Вариант 1 Ситуационная (практическая) часть. 1. Ситуационная задача №1. Реформирование российской экономики вызвало интерес исследователей к проблеме экономического поведения. Чем это было обусловлено? Ответ аргументируйте. 2. Ситуационная задача №2. Выделяют несколько типов обществ: аграрное, индустриальное, постиндустриальное. К какому из них относится Россия на современном этапе? Какие типы поведения можно анализировать? Ответ аргументируйте, используя социологическую литературу. Тестовое задание 1. Установите соответствие между понятиями и их определениями: Понятия: 1) экономический потенциал личности; 2) направленность личности Определения: а) характеристика совокупности личностных качеств, обусловливающих способность субъекта осуществлять с той или иной степенью эффективности экономическую деятельность; б) интегративное, системообразующее свойство личности, регулирующее активность человека в конкретной ситуации. Ответ: 1) соответствует ___, 2) соответствует ____ . 2. Каким аспектам экономического поведения уделяет внимание экономическая теория: а) отношениям, овеществленным в потоках ограниченных материальных, финансовых, информационных ресурсов, готовой продукции и услуг. б) проблемам личностного выбора человеком того или иного варианта поведения. в) национальным, этническим, религиозным и идеологическим факторам. г) экономическому сознанию и мышлению. Ответ: а - ___, б - ___, в- ___, г - ____ . (Указываете - «ДА», если суждение верно, «НЕТ», если суждение неверно). 3. Найдите правильный вариант ответа из четырех предложенных: Кто ввел в социологию понятие «класс»? а) К.Маркс. б) Р.Мертон. в) М.Вебер. г) Ф. Теннис. 8 4. Кому приписывается авторство модели экономического поведения «Homo Economicus»? а) А. Смит б) К. Маркс в) Дж. Бентам г) Д. Рикардо 5. Какой тип поведения определяет формула «Максимум дохода ценой минимума трудовых затрат»? а) демонстративный. б) дорыночный в) рыночный г) псевдорыночный 6. Личности и группы, находящиеся за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих норм и традиций, называются: а) девианты; б) диссиденты; в) маргиналы; г) люмпены. 7. Чем обусловлена необходимость экономической социализации: а) биологической природой человека; б) социальными причинами; в) ни тем, ни другим; г) и биологическими, и социальными причинами. 8. Модели поведения, ориентированные на определенные статусы, называются: а) профессиями; б) ролями; в) нравами; г) нормами. 9. Кто из авторов является создателем одной из современных моделей экономического человека (REMM) (выберите все верные ответы): а) К. Бруннер; б) В.С. Автономов; в) У. Меклинг; г) К. Маркс. 10. Назовите верные суждения среди перечисленных: а) в настоящее время большинство социологов дает биологическое объяснение экономического поведения; б) экономическое поведение предполагает отрицание целей общества, но признание законных средств их достижения; в) инновационное поведение предполагает признание целей общества, но отрицание законных средств их достижения; г) экономическая теория рассматривает проблемы экономического сознания и мышления. Ответ: а - ___, б - ___, в- ___, г - ____ . (Указываете - «ДА», если суждение верно, «НЕТ», если суждение неверно). 9 Вариант 2 Ситуационная (практическая) часть 1. Ситуационная задача №1. В России за последние 10 лет произошли существенные изменения в экономике. Оцените эти изменения с точки зрения экономического поведения. Дайте оценку его положительных и отрицательных тенденций, используя материалы социологических исследований. 2. Ситуационная задача №2. У такого социального института, как экономика, имеются явные и латентные функции. Проанализируйте обе группы функций. Укажите, какие дисфункции имеют место в этом социальном институте в связи с приватизацией госсобственности. Ответ обоснуйте, опираясь на данные социологических исследований, опубликованных в различных источниках, в том числе в журнале «Социологические исследования». Тестовое задание 1. Найдите правильный вариант ответа из четырех предложенных. Что является предметом изучения дисциплины «Экономическое поведение»: а) общество; б) экономическая реальность; в) человек; г) экономическое поведение. 2. Кто является автором концепции социального действия: а) Жан Бодрийяр; б) Чарльз Райт Миллс; в) Макс Вебер; г) Питирим Сорокин. 3. Какое из приведенных ниже утверждений о ценностях неверно: а) конфликты между ценностями способствуют социальным изменениям; б) ценности меняются по мере изменения социальных обстоятельств; в) все ценности группы или общества должны быть согласованы между собой; г) в ценностях находят отражение простые повседневные действия, например, посещение магазинов или детские игры. 4. Концептуально важные результаты в сфере мотивации экономической деятельности были получены в отечественной социологии: а) Э. Гидденсом; б) В.А. Ядовым; в) Ю. Хабермасом; г) А.Смитом. 5. Кто из социологов разработал концепцию активной детерминирующей роли культуры (дух хозяйственной эпохи) в генезисе капитализма? а) Э.Дюркгейм. б) Г. Шмоллер. в) М. Вебер. г) К. Маркс. 6. Кто разработал теорию «Больших циклов конъюнктуры»? а) Н.И. Бухарин. 10 б) А.В.Чаянов. в) А.А. Богданов. г) Н.Д. Кондратьев. 7. Установите соответствие между названиями социальных групп и их характеристиками: Типы групп: 1) формальная группа; 2) референтная группа; 3) малая группа; Характеристики группы: а) малочисленная группа индивидов, которые объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом общении; б) социальная группа, члены которой занимают определенное положение и выполняют строго определенные функции в соответствии с официальными правилами организации и социальными институтами; в) группа, которая является образцом, эталоном для личности или иных социальных групп; Ответ: 1) соответствует ___, 2) соответствует ____ , 3) соответствует ___ . 8. Найдите два правильных ответа на вопрос. Какие понятия относятся к категориальному аппарату исследования экономического поведения? а) экономическое сознание; б) валовой доход; в) капиталоотдача; г) экономическая культура. 9. Концепция «экономического человека» объясняет поведение индивидуального хозяйствующего субъекта на основе таких характеристик (выбрать наиболее правильный вариант ответа): а) смелость; б) рациональность; в) честность; г) эгоистичность; 10. Какие из перечисленных функций не относится к функциям экономической культуры? (выбрать все верные ответы) а) трансляционная. б) селекционная. в) прогностическая. г) консервационная. Вариант 3. Ситуационная (практическая) часть 1.Ситуационная задача №1. Трансляционная функция экономической культуры связана с трансляцией, передачей существующих норм и ценностей последующим поколениям. Как, по вашему мнению, реализуется данная функция в современной российской экономике? В ответе ссылаться на результаты социологических исследований по данной теме. 11 2. Ситуационная задача №2. В макросоциологии существует теория конфликта, которая используется для анализа протестных форм экономического (движения за улучшение условий труда, сокращение рабочего времени, забастовки и т.п.). Проанализируйте, возможность применения данной теории в современных российских условиях. Ответ аргументируйте данными социологических источников информации, научных статей, монографий.. Тестовое задание 1. Найдите правильный вариант ответа из четырех предложенных. Кому из социологов принадлежит идея, что экономическое действие имеет рациональную природу: а) П. А. Сорокину. б) М. Веберу. в) К. Марксу. г) Э. Дюркгейму. 2. Отношения какого типа образуют, согласно теории К. Маркса, «базис» общества: а) политические б) производственные в) правовые г) классовые 3. Кто развивал концепцию «духа хозяйственной эпохи»: а) М.Вебер. б) Э.Дюркгейм в). К. Маркс. г) Г.Спенсер. 4. Социолог изучает роль экономического поведения в интеграции общества. К какой парадигме относится его теория: а) конфликтной; б) структурному функционализму; в) символическому интеракционизму; г) феноменологии? 5. Установите соответствие между понятиями и их определениями: Понятия: 1) направленность личности, 2) мотивация, 3) роль, 4) статус. Определения: А) интегративное, системообразующее свойство, мобилизующее и регулирующее активность личности; Б) позиция индивида или группы в рамках социальной структуры; В) сложный личностно-обоснованный процесс побуждения к определенному поведению; Г) ожидаемые от человека действия (права и обязанности), определяющие поведение, соответствующее определенному статусу. Ответ: 1) соответствует ___, 2) соответствует ____ , 3) соответствует ___, 4) соответствует ___ . 6. Найдите правильные варианты ответа. Экономическое поведение хозяйствующих субъектов проявляется в следующих основных формах: а) неопределенной; 12 б) индивидуальной; в) коллективной; г) конечной 7. Какие предпосылки экономического поведения хозяйствующих субъектов изучает экономическая социология? (выбрать все верные варианты ответов) а) экономическое мышление; б) географическое положение; в) экономические интересы; г) климатические условия 8. Сословная система социальной стратификации уступает место классовой в: а) индустриальном обществе; б) постиндустриальном обществе; в) доиндустриальном обществе; г) информационном обществе. 9. Одна из форм экономического поведения, возникшая в результате инициативной деятельности хозяйствующих субъектов, нацеленная, как правило, на получение прибыли или дохода и осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность - это: а) инвестиционное поведение; б) трудовое поведение; в) предпринимательское поведение; г) потребительское поведение 10. В каком обществе экономическое поведение начинает играть главную роль: а) первобытном; б) традиционном: в) индустриальном: г) постиндустриальном. Вариант 4. Ситуационная (практическая) часть. 1. Ситуационная задача №1. В социологии переменные подразделяются на два вида: независимые и зависимые переменные. Независимые – это те, на изменение которых никто и ничто не влияет; зависимые переменные – это те, на изменение которых влияют другие переменные. Оцените, какие из приведенных ниже являются зависимыми, а какие – независимыми? Переменные: принадлежность к социальному классу, доход, возраст, пол, здоровье, посещение лекции, национальность. 2. Ситуационная задача №2. Ученые установили, что с увеличением дохода семьи увеличиваются размеры жилья. Укажите, что также увеличивается. Ответ аргументируйте, приведите данные социологических исследований, опубликованных в научных журналах, в журнале «Социологические исследования». 13 Тестовое задание 1. Какие из положений характеризуют экономическое поведение с позиции исследовательской модели “Человек реальный”? (выбрать все верные варианты ответов) а) Человек рассматривается в единстве его природного, социального и духовного. б) Человек имеет право проявлять в своих действиях инициативу только в том случае, если она согласуется с законом. в) Человек имеет всю необходимую информацию о событиях, происходящих на рынке. г) Выбор субъектом варианта поведения носит «личностный», а не логический характер. 2. Установите соответствие: Найдите соответствие между типами трудовой мотивации и их содержанием. Типы мотивации: 1) инструментальный; 2) достижительный; 3) коллективистский. Содержание мотивации: А) Ориентация на труд как способ продвижения по службе, повышения профессионального статуса, реализации своих способностей. Б) Отношение к труду как к средству получения заработка, позволяющего удовлетворять потребности вне сферы трудовой активности. В) Стремление к сотрудничеству, общению в процессе труда, желание заслужить уважение коллег. Ответ: 1) соответствует ___, 2) соответствует ____ , 3) соответствует ___ . 3. Найдите правильный вариант ответа из четырех предложенных. Средний класс в современном западном обществе составляет: а) 10%. б) 60%. в) 30%. г) 100%. 4. Что НЕ относится к формальному социальному контролю: а) насмешки; б) суд; в) места заключения; г) психиатрические больницы. 5. Выберите те суждения, которые относятся к понятию «экономическая культура». а) Это часть общей культуры, характерная для экономики. б) Это совокупность социальных ценностей и норм, являющихся регуляторами экономического поведения и выполняющих роль социальной памяти экономического развития. в) Это «проекция» всей культуры на сферу социально-экономических отношений. г) Это культура общества в целом. 6. Какой метод социологического исследования используется, если изучается мнение людей по поводу чего-либо: а) эксперимент; б) изучение документов; в) контент-анализ; г) опрос. 7.Положил начало научному исследованию предпринимательской тематики и ввел в научный оборот термин «предпринимательство»: 14 а) А.Смит; б) И. Шумпетер; в) М.Вебер; г) Р. Кантильон. 8. Как в социологии определяется понятие «прогресс»: а) улучшение жизни людей в результате роста ВВП. б) совершенствование техники в) развитие общества в направлении более совершенного устройства. г) любые изменения, происходящие в обществе. 9. В предложении пропущено слово. Впишите его, чтобы высказывание стало истинным: «Неодинаковый доступ к ресурсам в соответствии с социальным статусом характеризует социальное __________». 10. Найдите правильный вариант ответа из четырех предложенных. Изменение социального статуса в системе социальной стратификации называется: а) социализацией; б) социальным контролем; в) социальной мобильностью; г) социальной депривацией. Вариант 5. Ситуационная (практическая) часть. 1. Ситуационная задача №1. В России в 90-е годы массовое распространение получило «челночество». Дайте характеристику этому явлению и определите относится ли оно к экономическому поведению. Ответ аргументируйте. 2. Ситуационная задача №2. В результате проведения приватизации в России изменилась структура собственности. Изменилось ли при этом экономическое поведение новых собственников? Ответ аргументируйте данными социологических исследований. Тестовое задание 1. Выберите из предложенного списка основные характеристики советской экономической культуры, которые проявлялись на всех этапах ее существования. а) Инновационность и динамичность. б) Декларативность и директивность. в) Идеологизированность. г) Мифологизированность. 2. Назовите автора работы “Протестантская этика и дух капитализма” а) О. Конт; б) М. Вебер; в) Г. Зиммель; г) Ю. Хабермас. 15 3. Интегрированный показатель положения личности в обществе, в системе общественных связей и отношений – это: а) социальный престиж; б) социальный статус; в) ранг; г) социальная роль. 4. Что из перечисленного относится к функциям экономики как социального института: а) формирование у подрастающего поколения установок, ценностей, идеалов, господствующих в данном обществе. б) воспроизводство и распределение благ и услуг. в) социальное и культурное изменение. г) укрепление социального неравенства. 5. Установите соответствие между понятиями и их определениями: Понятия: 1) неравенство; 2) стратификация; 3) класс Определения: А) Социальная группа, имеющие неодинаковый по сравнению с другими доступ к богатству, власти и неодинаковый статус. Б) Различие в доступе к важнейшим социальным благам. В) Дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Ответ: 1) соответствует ___, 2) соответствует ____ , 3) соответствует ___ . 6. Найдите правильный вариант ответа из четырех предложенных. Кто из перечисленных авторов является основателем модели «Человек экономический»? а) К. Маркс; б) М. Вебер; в) Д. Рикардо; г) О. Конт. 7. Американский социолог, указавший на функцию «целедостижение» для экономической подсистемы общества, - это: а) Э.Дюркгейм; б). Т. Парсонс; в) Р.Парк; г) Дж. Ритцер. 8. К элементам мотвационного механизма экономического поведения НЕ относится: а) потребности; б) стимулы; в) интересы; г) личностная экономическая культура. 9. Какой тип экономического поведения характеризуется формулой « Минимальный гарантированный доход ценой минимума трудовых затрат»: а) профессиональный; б) потребительский; в) дорыночный; г) рыночный. 16 10. Установите соответствие между понятиями и их определениями. Понятия: 1) организационное поведение; 2) конкуренция; 3) интерес. Определения: А) Соперничество, борьба производителей товаров за обладание ограниченными благами. Б) Реальная, наиболее глубокая причина деятельности по удовлетворению индивидуальных потребностей, лежащая в основе непосредственных побуждение, мотивов, идей человека, определяемая положением и ролью индивида в системе общественных отношений. В) Индивидуальные и коллективные формы поведения людей, включенных в структуру социальной организации Ответ: 1) соответствует ___, 2) соответствует ____ , 3) соответствует ___. Вариант 6 Ситуационная (практическая) часть. 1.Ситуационная задача №1. Ученые в области организационного поведения считают, что его можно анализировать на трех уровнях. Какие это уровни? В чем их специфические особенности с точки зрения экономического поведения? 2. Ситуационная задача №2. Если цель бюджетника (работника бюджетной сферы) заключается в достижении наибольшей зарплаты за счет дополнительной занятости (подработки), то можно ли назвать его поведение экономическим? Какие еще способы зарабатывания денег вы можете назвать? Проанализируйте возможности и ограничения каждого из способов с позиции экономического поведения. Ответ подкрепите примерами. Тестовое задание 1. Найдите правильный вариант ответа из четырех предложенных. Каким аспектам экономического поведения уделяет основное внимание социология? а) Человек рассматривается как атомизированный абстрактный индивид, максимизирующий для себя функцию полезности или богатства. б) Материальные условия существования человека рассматриваются как один из факторов, акцент делается на изучение внутренних мотивов деятельности, например, самореализации личности. в) Не рассматриваются социальные связи индивида, он берется как «средний нормальный» в статистическом смысле. г) Человек функционирует в идеальной среде рыночного равновесия. 2. Кто считается родоначальником модели экономического поведения «Homo Economicus»? а) А.Смит; б) Д.Рикардо; в) Дж. Бентам; г) К. Маркс; 3. Кто из российских социологов предложил следующее определение экономической социологии: «Экономическая социология представляет собой 17 приложение общей системы отсчета социологических переменных и объяснительных моделей социологии к исследованию комплекса различных видов деятельности, касающихся производства, распределения, обмена и потребления ограниченных ресурсов»? а) Ю.В. Веселов; б) Н.Дж. Смелсер; в) Н.Г. Соколова; г) Т.И. Заславская 4. Кто из социологов считает, что экономическая культура – это «проекция» культуры в широком ее понимании на сферу социально-экономических отношений? а) Н.Я. Данилевский; б) О. Шпенглер; в) Т.И.Заславская; г) Р.В. Рывкина. 5. Установите соответствие между понятиями и их определениями: Понятия: 1) социальная система, 2) социальное действие, 3) социальный институт. Определения: А) Человеческое действие, сознательно ориентированное на поведение и «ожидание» другого человека. Б) Явление или процесс, состоящий из определенной совокупности элементов, находящихся во взаимных связях и отношениях и образующих единое целое. В) Устойчивая стандартизированная форма осуществления социальной функции для удовлетворения какой-либо фундаментальной потребности. Ответ: 1) соответствует ___, 2) соответствует ____ , 3) соответствует ___. 6. Назовите, к какому статусу: 1) аскриптивному (предписанному); 2) достигаемому относятся следующие позиции: А) олимпийский чемпион; Д) инженер; Б) студент; Е) женщина; В) дочь кинозвезды; Ж) миллиардер; Г) безработный; З) сын академика. Ответ: А ) соответствует ___, Б) соответствует ___, В соответствует ___ и Т.Д. 7. Найдите правильный вариант ответа из четырех предложенных. Кто из перечисленных авторов является создателем одной из современных моделей экономического человека REMM - изобретательный, оценивающий, максимизирующий человек? а) К. Бруннер; б). В.С. Автономов; в). У. Меклинг; г). А.Маршалл. 8. Кто из перечисленных авторов подчеркивает, что классовая борьба выступает источником развития общества и экономического поведения? а) Р.Дарендорф; б) М.Вебер; в). К.Маркс; г). Г.Спенсер; 9. Каким аспектам экономического поведения уделяет основное внимание социология?(выбрать верный вариант ответа) 18 а) Человек рассматривается как атомизированный абстрактный индивид, максимизирующий для себя функцию полезности или богатства. б) Материальные условия существования человека рассматриваются как один из факторов, акцент делается на изучение внутренних мотивов деятельности, например, самореализации личности. в) Не рассматриваются социальные связи индивида, он берется как “средний нормальный” в статистическом смысле. г) Человек функционирует в идеальной среде рыночного равновесия. 10. Кто разработал концепцию активной детерминирующей роли «духа хозяйственной эпохи» в генезисе капитализма? а) Э.Дюркгейм; б) Г.Шмоллер; в) В. Зомбарт; г) М.Вебер. Вариант 7 Ситуационная (практическая) часть. 1. Ситуационная задача №1. Процесс реформирования с середины 1980-х до 2003 года в России проходил ряд этапов. Какие это этапы и как изменялось экономическое поведение предпринимателей. Ответ подкрепите данными социологических исследований, которые проводились в это время. Ответ оформите в виде таблицы. 2. Ситуационная задача №2. Два собственника демонстрируют различные виды экономического поведения. Опишите их, основываясь на собственных наблюдениях. Покажите, в чем заключаются положительные и отрицательные стороны их поведении с учетом особенностей экономического поведения. Тестовое задание 1. Какие из положений характеризуют экономическое поведение с позиции исследовательской модели «Человек реальный»? (выбрать все верные варианты ответа) а) Человек рассматривается в единстве его природного, социального и духовного. б) Человек имеет право проявлять в своих действиях инициативу только в том случае, если она согласуется с законом. в) Человек имеет всю необходимую информацию о событиях, происходящих на рынке. г) Многогранность мотивов экономической деятельности. 2. Какой подход западной социологии развивался на основе концепции Э.Дюркгейма и в настоящее время широко используется для анализа экономического поведения : а) структурно-функциональный; б) конфликтная социология; в) герменевтическая социология; г) леворадикальная социология? 19 3. Какое из суждений является НЕ верным с позиции теории социального действия М. Вебера: а) осмысленность действия, ориентация на других – обязательное условие социального действия; б) традиционное действие является абсолютно рациональным; в) действие, осуществляемое во имя веры в какие-либо идеалы, является ценностнорациональным; г) когда индивид четко понимает свою цель и средства ее достижения, его действие носит целерациональный характер. 4. Понятие, предназначенное для обозначения последствий экономических институтов, которое способствует целостности и сохранению равновесия общества: а) функция; б) дисфункция; в) девиация; г) имитация? 5. В чем заключается сущность контент-анализа как метода сбора социологической информации об экономическом поведении: а) в подсчете того, как в некотором информационном массиве представлены интересующие исследователя смысловые единицы; б) отражает степень соответствия измеренного показателя тому, что подлежало измерению; в) распространение и накопление информации о результатах исследования; г) в исследовании тенденций развития и динамики социального процесса или явления во времени. 6. Какое из приведенных ниже положений можно рассматривать как ценность: а) выполнить приказ начальника любой ценой; б) Задание начальника можно обсудить и выработать лучший вариант действий; в) приказы начальника не обсуждаются!; г) Сотрудничество и взаимопомощь. 7. Установите соответствие между понятиями и их определениями. Понятия: 1) социальная структура; 2) социальная система; 3) латентные функции; 4) институционализация. Определения: А) процесс образования устойчивых моделей взаимодействия между социальными деятелями; Б) система, образуемая состоянием и процессами организованного социального взаимодействия между действующими субъектами; В) определенный способ связи взаимодействующих индивидов, занимающих определенные социальные позиции и выполняющих определенные социальные функции; Г) непредусмотренные и потому неизвестные функции. Ответ: 1) соответствует ___, 2) соответствует ____ , 3) соответствует ___, 4) соответствует___ . 8. Найдите соответствие между типами трудовой мотивации и их содержанием. 20 Типы мотивации: 1. инструментальный; 2. достижительный; 3. коллективистский. Содержание мотивации: А) Ориентация на труд как способ продвижения по службе, повышения профессионального статуса, реализации своих способностей. Б) Отношение к труду как к средству получения заработка, позволяющего удовлетворять потребности вне сферы трудовой активности. В) Стремление к сотрудничеству, общению в процессе труда, желание заслужить уважение коллег. Ответ: 1) соответствует ___, 2) соответствует ____ , 3) соответствует ___, 4) соответствует___ . 9. Вставьте слово, которое, по Вашему мнению, является правильным ответом. «Функция экономической культуры, которая заключается в отборе тех ценностей и норм, которые необходимы для выживания и дальнейшего развития экономики – это (впишите название ) ________». 10.Найдите правильный вариант ответа из четырех предложенных. Кто из социологов, используя методологию идеальных типов, предложил концептуальную схему, трактующую феномен капиталистического производства как следствие религиозной этики протестантизма: а) Э.Дюркгейм; б) К.Маркс; в) М.Вебер; г) В.Зомбарт. Вариант 8. Ситуационная (практическая) часть 1.Ситуационная задача №1. В Японии и Латинской Америке деловые люди легче идут на контакт с седовласыми. В США, напротив, предпочтение отдается молодым. Каким образом обстоят дела в России? Как можно объяснить поведение в Японии, США? Ответ аргументируйте. 2. Ситуационная задача №2. В преодолении несовпадения (или неполного совпадения) содержания экономической культуры макроуровня с интересами конкретных хозяйствующих субъектов заложен источник развития селекционной функции. Прокомментируйте данный тезис на примере анализа экономического поведения новых собственников в период перестройки в России. Тестовое задание 1. Найдите правильный вариант ответа из четырех предложенных. Когда возник устойчивый научный интерес к проблеме экономического поведения в России? а) В XVIII столетии б) В середине ХХ в. в) В 1980-х годах XX века. г) В начале XXI в.. 2. Назовите частную социологическую дисциплину, которая занимается изучением экономического поведения: 21 а) социология труда; б) социология занятости; в) социология предпринимательства; г) экономическая социология. 3. Э.Дюркгейм сформулировал понятие аномии. Какой, по вашему мнению, тип общества соответствует этому понятию? а) Общественное состояние, при котором отсутствует четкая моральная регуляция поведения людей; б) Традиционное общество; в) Индустриальное общество; г) Общество с тоталитарным строем. 4. Когда действия людей принимают характер социальных (по М.Веберу)? а) когда они носят индивидуальный характер; б) в любом случае человеческие действия носят социальный характер; в) когда они носят осознанный характер и воздействуют прямо или опосредованно на других людей; г) когда их действия оказывают большое влияние на развитие общества. 5. М.Вебер выделил три основных компонента неравенства. Что из перечисленного является лишним? а) Власть. б) Богатство. в) Престиж. г) Репутация. 6. Назовите немецкого социолога – создателя современной теории социальных систем, который рассматривает специфику общества на основе понятия «коммуникация»? а) Н.Луман. б) Ю. Хабермас. в) Г. Зиммель. г) К. Мангейм. 7. Установите соответствие между понятиями и их определениями: Понятия: 1) социализация; 2) институционализация; 3) социальная организация. Определения: А) Процесс образования социального института. Б) Система социальных отношений, ориентированная на достижение общих целей, обладающая собственными ресурсами, внутренней нормативной и статусной структурами. В) Способы формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям. Ответ: 1) соответствует ___, 2) соответствует ___, 3) соответствует ____ . 8. Найдите соответствие между основными принципами (характеристиками) «идеального типа» бюрократии и их описанием: Принципы: А) специализация; 22 Б) иерархия; В) должность; Г) безличность; Д) компетентность. Описание принципов: 1) Работа производится в соответствии с правилами, которые исключают произвол или фаворитизм, а обо всех действиях дается письменный отчет. 2) Каждому подразделению вменяются определенные обязанности и ответственность. 3) Основной вид деятельности, дающий жалованье и перспективу регулярного повышения по службе. 4) Отбор чиновников на основе способностей, получение необходимой подготовки. 5) Каждый чиновник имеет четко определенную сферу полномочий и подотчетен в своих действиях вышестоящему начальству. Ответ: А) соответствует __, Б) соответствует __, В) соответствует __ И Т.Д. 9. Найдите наиболее корректный вариант ответа из четырех предложенных. Увеличение доли среднего класса в обществе способствует: а) росту численности работающих; б) повышению квалификации работников; в) устойчивости и стабильности общества; г) повышению рождаемости. 10. Выберите правильное суждение о традиционном обществе: а) Оно может быть также названо открытым обществом. б) Его основу составляет наследственная власть, правление старейшин. в) Для него характерна секуляризация религии. г) В нем наблюдается доминирование в мировоззрении рационализма и индивидуализма. Вариант 9 Ситуационная (практическая) часть. 1. Ситуационная задача №1. В 90-е годы ХХ века многие россияне начали скупать акции, часто рискуя последними сбережениями. Никто не проверял ни документов акционерных обществ, ни отчетности. Со временем многие из них закрылись, а руководство скрылось, захватив деньги вкладчиков. Оцените поведение вкладывающих деньги россиян, а также поведение руководства. 2. Ситуационная задача №2. Основываясь на теории М.Вебера, объясните, почему в советские времена часть людей вступала в ряды комсомола и оставалась долгое время, даже если им это не нравилось. Как это сказалось на участии в приватизации государственной собственности? Приведите конкретные примеры из фильмов, книг или собственных наблюдений. Тестовое задание 1. Найдите правильный вариант ответа из четырех предложенных. 23 Первым представил развернутую концептуальную схему анализа предпринимательства: а) М.Вебер б) Р.Кантильон в) Й.Шумпетер г) А.Смит 2. В XX в. центр мировой социологической мысли переместился: а) в Россию; б) в США; в) в Германию; г) в Польшу. 3. Социальное неравенство – это: а) случайное явление; б) непременный атрибут любого общества; в) исторически приходящее явление; г) вероятностное явление. 4. Наличие социального контроля в обществе предполагает: а) принуждение людей к правовому поведению; б) социальный порядок и нормативное поведение людей; в) осуждение негативного поведения; г) воспитание людей. 5. Что характерно для взрослого человека по сравнению с ребенком: а) большее количество статусов и меньшее количество ролей; б) меньшее количество статусов и большее количество ролей; в) большее количество и статусов, и ролей; г) взрослые и дети имеют одинаковое количество и статусов, и ролей? 6. Каким аспектам экономического поведения уделяет основное внимание экономическая теория? (выбрать все верные варианты ответа) а) Отношениям, овеществленным в потоках ограниченных материальных, финансовых, информационных ресурсов, готовой продукции и услуг. б) Проблемам личностного выбора человеком того или иного варианта поведения. в) Проблеме рационального выбора. г) Национальным, этническим, религиозным и идеологическим факторам. 7. Кто из перечисленных авторов является создателем одной из современных моделей экономического человека REMM - изобретательный, оценивающий, максимизирующий человек? (выбрать все верные варианты ответа) а) К. Бруннер; б). В.С. Автономов; в). У. Меклинг; г). А. Маршалл. 8. Представителем классического этапа становления экономической социологии является: а) К.Маркс; б) Э.Дюркгейм; в) В.Парето; 24 г) Р.Мертон 9. Повышение работника организации в должности является примером: а) нисходящей мобильности; б) горизонтальной мобильности; в) структурной мобильности; Г) восходящей мобильности. 10. Развитие экономики рассматривается как социальный процесс, движимый противоречивым взаимодействием классовых интересов, в концепции: а) Э.Дюркгейма; б) М.Вебера; в) В.Зомбарта; г) К.Маркса. Вариант 10 Ситуационная (практическая) часть. 1.Ситуационная задача №1. Известно, что появившихся в советское время «цеховиков» подвергали осуждению и привлекали к уголовной ответственности. Ситуация существенно изменилась в переходный период. Как это объяснить с точки зрения экономической культуры? Дайте развернутый ответ с привлечением литературы. 2. Ситуационная задача №2. В период перестройки в России сформировался класс собственников. Дайте характеристику поведенческих составляющих в сфере экономике, социальной сфере и др. этой социальной группы. Для ответа используйте результаты социологических исследований. Тестовое задание 1. Найдите правильный вариант ответа из четырех предложенных. Кто из авторов обосновал концепцию «Механизма общественной координации»? а) О.Конт б) Т.Парсонс в) А.Смит г) Б.Спиноза 2. Уничтожение хозяйственных традиций дореволюционной России в советское время свидетельствовало об отсутствии функции экономической культуры, которая называется: а) инновационная. б) трансляционная. в) селективная. г) накопительная. 3. Целостное духовное образование, отражающее состояние и опыт развития экономических отношений в обществе и связанное с систематизированными знаниями, основанными на научном познании и сознательном использовании социально экономических законов: а) экономическое сознание; 25 б) экономическое мышление; в) экономическая культура; г) обыденное сознание. 4. Реальными, наиболее глубокими причинами экономической деятельности и экономического поведения людей, стоящими за их непосредственными побуждениями, являются? а) Идеи б) Стимулы в) Мотивы. г) Экономические интересы. 5. Установите соответствие между названиями работ и их авторами: Авторы: Названия работ: А) П.А. Сорокин 1) О разделении общественного труда. Метод социологии. Б) О.Шпенглер 2) Социальная и культурная динамика. В) Н.Я. Данилевский 3) Закат Европы. Г) Э.Дюркгейм 4) Россия и Европа. Ответ: А соответствует __, Б соответствует __ , В) соответствует __, Г) соответствует __ . 6. Найдите правильный вариант ответа из четырех предложенных. Идейное, общественно-политическое течение, рассматривающее Россию как особую цивилизацию, соединяющую западную и восточную культуры: а) Славянофильство. б) Евразийство. в) Мессианство. г) Конвенционализм. 7. Установите соответствие, какие из предложенных объяснений неравенства и стратификации принадлежат ученым: Ученые-авторы: 1) К. Маркс; 2) М. Вебер; 3) Э. Дюркгейм; 4) Р. Дарендорф Объяснение неравенства и стратификации: А) Неравенство помогает обществу обеспечить такие условия, в которых самые важные виды деятельности выполняют самые способные. Оно – естественный способ выживания общества. Б) Неравенство является результатом неодинакового положения людей по отношению к собственности на средства производства. В) Неравенство вызвано не экономическими, а властными отношениями. Г) Неравенство определяется неодинаковыми возможностями получения доходов, нахождения у власти (принадлежность к какой-либо партии) и статусной позицией. Ответ: 1) соответствует __, 2) соответствует __, 3) соответствует ___, 4) соответствует ___. 8. Найдите правильные варианты ответа. Экономическое поведение хозяйствующих субъектов проявляется в следующих основных формах: а) неопределенной; б) индивидуальной; в) разрозненной; 26 г) коллективной. 9. Дисциплина «Экономическое поведение» изучает следующие факторы экономического поведения хозяйствующих субъектов: а) экономическое мышление; б) социальные стереотипы; в) климат, георгафическое положение; г) экономические интересы. 10. Какой тип экономического поведения характеризует формула « Максимум дохода ценой максимума трудовых затрат»: а) вынужденный; б) дорыночный; в) рыночный; г) псевдорыночный.
Вариант 1 Ситуационная (практическая) часть. 1. Ситуационная задача №1. Реформирование российской экономики вызвало интерес исследователей к проблеме экономического поведения. Чем это было обусловлено? Ответ аргументируйте. 2. Ситуационная задача №2. Выделяют несколько типов обществ: аграрное, индустриальное, постиндустриальное. К какому из них относится Россия на современном этапе? Какие типы поведения можно анализировать? Ответ аргументируйте, используя социологическую литературу. Тестовое задание 1. Установите соответствие между понятиями и их определениями: Понятия: 1) экономический потенциал личности; 2) направленность личности Определения: а) характеристика совокупности личностных качеств, обусловливающих способность субъекта осуществлять с той или иной степенью эффективности экономическую деятельность; б) интегративное, системообразующее свойство личности, регулирующее активность человека в конкретной ситуации. Ответ: 1) соответствует ___, 2) соответствует ____ . 2. Каким аспект