В современном мире цифровая грамотность становится неотъемлемой частью жизни каждого человека. Цифровая грамотность включает в себя множество навыков и знаний, которые помогают эффективно использовать цифровые технологии и безопасно взаимодействовать в цифровом пространстве. В этой статье мы рассмотрим основные аспекты цифровой грамотности для детей, которые должен знать и уметь современный ребенок.
Основы цифровой грамотности
Обучение детей навыкам цифровой грамотности помогает им эффективно использовать цифровые технологии, безопасно взаимодействовать в сети Интернет и создавать качественный цифровой контент.
Вам будет это интересно: Компьютерная грамотность для детей (2-3 класс)
Работа с устройствами и операционными системами
Современного ребенка с рождения окружает множество различных электронных устройств, таких как компьютеры, смартфоны и планшеты, и он должен уметь ими пользоваться. Это включает в себя базовые навыки работы с операционными системами Windows или macOS для компьютеров, Android и iOS для мобильных устройств. Нужно иметь общее понимание принципов их работы и базовые навыки по их использованию, включая настройку основных параметров, запуск приложений, работу с файлами и папками.
Навигация в цифровом пространстве
Все современные электронные устройства имеют выход в Интернет, поэтому ребенку надо уметь ориентироваться в цифровом пространстве, включая использование веб-браузеров и различных онлайн-сервисов. Это включает в себя умение находить нужную информацию в Интернете, использовать поисковые системы, а также понимать основы работы с веб-сайтами и приложениями.
Информационная грамотность
Информационная грамотность – это способность к поиску, проверке достоверности и анализу информации.
Поиск и оценка достоверности информации
В глобальной сети много информации и существенная ее доля – недостоверная и откровенно вредная, особенно для детей. Очень важно научить детей не только уметь искать информацию в Интернете, но и правильно оценивать ее достоверность. Это включает в себя умение различать надежные и ненадежные источники информации, а также критический анализ полученных данных.
Работа с большими объемами данных
Только за 2024 год объём данных в Интернете увеличился на 22%. К 2025 году он достигнет 181 зеттабайта, это 181 миллиард терабайтов. Очевидно, что в современном мире дети сталкиваются с огромными объемами информации и они должны уметь работать с этими данными, анализировать их и делать выводы. Это включает в себя умение использовать инструменты для работы с данными, такие как электронные таблицы и базы данных.
Коммуникативная грамотность
Коммуникативная грамотность – это прежде всего совокупность умений, обеспечивающих детям возможность самореализации во взаимодействии с окружающими, это их знания и опыт межличностного взаимодействия.
Этикет онлайн-общения
Интернетом пользуется более 5 миллиардов человек и с каждым годом их становится больше. Это значит, что в сети можно встретить людей разных рас, религий, убеждений, возраста, а также, к сожалению, воспитания и намерений. Чтобы никого не обидеть и самому не быть обиженному или обманутому, ребенку следует знать и соблюдать правила сетевой этикета (иногда называемого сетикетом или нетикетом). Это включает в себя уважение к другим пользователям, избегание оскорблений и спама, а также соблюдение правил конфиденциальности.
Использование цифровых инструментов для коммуникации
Общение в сети осуществляется на различных платформах и приложениях, таких как электронная почта, мессенджеры, социальные сети. Школьникам нужно уметь создавать и редактировать сообщения, включая текст, аудио, изображения и видео, а также соблюдать правила использования платформ.
Создание цифрового контента
Цифровым контентом называется любая информация, существующая в формате, доступном для обработки компьютерами. Основные виды современного цифрового контента – это текст, графика, анимация, видео- и аудиоматериалы.
Основы работы с текстовыми и графическими редакторами
Умение создавать и редактировать текстовый и графический контент расширяет возможности коммуникаций ребенка. Это включает в себя навыки работы с текстовыми редакторами, такими как Microsoft Word или Google Docs. Умение работы с графическими редакторами растровой графики, например, Paint.net или Gimp, Adobe Photoshop. Знание основ работы с векторной графикой и навыки работы с графическими редакторами Xara, Corel Draw.
Создание презентаций и видеороликов
Многократно доказано, что визуальный контент позволяет наилучшим образом впечатлить собеседника или аудиторию, поэтому современным детям нужно уметь создавать и редактировать презентации и видеоролики. Это включает в себя умение использовать программы для создания презентаций, такие как Microsoft PowerPoint или Google Slides, программы для редактирования видео, например, Movavi или Adobe Premiere Pro, редакторы для создания анимации.
Цифровая безопасность
В современном мире, где цифровые технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни, обеспечение цифровой безопасности приобретает первостепенное значение. Каждый школьник должен быть знаком с основными правилами, которые помогут защитить его данные и устройства от угроз.
Защита личных данных в сети
У развития цифровизации, к сожалению, есть обратная сторона – потеря конфиденциальности. Персональные данные являются целью не только законопослушных организаций, но и множества мошенников. Ребенок должен знать, как защищать свои личные данные в сети. Это включает в себя умение создавать надежные пароли, использовать антивирусное программное обеспечение, а также избегать подозрительных ссылок и вложений, общения с незнакомыми людьми.
Распознавание онлайн-угроз
Цифровой криминал постоянно развивается и по максимуму использует цифровые технологии. Поэтому детей нужно научить уметь распознавать онлайн-угрозы, такие как фишинг (действия, направленные на получение конфиденциальной информации, например, паролей или номеров кредитных карт), мошенничество, вирусы и вредоносные программы. Это включает в себя знание основных признаков таких угроз и умение избегать их.
Автор: Вера Андреевна
Оригинал статьи на сайте