным заниматься. В итоге стал заниматься патриотическим воспитанием, провожу детям парашютную подготовку, тактическую медицину, полевая подготовка.
Морально-этическое воспитание? Оно у вас - фундаментальное, из семьи. Не у всех есть такой пример.
И: И это тоже. Самым простым вещам по факту: Быть самостоятельным, быть человеком, уважать себя, уважать близкого, оберегать тех, кто слабее, защищать, помогать, покровительствовать. Ответственности обучаем.
Насколько дети восприимчивы?
И: По-разному. Все - из семьи. Сложно вложить что-то ребенку, если родителям уже ничего не вложить. Не усваивается у таких детей, либо очень тяжко. После полевых выездов хорошие изменения видно. Они там среди своих сверстников, без интернета, вдалеке от родителей, впервые разжигают свой первый костер, вместе пробуют паек. Это запоминается, это откладывает впечатления. Специально устраиваем испытания, где они могут помогать друг другу, где нужно подумать не только о себе. Проявляются в таких ситуациях многие очень интересно. С первого взгляда, вроде, незаметный, сидит в сторонке, а на деле начинает проявляться.
Иван, все-таки, крепость дна (по аналогии с танком) в человеке - качество врожденное или возможно развить, приобрести?
И: Можно. Развивается постепенно. Закалка тяжелыми испытаниями. Уметь контролировать себя. Бояться все, суметь не поддаваться страху - это тренируется.
Вам что помогало в боевых действиях владеть собой?
И: Семья. Мысли о семье. Об их безопасности. Не делать необдуманных действий, взвешивать каждый свой шаг. Цена ошибки очень велика.
Жизнь по мировосприятию раскалывается на “до” и “после”? Как оно - проснуться после боевых действий дома?
И: Другая жизнь как будто. Мозг разделили пополам. Сны снились по началу. На мероприятиях, когда песни патриотические пели, находили воспоминания. Помогала восстанавливаться семья, понимание, что ты - не один. Плюс выступления на публике, интерес других людей. Встреча с соратниками, - теми, кто вернулся, восстановился и адаптировался к жизни. Общение помогает. Главное, не замыкаться.
Есть какой-то восстановительный набор в качестве рекомендаций тем, кто вернулся с боевых действий?
И: Есть целая организация Ассоциация ветеранов СВО созданная для помощи семьям участников и самим участникам. Работники - сами парни, кто вернулся, восстановился, и помогают прибывшим не замыкаться, найти себя снова в мире, найти для себя деятельность, получить образование. Пока он один, но по-хорошему, подобные центры должны находиться в каждом округе. Вообще, в каждом отделение Московского Долголетия можно сделать подразделение для участников СВО с небольшим штатом.
Многие, кто вернулись с фронта, сидят дома и не желают ничего делать.
С чем связано такое нежелание?
И: У всех по-разному. Кто-то обижен, что его мобилизовали, он получил ранение и стал недееспособным, а до этого здесь бизнесом занимался. Кому-то награду не додали. В плане наград, я считаю, - каждому участнику СВО вручать гос. награду, как это было после окончания Великой Отечественной Войны, - вручался государственный орден ВОВ. Каждой семье погибшего участника, самому участнику. Не ведомственная, а именно государственная. Протянуть, как связь поколений. Как медаль за отвагу или георгиевский крест.
Какие рекомендации близким тех, кто вернулся с фронта? Как действительно помочь, а не сделать еще хуже?
И: Люди разные, к каждому - свой подход. Во-первых, подождать немного, выслушать все рассказы. Он будет рассказывать. Возможно, не сразу, со временем. Расспрашивать тоже не надо. Просто выслушать, когда начнет говорить сам. Он сам расскажет, когда будет готов. Но и жалеть не надо. Для нормального мужчины, который себя уважает, жалостьнеприятна. Неприятно, когда тебя жалеют. Может, и хочется время от времени, - для такого и есть ассоциация. где можно пообщаться с теми, “кто в теме“, как говорится. Можно направить, подсказать, что есть такая ассоциация - можем вместе съездить, либо к нам обратиться в ассоциацию, чтоб наши парни сами в гости заехали, пообщались. позвали на мероприятие. Вариантов много. Главное, не впадать в отчаяние. Жизнь продолжается. Тем, кто погиб ты уже ничем не поможешь, но остались семьи погибших - нужно помогать им. Вот, хорошая цель для себя, чтобы двигаться дальше. Снова и снова находить для себя некий смысл.
Парням, которые хотят вступить добровольцами в СВО, но сомневаются, какие бы могли дать рекомендации?
И: Идти ради денег - заведомо проигрышная история. Если действительно есть желание выполнить свой долг, послужить стране, то нужно готовиться. Физически, морально. Технически. Экипировку подобрать. Стандарт выдается, но вопрос - удобно тебе в ней или нет.
Иван, принято говорить, что дети - наше будущее. Вы напрямую взаимодействуете с детьми. Каким будет оно - наше будущее?
И: Сложно сказать. Можно рассуждать, каким бы мы хотели, чтоб оно было, но каким оно будет - не знает никто. Если говорить о подрастающем поколение, как и говорил ранее, нужно с простого-бытового начинать: уважение к ближнему, понимание, что ты - не один и если что-то делаешь, считаться с человеком возле тебя. Учить поддержки, взаимовыручке. Развивать в детях человеческие качества. И желательно своим примером. Да, чашку, банальное, за собой помыть.
Не все родители поддерживают ваши выступления перед детьми. Прокомментируйте, пожалуйста, этот момент.
И: Нам рассказывали про ВОВ в школе, какие наши деды герои, как было сложно, почему фашизм - это плохо. Почему сейчас мы не можем говорить о том, что происходит в данный момент в мире? О том, что происходит на Украине. Мы в этом плане и проиграли свою информационную войну, потому что нам долгое время не рассказывали, что на самом деле происходит в Донбассе. Если постоянно скрывать информацию, она так или иначе появится, но уже с мнением со стороны, которое будет выдаваться за истину. Говорить нужно не в зверских подробностях, жестоких кадрах, разумеется, но о том, что происходит, чтоб дети знали, что у нас великие люди, великая страна, что герой не тот, кто в мультиках в синем трико, а обычный человек, который в мирное время делает свою работу, а по призыву родины - пошел выполнять свой гражданский долг. И тем - герой. И вот он - здесь живой перед ним стоит и рассказывает, как он таким стал и что для этого делал.
Какой самый необычный вопрос припоминаете из тех, что задавали дети?
И: Уже нет необычных. Часто спрашивают, доходят ли до нас письма? Был случай, когда обиженный мальчишка мне сказал: а вы знаете, нас в школе заставляют писать письма на фронт. То есть, ему даже не объяснили - зачем это нужно. Не дали понимания, что это - тоже труд, помощь участника, помощь стране. Я ему это объяснил, он извинился. Сказал, что теперь понял, что по-другому пока не могу помочь своей стране. Что таким поступком морально помогаю, совершаю свой маленький посильный подвиг таким образом. Это тоже подвиг, на самом деле - не бы в стороне от происходящих событий.
И по традиции, мои финальные три вопроса. О чем Иван Бондюков думает перед сном?
И: Что будет завтра. И как хорошо, что у тебя есть семья, близкие люди. С которыми можно просто провести время жизни.
А первое, о чем думает, открывая глаза?
И: Все хорошо. Жив, здоров. Все есть. Кому-то хуже сейчас… пока мы здесь сидим, кто-то находится в окопах.
Что для Ивана Бондюкова есть счастье?
И: Счастье - это вернуться домой, где тебя сын встречает. И не важно, уставший ты или болит голова…
И ты - счастлив?
И: Конечно!
Спасибо за встречу, Иван.
Беседовала: Лариса Бутырина