Капитан третьего ранга Леонид Солодков получил свою Золотую звезду Героя Советского Союза из рук последнего министра обороны СССР, маршала авиации Евгения Шапошникова. Произошло это 16 января 1992 года, когда большой страны, удостоившей своего верного сына столь высокого звания, уже не существовало. И вместо привычного "Служу Советскому Союзу" бравый флотский офицер лишь по граждански произнес: "Спасибо".
В те годы военнослужащий был обязан по уставу отвечать: "Служу Советскому Союзу", в период, так сказать, безвременья я просто сказал "спасибо", и маршал Шапошников улыбнулся так понимающе. Он был человеком с юмором, - позже вспоминал Леонид Михайлович. - Сейчас, я думаю, может быть, надо было по-другому ответить. Но тогда все было бегом, потому что была заваруха в Прибалтике и сразу после награждения было большое совещание генералитета. Так что все было довольно спонтанно...
Тогда вообще всё вышло скомкано. По традиции высшую государственную награду вручали в торжественной обстановке в Кремле. Но в этот раз процедуру провели в здании Министерства обороны на Арбатской площади. И высокого звания Героя капитан третьего ранга был удостоен не за участие в боевых действиях, не за спецоперацию в одной из кипящих в то время республик Союза или в качестве "ихтамнет" (как называют различных военных советников и инструкторов), выполняющих свой воинский долг по всему миру, а за работу в мирное время. Но оттого его Подвиг не меркнет на фоне других и не становится менее важным.
Будущий герой родился 10 апреля 1958 года в селе Чернухино Перевальского района Луганской области Украинской ССР. Позже семья переехала в Волгоградскую область, в город Волжский, где он окончил десятилетку, после чего поступил в Обнинский филиал Московского инженерно-физического института. Но отучился там только один год, т.к. был призван на Флот.
В июне 1981 года окончил Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского в Ленинграде, а затем - 6-е Высшие офицерские классы ВМФ.
С 1981 по 1984 годы командовал водолазной группой спасательного судна
«Зангезур» Черноморского флота, затем там же занимал должность помощника командира по спасательным работам. Руководил подготовкой экипажей подводных лодок, обучая их методам и способам спасения в аварийных ситуациях, в Алжире.
И к 1986 году, когда его перевели для дальнейшего прохождения службы в Государственный научно-исследовательский институт аварийно-спасательного дела, водолазных и глубоководных работ МО СССР, Леонид Солодков стал действительно уникальным специалистом, имея за плечами колоссальный опыт практической работы на больших морских глубинах. В институте проводились исследования на запредельных для человеческого организма глубинах, в условиях колоссального давления, потому высококлассный многоопытный водолаз был необходим для продолжения работ.
Важно было не только испытать технику, но и человеческие возможности, чтобы акванавты могли без последствий для здоровья подниматься на поверхность с этой глубины. На нас эти режимы и испытывались. Все прошло благополучно, и мы мечтали о проведении аналогичных подводных погружений именно в морских условиях. Но тогда не было технических средств и необходимых морских комплексов, - рассказывал Леонид Солодков.
До этого никто в мире на подобные подвиги не отваживался. Капитану третьего ранга Солодкову предстояло стать первопроходцем.
Стоит отметить, что водолаз - это не привычный всем нам дайвер в гидрокостюме, маске и ластах, снабженный аквалангом. Профессия водолаза относится к числу профессий с особо вредными и особо тяжёлыми условиями труда. Он, точно космонавт, облачен в скафандр, гарантирующий защиту от высокого давления под водой, что позволяет ему выполнять различные работы на морском дне.
Первый эксперимент с участием Леонида Солодкова был проведен в 1988 году. Вместе с небольшой группой испытателей он "спустился" в барокамере на глубину 450 метров, а затем, кратковременно, и на 500! Исследователям надо было убедиться, что даже при таком погружении человек сможет сохранить работоспособность, будет действовать четко и слаженно, несмотря на феноменальные нагрузки.
В таких условиях любое необдуманное резкое движение отдается болью во всем теле, а дышать приходится почти чистым гелием, в который добавляют смесь небольшого количества кислорода и азота. При этом полностью пропадают вкусовые ощущения, а общаться можно только жестами или письменно, так как слов под водой вовсе не разобрать. И если, например, космонавты могут использовать различные тренажеры, чтобы поддерживать физическую форму, то водолазы такой возможности лишены напрочь и вынуждены рассчитывать только на естественную выносливость организма, который тоже меняется под воздействием внешних факторов.
И это - огромный риск. Едва ли кто из них знал, смогут ли они вернуться? А если вернуться, то смогут ли потом нормально жить, или изменения окажутся необратимыми?
Почти месяц Леонид Солодков находился "на глубине" Месяц в состоянии экстремального давления. Почти тридцать дней фактически в полной изоляции.
Ещё тогда, по итогам первого эксперимента Леонида Солодкова представили к званию Героя Советского Союза. Потому что переоценить его мужество и самоотверженность невозможно. Но наверху, как водится, у кого-то было свое веское мнение и собственный взгляд на героизм. Солодкова наградили. Но орденом Красного Знамени.
Следующий эксперимент за гранью возможного, в ходе которого капитан третьего ранга Леонид Солодков руководил группой акванавтов-подводников, проводился в 1991 году. Страна уже "дышала на ладан", бурлила в народных волнениях, политическая элита интриговала и делила власть, а военные специалисты продолжали нести свою боевую вахту на благо Родины и науки, ради будущих поколений.
В этот раз испытатели должны были "погрузиться" на глубину 500 метров и пробыть там 15 суток. И вновь тестирование специального оборудования, приборов и инструментов. Новые испытания возможностей человеческого организма. И всё это - впервые в мире! Такой объем исследований никто и никогда ранее не выполнял на глубине, ранее считавшейся недоступной. Шаг в неизвестность, чтобы получить новые знания.
О награде тогда не думали вовсе. Задачи стояли иные. Потому что умение работать на морских глубинах может не только помочь совершить прорыв в развитии и мирных сфер деятельности, и военного искусства, но и однажды может спасти кому-то жизнь (например, воинам-подводникам в случае ЧП).
Однако награда всё же нашла Героя.
Изоляция Михаила Горбачева в Форосе в августе 1991 года, действия ГКЧП и победа команды Бориса Ельцина нанесли сокрушительный удар по и без того разваливающемуся на части Советскому Союзу. В свой предпоследний рабочий день в качестве президента СССР 24 декабря 1991 года Михаил Сергеевич Горбачев подписал Указ № УП-3158 о присвоении капитану 3-го ранга Солодкову Леониду Михайловичу звания Героя Советского Союза "за успешное выполнение специального задания командования и проявленные при этом мужество и героизм".
При этом Леонид Михайлович всячески подчеркивает, что Золотая Звезда Героя - это не только его заслуга, а результат титанического труда огромного коллектива, ставшего слаженной командой единомышленников, связанных решением невероятных задач: не только водолазов-исследователей, но и врачей-спецфизиологов, спасателей и специалистов в области подводных технологий.
В 1994 году Леонид Михайлович Солодков уволился в запас.
В условиях дикой экономической и политической нестабильности на осколках большой страны в зарождающейся новой реальности никому не было дела ни до Флота, ни до науки, ни до новых свершений. Мечты о реальных погружениях в морские глубины так и остались мечтами.
Подвиг его команды повторили повторили уже в новой России в 1995 году испытатели Валерий Сластён и Анатолий Храмов "погрузившись" на 2 недели на глубину 500 метров. Успешно проведя научные эксперименты и выдержав сложные испытания, они стали Героями Российской Федерации, доказав, что
являются достойными продолжателями большого дела, начатого еще в советской школе акванавтов ВМФ.
А в 2017 году подводные спасатели Тихоокеанского флота выполнили два
погружения в водолазном колоколе на глубину 317 метров с выходом
на грунт в подводной акватории глубоководного полигона флота. Через год
уже достигли глубины 416 метров.
400 метров — это уже колоссальный прорыв, - делился впечатлением Леонид Михайлович Солодков. - Для всех нас, испытателей, которые 30 лет назад этим занимались, это большая гордость, это большое счастье. Мне бы хотелось всех поздравить с этим результатом. Над этим работали сотни научных организаций, заводов, предприятий, конструкторских бюро. Потому что даже на несколько часов спустить человека на такую глубину — это технически аналогично полету в космос...
Спасибо, что дочитали до конца.
__________________________________
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные материалы. Для этого достаточно нажать на кнопку.
Понравилась статья - с вас лайк))