Найти в Дзене

"Злой город": как не упустить главного?

Совершенно очевидно, что в России начался процесс внутреннего духовного обновления национального масштаба, который не мыслим без подъема патриотизма. Что говорить любить Родину это хорошо и правильно- жаль только, что происходит подобное, как правило за счет различных форм внешнего давления, но это уже своего рода историческая закономерность для нашей страны- вспоминать о национальном достоинстве в самых критических ситуациях, хотя при этом еще вчера культ поклонения перед Западом цвел пышным цветом и всячески поддерживался в народных массах. Сейчас же когда Россия открыто, заявляет о своей духовной независимости и начинает вкладывать в понятие суверенитета нечто большее чем защиту государственной границы мы начинаем повсеместно вспоминать о своем историческом наследии, о богатстве и древности собственной истории. В этой связи завтрашняя премьера фильма «Злой город» об обороне небольшого города Козельска от ордынских захватчиков приобретает особое значение. В целом уже сам факт выхода

Совершенно очевидно, что в России начался процесс внутреннего духовного обновления национального масштаба, который не мыслим без подъема патриотизма.

Что говорить любить Родину это хорошо и правильно- жаль только, что происходит подобное, как правило за счет различных форм внешнего давления, но это уже своего рода историческая закономерность для нашей страны- вспоминать о национальном достоинстве в самых критических ситуациях, хотя при этом еще вчера культ поклонения перед Западом цвел пышным цветом и всячески поддерживался в народных массах.

фото с просторов интернета
фото с просторов интернета

Сейчас же когда Россия открыто, заявляет о своей духовной независимости и начинает вкладывать в понятие суверенитета нечто большее чем защиту государственной границы мы начинаем повсеместно вспоминать о своем историческом наследии, о богатстве и древности собственной истории.

В этой связи завтрашняя премьера фильма «Злой город» об обороне небольшого города Козельска от ордынских захватчиков приобретает особое значение.

В целом уже сам факт выхода подобной картины можно оценить положительно, но при возникают все, же некоторые вопросы, которые и хочется обсудить сегодня с читателями.

Начнем со строго исторического вступления с философским подтекстом.

Для Руси 1237 год- год начала ордынского нашествия стал глобальной катастрофой, которую поначалу в интервенции очередных кочевников никто не увидел.

фото из открктых источников
фото из открктых источников

Рубежи формирующегося русского государства не раз и не два подвергались нашествиям степняков вследствие чего стали явлением вполне привычным- доблестные дружинники во главе с наделенными полководческими способностями князьями и воеводами успешно побивали и половцев и печенегов, что служило лучшей гарантией уважения с их стороны по отношению к русичам постоянно доказывающим свое умение крепко держать в руках меч.

фото из интернета
фото из интернета

Однако новая степная угроза носила принципиально иной характер- незнакомые доселе татары пришли на Русь не с целью разжиться за счет грабежа и уйти восвояси.

Верные завету своего великого вождя Чингисхана они были именно завоевателями, пришедшими утверждать свое право сильного везде, где бы они ни появились.

Русь, пораженная многолетней феодальной раздробленностью оказалась не готова для борьбы с таким необычным для себя противником.

Имперское самосознание монголов доказало свое превосходство над русским феодализмом и в военном отношении.

Крупнейшие города Руси такие как Рязань и Владимир, а позже и Киев были падали под натиском мощной армии противника, по сути за считанные дни от них не оставалось ничего кроме пепла и развалин.

И вот в конце марта 1238 года победоносное войско, возглавляемое Бату- ханом подошло к небольшому городку Козельску.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В течении фантастических на фоне неизменных и легких побед интервентов 7 недель(!) эта небольшая крепость с гарнизоном всего лишь в 300 человек успешно боролась с лучшей и самой дисциплинированной на тот момент в мире армией до того не знавшей значительных неудач и поражений и численный состав которой превышал в ходе этого сражения 40 тысяч воинов.

Этот уникальный по историческим меркам эпизод стал не просто показателем беспримерного мужества наших далеких предков.

Как известно, несмотря на столь массовый героизм русские земли оказались подвергнуты трехсотлетней зависимости, но однако мужество козельцев имело весьма важное значение.

Их невероятная самоотверженность быть может, и не спасло русские земли от ордынского ярма, но эта зависимость носила лишь экономический и отчасти политический характер когда как в духовном смысле Русь отстояла свое право на бессмертие.

Учитывая нынешнюю внешнеполитическую обстановку актуальность будущего фильма не подвергается сомнению однако учитывая предыдущий опыт российского исторического кинематографа есть подозрение, что режиссером, актерами и творческой группой в целом могут быть допущены ошибки, которых в подобном проекте хотелось бы избежать.

За последнее время вышло достаточно много картин подобного жанра.

Так на канале «Росссия-1» давно уже существует целый киноальманах под названием «История любви - история России»- новые представители такой линейки появляются регулярно и столь же часто подвергаются критике- им явно не хватает цельности, к игре актеров часто тоже есть претензии, много говорят и об общей «легковесности» этих фильмов.

фото в свободном доступе
фото в свободном доступе

Можно конечно сказать, что от телевизионных проектов по определению не стоит ждать слишком высокого уровня ведь они априори рассчитаны на массового и не всегда взыскательного зрителя, но к историческому кино, что делается с прицелом на кинотеатральный рынок тоже тоже не всегда становится в должной мере успешным и содержательным.

Причина этого нередко кроется в том, что у нас не воспринимают исторический фильм как отдельный жанр.

Часто итоговый продукт выглядит как боевик или же мелодрама в которой от истории остаются лишь костюмы и декорации, которым впрочем стоит отдать должное: их у нас делать научились.

Вместе с тем как раз на фоне качественного антуража при просмотре отечественного исторического кино нередко возникает неотвязное ощущение, что обозначенные внешние элементы совершенно не наполнены должны содержанием.

Каким же в этой связи должен быть грядущий фильм «Злой город»?

Прежде всего, нужно отойти к концепции «слэшера» в котором уровень фильма определяется качеством боевых сцен и том какое впечатление производят показанные разрушения и пожары- суть совсем не в этом.

Оборона Козельска настоящий подвиг, оказавший дальнейшее серьезное влияние на всю историю страны - это, по сути, русский вариант известной истории о трехстах спартанцах, который оказался даже более внушительным нежели эпизод из античной истории.

Таким образом «Злой город» должен быть, прежде всего фильмом о людях их судьбах и характерах, которые оказались объединены перед лицом общей беды, вступая в противостояние с которой доблестные защитники Козельска теряли друзей и близких, но продолжали бороться несмотря не на что. Мужество козельчан это те самые «Умираю, но не сдаюсь», которые позже будут написаны на стене Брестской крепости одним из ее защитников, это несгибаемое боевое упрямство, явленное наши солдатами, офицерами и генералами во время Бородинского сражения и та безоглядная храбрость, что показали наши воины под Москвой в 1941 году.

«Злой город» должен показать нас как нацию героев, которые не оступают и не сдаются. Получится ли это в данном случае мы увидим уже завтра.

С вами был «Журнал Ломоносов-клуб».

До встречи.