Строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург запущено в марте 2024 года.
ВСМ - это железнодорожная инфраструктура и подвижной состав, обеспечивающий движение скоростных и высокоскоростных поездов со скоростью выше 200 км/час. Сейчас в России таких дорог нет.
Краткие характеристики:
- Время в пути между двумя крупнейшими городами России составит 2 часа 15 минут без учёта остановок.
- Максимальная скорость электропоезда — 400 км/ч, а эксплуатационная — 360 км/ч.
- Подвижный состав 8 вагонов, 4 класса комфорта. Вместимость 455 пассажиров.
- Протяжённость - 679 км.
- Бюджет на строительство оценивают в 1,5 триллиона рублей, а вместе с сопутствующими расходами почти в 2 триллиона рублей.
- Поезда будут курсировать с интервалом 10–15 минут в часы пик, в остальное время с интервалом в 40 минут.
- Магистраль пройдёт по территории шести регионов, ожидается пассажиропоток 23 млн пассажиров в год.
Скорость.
Предполагается, что благодаря аэродинамической форме и алюминиевой конструкции поезд сможет развивать скорость до 400 км/ч.
По Москве и Петербургу поезда будут ехать со скоростью 200 км/ч, а между ними – до 400 км/ч. Для сравнения, максимальная скорость обычных поездов — до 140 км/ч. «Сапсан» технически может развивать скорость до 300–350 км/ч, но так как железные дороги в России не предназначены для таких скоростей, в среднем он разгоняется до 200 км/ч.
При создании ВСМ будут задействованы лучшие строительные и инженерные ресурсы страны. Особое внимание будет уделено экологии и воздействию на окружающую среду. В городской черте поезда будут ехать с минимальным уровнем шума.
Поезда.
Для первой высокоскоростной магистрали Москва — Петербург нужно построить 44 специальных поезда. Всего понадобится до 250 составов.
Строительством поездов, развивающих скорость до 400 км/ч, занимается уральский холдинг «Синара — транспортные машины» совместно с РЖД. Их будут собирать на заводе «Уральские локомотивы» в Свердловской области. Начнут этот процесс только в 2026 году.
Первые два поезда будут готовы в 2028 году, их пустят на маршрут Москва — Санкт-Петербург. Позже планируют построить поезда и для магистралей Москва — Екатеринбург, Москва — Адлер, Москва — Минск.
Поезд будет состоять из 8 вагонов, общая вместимость составит 455 пассажиров. Он будет оснащен комплексом машинного зрения, средствами дистанционного управления, устройствами интервального регулирования и цифрового управления.
- в вагонах первого класса будет 21 место с рассадкой 2+1: 15 пассажирских, переговорная на четверых и сьют на двоих — это будет первый вагон состава;
- второй вагон — это бизнес-класс с рассадкой 2+2 на 68 человек;
- третий, шестой, седьмой и восьмой вагоны — это комфорт-класс (2+2) с игровой комнатой в одном из них (от 50 до 72 пассажиров);
- четвертый и пятый вагоны будут класса стандарт (3+2) на 52–83 пассажиров.
Кресла в поезде напоминают сиденья в самолетном комфорт-классе, также вагоны обладают расширенными проходами для пассажиров.
Строительство.
Наиболее сложный участок ВСМ - на выходе из Москвы. В подмосковных Химках построили 399-метровый мост через канал имени Москвы, параллельно существующему арочному мосту постройки 1935 года. Строители двигали над водой самый большой пролет — длиной 132 метра и весом 2263 тонны. Его перевезли с левого берега, где собирали конструкцию, на временные опоры в центре канала.
Стоимость проезда.
По информации на 25 сентября 2024 года, стоимость билета на высокоскоростную железнодорожную магистраль от Москвы до Санкт-Петербурга составит 8905 рублей. В самом составе цена будет колебаться в зависимости от вагона и класса.
Время в пути.
Общее время в пути между двумя крупнейшими городами России составит 2 часа 15 минут без учёта остановок. В столице поезд будет останавливаться на четырех станциях:
- Ленинградская
- Рижская
- Петровско-Разумовская
- Зеленоград-Крюково.
Поезда в зависимости от расписания смогут делать 16 остановок. Из Москвы до Твери можно будет доехать за 39 минут, путешествие из столицы до Валдая займёт 1 час 15 минут, до Великого Новгорода – 1 час 41 минуту.
Сколько денег на это потратят
Участок Петербург — Зеленоград обойдется в 1,755 трлн рублей. На выходы из Москвы потратят 221 млрд рублей (40 млрд уже вложены). Закупка подвижного состава потребует 148 млрд рублей — на первую партию из 28 поездов в 2028 году.
В итоге базовая структура финансирования выглядит так:
- 218,5 млрд — взносы в уставный капитал концессионера;
- 290 млрд — облигации пенсионного фонда «Газфонд»;
- 903,8 млрд — кредит от «Сбербанка», ВТБ и «Газпромбанка»;
- 609 млрд — поддержка государства, из которых 580,6 млрд — займ ФНБ под 3% с полным возвратом к 2050 году, остальное — капгрант на выкуп земельных участков;
- 299,4 — субсидия из бюджета в 2028–2038-м на поддержку операционной деятельности концессионера на начальном этапе эксплуатации линии (69,1 млрд до 2030 года).
Итого, расходы на ВСМ выйдут почти в 2 триллиона рублей.
А кто поедет?
Прогнозный пассажиропоток в 2028 году — под 22 миллионов человек, еще через 2 года — 23 миллиона (перейдут пользователи «Сапсанов», самолетов, ночных поездов), в 2040 году — 28 миллионов, в 2060-м — 36,4 миллиона. Но это прикидки, так как есть развилки по проекту.
ВСМ Москва – Санкт-Петербург станет первым элементом сети высокоскоростных магистралей в России.
Пуск магистрали и начало движения запланированы на 1 апреля 2028 года
Подписывайтесь на наш канал в соцсетях: ВКонтакте и Телеграм
#Химки #новостиХимки #ИнтересноевХимках #Химкибезприкрас #РЖД #МЦД3 #СтанцияХимки #ВСМ #высокоскоростнаямагистраль