Найти в Дзене

Взросление души

Сомерсет Моэм «Узорный покров» Китти с самого детства внушалось, что она необыкновенная красавица, что её ждёт куча поклонников и выгодное замужество, что не каждый достоин её внимания. Мать Китти, женщина весьма властная и до скупости экономная, везде умела найти выгоду, умудрялась устраивать множество званых обедов, потратив при этом сущую безделицу. Младшая сестра заметно уступала Китти внешностью и манерами. Отец всего себя отдавал своим девочкам, мало заботясь о себе самом, оставаясь на втором плане. Надо ли удивляться, что девушка была хорошенькой, но в принципе пустой. И все достоинства сводились к умению манипулировать людьми. Замужество после нескольких светских сезонов было скоропалительным, одной из главных его причин стало нежелание выходить замуж позже младшей сестры. Уолтер, муж Китти, был человеком умным, образованным, порядочным, интересным, но тщеславным и скучным. И самое главное – Китти его совсем не любила. Возможно, молодая женщина научилась бы испытывать к мужу хо

Сомерсет Моэм «Узорный покров»

Китти с самого детства внушалось, что она необыкновенная красавица, что её ждёт куча поклонников и выгодное замужество, что не каждый достоин её внимания.

Мать Китти, женщина весьма властная и до скупости экономная, везде умела найти выгоду, умудрялась устраивать множество званых обедов, потратив при этом сущую безделицу.

Младшая сестра заметно уступала Китти внешностью и манерами.

Отец всего себя отдавал своим девочкам, мало заботясь о себе самом, оставаясь на втором плане.

Надо ли удивляться, что девушка была хорошенькой, но в принципе пустой. И все достоинства сводились к умению манипулировать людьми.

Замужество после нескольких светских сезонов было скоропалительным, одной из главных его причин стало нежелание выходить замуж позже младшей сестры.

Уолтер, муж Китти, был человеком умным, образованным, порядочным, интересным, но тщеславным и скучным. И самое главное – Китти его совсем не любила.

Возможно, молодая женщина научилась бы испытывать к мужу хотя бы симпатию, но чета уехала в Китай, где на пути героине, в которой вдруг проснулась чувственность, встретился привлекательный во всех отношениях мистер Таунсенд. То, что оба несвободны, внесло дополнительную пикантность в эти отношения, сделало их ещё более желанными, как любой запретный плод.

Разоблачение, выдвинутые условия развода, которые оказалось невозможно выполнить, отъезд вместе с нелюбимым мужем в глухую провинцию, где бушует холера.

Легкомысленная, неразвитая душевно женщина предстаёт перед читателем в новом свете. Вырванная из привычной роскоши, вдали от светского общества и его соблазнов, Китти внезапно осознаёт и величие мира, и трагизм происходящего, и собственную ничтожность.

Сближаясь с монахинями, женщина получает возможность взглянуть на собственного мужа иными глазами. Нет, любовь к этому человеку так и не просыпается. Но появляются уважение и... сострадание. Теперь многие поступки героини продиктованы желанием облегчить душевные муки человека, которому она не просто нанесла оскорбление, но чьи чувства глубоко задела.

На глазах читателя происходит взросление души Китти, раскрываются её лучшие черты, её умение меняться и внутренне расти. Конечно, это происходит не в один день. Но это происходит.

Автору удаётся передать и душевную борьбу, и постоянный самоанализ героини, и её готовность переосмысливать прошлое. Китти не снисходительна по отношению к самой себе, она заслужила то отношение, которое выказывает ей муж. Однако если Китти меняется, то Уолтер словно увяз в своей обиде и боли. Он не желает замечать ни искреннего раскаяния, не произошедших в жене перемен.

Один из откровенных разговоров Китти и Уолтера показывает, насколько велика пропасть между ними. Женщине можно лишь посочувствовать. Да, она не была образцом добродетели. Но Уолтер всегда знал причины, по которым Китти вышла замуж, однако, по его словам, «не досаждал ей своей любовью», довольствуясь тем, что ему позволено любить. При этом, полностью отдаваясь работе, он всё больше отдалялся от жены, которую считал пустой и недалёкой. «На ярмарке человек не пытается купить жемчуг и соболье манто, а покупает жестяную дудку и воздушные шарики», - таков ответ уязвлённой Китти в ответ на уничижительную тираду мужа.

Экранизируя роман, создатели фильма разбудили в сердце женщины любовь к человеку, с которым она состояла в браке. В книге, вопреки ожиданиям, этого не происходит.

В последних главах автор удивительным образом соединяет иронию и трагизм.

Моэм не идеализирует свою героиню. Даже изменившись и душевно повзрослев, она всё так же подвержена человеческим слабостям и по-прежнему не может устоять перед соблазнами. С той только разницей, что теперь понимает, насколько дурно поступает.

Прекрасный слог, живые образы, внимание к деталям делают чтение приятным. Книга обладает необыкновенным магнетизмом, оставляя полынное послевкусие и ощущение лёгкой лиричной грусти.

Оценка 4,5/5