Найти в Дзене
Sputnik Грузия

Ставка рефинансирования в Грузии остается неизменной – Нацбанк

© Courtesy of National Bank of Georgia
© Courtesy of National Bank of Georgia

Ставка рефинансирования, от размера которой зависят кредиты, остается неизменной в Грузии с конца весны 2024 года на уровне 8%, говорится в сообщении Национального банка Грузии по итогам заседания комитета монетарной политики.

Нацбанк Грузии долгое время придерживался жесткой монетарной политики. Ставка рефинансирования впервые снизилась спустя 13 месяцев в мае 2023 года и составила 10,5%. В августе ставка снизилась до 10,25%, в сентябре – до 10%, в декабре – до 9,5%, в январе 2024 года – до 9%, в марте – до 8,25%, в мае – до 8% и с тех пор не менялась.

"В результате анализа текущего состояния экономики и прогнозных сценариев Комитет монетарной политики посчитал оптимальным осторожный подход к последующей нормализации ставки и оставил ставку монетарной политики неизменной – на уровне 8%", – говорится в сообщении на сайте регулятора.

Регулятор объяснил причины такого осторожного подхода в отношении ставки рефинансирования.

"Вместе с исчерпанием рисков ставка монетарной политики будет поэтапно снижена до нейтральной – 7%. Если же к следующему заседанию будет выявлена реализация инфляции или дезинфляции макроэкономических данных, комитет будет действовать по соответствующему сценарию", – говорится в сообщении регулятора.

Ставка рефинансирования – это размер процента в годовом исчислении, который кредитные организации выплачивают Нацбанку за предоставленные им кредиты. Ставка является основным инструментом денежно-кредитной политики Национального банка и считается ориентиром для рыночных ставок в финансовом секторе.

Сценарии Нацбанка

По данным регулятора с начала 2023 года инфляция в Грузии сохраняется ниже целевого уровня 3%.

"Сохранение инфляции в рамках целевого уровня в основном обусловлено внутренними экономическими фактора", – говорится в сообщении Нацбанка.

Среди внутренних факторов Нацбанк называет последовательную монетарную политику.

При этом Нацбанк отмечает, что цены на товары и услуги отечественного производства наилучшим образом отражают долгосрочные инфляционные ожидания и растут невысокими темпами — годовое изменение в декабре составило 2,2%.

В тоже время, по данным Нацбанка, остается высокая экономическая активность и важный вклад в экономический рост внесло улучшение совокупного производственного потенциала экономики, что несколько смягчило инфляционное давление, обусловленное высоким совокупным спросом.

Среди внешних факторов на снижение инфляции влияет, с одной стороны, снижение цен на топливо, с другой – рост цен на продовольственное сырье на международных рынках, которые уже отразились на внутреннем рынке.

"Несмотря на эти тенденции, на фоне внутренней и геополитической нестабильности, неопределенность возросла, что повлияло на настроения", – отмечается в сообщении Нацбанка.

По данным регулятора, если текущая неопределенность будет устранена в краткосрочной перспективе и сохранится существующая ситуация на мировых рынках, то в первой половине 2025 года инфляция будет близка к целевому показателю.

Позже она временно превысит целевой показатель и стабилизируется на уровне около 3% в среднесрочной перспективе. Экономический рост вернется к своей долгосрочной тенденции в 5%.

Нацбанк рассматривает различные сценарии развития.

Комитет по денежно-кредитной политике рассматривал сценарий с высоким риском инфляции, в случае реализации которого фундаментальные процессы потребовали бы более высокой траектории ставки денежно-кредитной политики, чем в центральном сценарии.

Данный сценарий риска предполагает длительный период неопределенности, что еще больше обострит геополитическую ситуацию. Реализация этих рисков усилит инфляционное давление, обусловленное внешними факторами, и замедлит экономический рост относительно его долгосрочной тенденции.

С другой стороны, комитет рассматривал и сценарий с низким риском инфляции, в случае реализации которого фундаментальные процессы потребуют более низкой траектории ставки денежно-кредитной политики, чем в центральном сценарии.

Этот вариант риска предполагает деэскалацию геополитической напряженности, что приведет к снижению инфляционного давления, обусловленного внешними факторами, и увеличению экономического роста, чем это предусмотрено долгосрочной тенденцией.

Следующее заседание комитета монетарной политики Нацбанка состоится 12 марта.