Многие после просмотра фильма, наверняка, задавали себе вопрос: где снимался фильм «Конклав», неужели в Ватикане?
Режиссер фильма «Конклав» (Conclave, 2024) Эдвард Бергер и художник-постановщик Сьюзи Дэвис рассказали о процессе создания церковного мира для их проекта. Они поделились опытом подготовки к съемкам, включая исследования в Риме и Ватикане.
Используя «общую карту» своего фильма, Дэвис организовывала частные утренние экскурсии по Ватикану для ключевых членов съемочной группы, чтобы они могли прочувствовать пространство вдали от туристических толп.
Проводя время, изучая повседневную жизнь Рима и Ватикана, Дэвис поделилась с Condé Nast Traveler, что она осознала это место не только как священное, но и как место, где люди живут и работают ежедневно — от священников и монахов в литургических облачениях до охраны.
В Ватикане есть даже магазин беспошлинной торговли! — отмечает она. Закуски там просто восхитительные
Где проходили съемки «Конклава»?
Весь проект был результатом объединения множества римских локаций и студийных декораций.
Фильм «Конклав» был снят преимущественно в Риме (Италия), на знаменитой киностудии Чинечитта (итал. Cinecittà, дословно переводится как «Город кино»). Студию часто называют «Голливудом на Тибре». Просторные павильоны студии позволили воссоздать величие и нюансы ватиканской архитектуры. Именно здесь были сняты многие внутренние сцены, включая эпизоды с участием Сикстинской капеллы и Каса Санта-Марта (Casa Santa Marta).
Некоторые сцены, имитировавшие закрытые районы Ватикана, были отсняты на студии Babelsberg в Германии.
Помимо павильонов, съемки также проводились в реальных исторических местах Рима, таких как:
- Собор Святого Петра,
- Палаццо деи Конгресси,
- Палаццо дель Коммендаторе,
- Музей Барберини.
Также съемочная группа работала в старинной церкви Санто-Спирито (Santo Spirito), которая сегодня является частью больничного комплекса. Прилегающие дворы и коридоры использовали для создания необходимых образов.
Таким образом, созданный Ватикан представляет собой мозаичное сочетание примерно 12 различных локаций, мастерски объединенных в единую картину. Например, роскошная золотая комната, где хор встречает кардинала Лоренса, расположена в музее Барберини в Риме. Этот зал с шелковыми обоями настолько впечатляет, что его можно посетить лично.
Декорации требовали серьезной подготовки: обновления полов, перекраски стен и замены ковровых покрытий. Продюсер проекта обратился к местным специалистам, которые уже имели опыт работы с уникальными декорациями. Команда маляров показала невероятные результаты, и за 10 недель им удалось воссоздать точную копию Сикстинской капеллы.
Результатом стала бесшовная реконструкция.
Сам Рим сыграл важную роль в фильме, став таким же значимым элементом, как и актерский состав, включавший звезд мирового уровня: Изабеллу Росселлини, Стенли Туччи, Рэйфа Файнса и Джона Литгоу. Дэвис отмечает, что уникальная атмосфера города значительно облегчала работу команды.
За кулисами «Конклава»: как создавалась визуальная магия фильма
Работа над дизайном фильма стала настоящим вызовом. Сьюзи Дэвис рассказывает, что ее исследования в Риме помогли ей разработать два основных визуальных направления: скрытая часть, касающаяся конклава, и внешняя сторона сюжета. Это разделение позволило подчеркнуть контраст между тайнами внутренней жизни Ватикана и внешней грандиозностью архитектурных ансамблей.
Создание фильма стало балансом между творческим вдохновением и строгим следованием сценарию. «Мы снимали кинотриллер, а не документальный фильм о конклаве», — объясняет Сьюзи. Некоторые элементы Ватикана, такие как Каса Санта-Марта, где собираются кардиналы, довольно скромны и малоизвестны. Однако именно этот элемент неизвестности позволил команде проявить фантазию и создать уникальный мир, поскольку никто точно не знает, как выглядит интерьер здания изнутри.
Какие трудности возникли при съемках в Ватикане?
При съемке фильма «Конклав» возникли значительные трудности, связанные с ограничениями на проведение съемок непосредственно в Ватикане. Вот ключевые моменты:
- Запрет на съемки: Ватикан строго запрещает любые киносъемки на своей территории. Это означало, что команде пришлось искать альтернативные способы воссоздания интерьеров и экстерьеров, характерных для Ватикана.
- Закрытые зоны: Многие важные места в Ватикане, особенно те, которые связаны с проведением конклава, недоступны для обычных посетителей. Например, здание Каса Санта-Марта, где кардиналы собираются во время конклава, практически невозможно снять изнутри. Режиссеру и художнику-постановщику приходилось полагаться на свое воображение и создавать декорации, основываясь на скудной информации.
- Баланс между реальностью и художественным вымыслом: Команда стремилась сохранить аутентичность, показывая известные места Ватикана, такие как Сикстинская капелла, но при этом им нужно было учитывать, что они создают художественный фильм, а не документальное кино. Поэтому некоторые сцены были сняты в других местах Рима, таких как музей Барберини, чтобы передать нужную атмосферу.
- Творческая свобода: Отсутствие доступа к некоторым важным местам дало художникам-постановщикам определенную творческую свободу. Они могли интерпретировать закрытые помещения и создавать свои версии этих пространств, опираясь на общие представления о Ватикане.
Несмотря на ограничения на съемки внутри Ватикана, команда смогла собрать мозаику из различных мест в Риме и других зданиях, создавая уникальный мир для своего фильма.