Найти в Дзене

ВЛИЯНИЕ ЕСТЕСТВЕННОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ НА КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ (ОБЗОР)

Аннотация: Здоровьесберегающие эффекты грудного вскармливания для матери и ребенка разнообразны, многажды описаны и проявляются как в ближайшей, так и в отдаленной временной перспективе [7, 8]. Интеллектуальное здоровье вносит существенный вклад в благополучие человека. О влиянии естественного вскармливания на качество развития когнитивных процессов детей накоплены обширные научные данные, приведенные в статье. Имеется ряд исследований, подтверждающих наличие положительной связи между кормлением грудью и дальнейшим когнитивным развитием. Так, K. Ким и Дж. Хои опубликовали в 2020г. результаты перспективного когортного исследования, проведенного на репрезентативной выборке, включавшей 1752 ребенка 2008-2009 гг. рождения [5]. В исследовании анализировалась взаимосвязь продолжительности естественного вскармливания и уровня раннего развития от полугода до 26 мес., развитием речи в возрасте 3 лет, уровнем развития когнитивных функции в возрасте 8 лет. Результаты показали, что дети, которые

Аннотация: Здоровьесберегающие эффекты грудного вскармливания для матери и ребенка разнообразны, многажды описаны и проявляются как в ближайшей, так и в отдаленной временной перспективе [7, 8]. Интеллектуальное здоровье вносит существенный вклад в благополучие человека. О влиянии естественного вскармливания на качество развития когнитивных процессов детей накоплены обширные научные данные, приведенные в статье.

Имеется ряд исследований, подтверждающих наличие положительной связи между кормлением грудью и дальнейшим когнитивным развитием. Так, K. Ким и Дж. Хои опубликовали в 2020г. результаты перспективного когортного исследования, проведенного на репрезентативной выборке, включавшей 1752 ребенка 2008-2009 гг. рождения [5]. В исследовании анализировалась взаимосвязь продолжительности естественного вскармливания и уровня раннего развития от полугода до 26 мес., развитием речи в возрасте 3 лет, уровнем развития когнитивных функции в возрасте 8 лет. Результаты показали, что дети, которые находились на грудном вскармливании более 3 месяцев, показали значительно более высокий уровень измеряемых показателей развития.

Аналогичные результаты были получены и предыдущими исследованиями, первое из которых было осуществлено в 1929г. К. Хоффер и М.К. Харди на 383 детях в возрасте от 7 до 13 лет сгруппированных по продолжительности периода исключительно грудного вскармливания в связи с уровнем когнитивного развития и интеллекта [3].

Обширный метаанализ 11 исследований, проведенный Дж. В. Андерсоном, Б.М. Джонстоном и Д.Т. Ремли в 1999г. показал, что значительно более высокий уровень развития когнитивных функций наблюдался у детей, находившихся на грудном вскармливании в возрасте 6–23 месяцев (в отличие от детей, вскармливаемых смесью). Выявленные различия были стабильными на протяжении последующих возрастов [1]. Кроме того, авторы заметили, что недоношенные дети получают больше преимуществ в когнитивном развитии от грудного молока, чем доношенные дети, а преимущества грудного вскармливания для когнитивного развития увеличивались с увеличением длительности естественного вскармливания [1].

Другой значимый метаанализ, опубликованый в 2015г. исследователями Б. Хорта, С. Лорет де Мола, С. Виктора в журнале «Acta Pædiatrica», включил 17 исследований из наукометрических баз данных Medline, LILACS, SCIELO и Web of Science [4]. Метаанализ оценил по 18 критериям взаимосвязь естественного вскармливания с уровнем интеллектуального развития, для исключения возможного искажающего фактора в виде усиленно стимулирующей развитие когнитивных функций ребенка домашней среды, исследования, из обзора исключались исследования, которые не корректировали свои оценки для переменных, измеряющих домашнюю стимуляцию. В качестве выводов констатировано, что грудное вскармливание связано с улучшением результатов тестов на интеллект, связь сохраняется после корректировки материнского уровня интеллекта (IQ), а долгосрочные последующие исследования показывают, что грудное вскармливание влияет на образование и доход взрослого человека [4]

Предполагается, что столь значительное влияние естественного вскармливания на когнитивное развитие детей связано с присутствием в грудном молоке длинноцепочечных полиненасыщенных жирных кислот (арахидоновой и докозагексаеновой кислоты), положительно влияющих на развитие мозга [4].

Вместе с тем, процесс лактации оказывает регулирующее нейрогормональное влияние на психоэмоциональное состояние кормящей женщины, что, в свою очередь влияет на эмоциональное состояние ребенка. Материнский гормональный фон напрямую коррелирует с характером материнского поведения в ранний период после родов и обеспечивает «стресс-лимитирующий гормональный механизм», снижающий чувствительность женщины к стрессовым стимулам окружающей среды, а, следовательно, качественно улучшающий взаимодействие матери и новорожденного. В свою очередь, беспокойство матери различной силы (от грусти до депрессивной симптоматики) не приводит к изменению состава макронутриентов, т.е. качественному ухудшению молока, что подтверждается исследованием Университета Тель-а-вива [6].

Выводы (заключение). Таким образом, уникальный состав естественного питания оказывает незаменимое положительное влияние на становление когнитивных процессов ребенка, способствуя его более высокому интеллектуальному уровню, по сравнению с детьми, лишенными грудного кормления. Попутно, и сама процедура помогает поддерживать баланс психического напряжения и расслабления, уровень активности и пассивности младенца, регулирование смены эпизодов сна и бодрствования, снижает психоэмоциональную нагрузку, стимулирует сенсорную и коммуникативную активность - в целом облегчает задачу по организации ухода за младенцем и его развития, что сказывается на развитии познавательных процессов. В связи с этим, следует прикладывать максимум усилий по поддержке молодых матерей в вопросах организации и продолжения естественного вскармливания, как фундамента когнитивного развития детей.

Список литературы

1. Anderson J. W., Johnstone B. M., Remley D. T. Breast-feeding and cognitive development: a meta-analysis // The American Journal of Clinical Nutrition, Volume 70, Issue 4, October 1999, Pages 525–535, https://doi.org/10.1093/ajcn/70.4.525.

2. Hinde K, German JB. Food in an evolutionary context: Insights from mother’s milk. J Sci Food Agric 2012; 92:2219–2223.

3. Hoefer C., Hardy V.C. Later development of breast fed and artifically fed infantscomparison of physical and mental growth // JAMA. 1929; 92(8), P. 615-619. Downloaded From: doi:10.1001/jama.1929.02700340015006.

4. Horta B.L., Loret de Mola C., Victora C. G. Breastfeeding and intelligence: a systematic review and meta-analysis // Acta Pædiatrica, 2015 104, pp. 14–19 https://doi.org/10.1111/apa.13139

5. Kim K.M., Choi J. Associations between breastfeeding and cognitive function in children from early childhood to school age: a prospective birth cohort study // Int Breastfeed J 15, 83 (2020). https://doi.org/10.1186/s13006-020-00326-4

6. Soffer G.P., Siri M., Mangel L., Mandel D., Lubetzky R. Impact of Maternal Anxiety on Human Milk Macronutrients Content: A Prospective Observational Study // BREASTFEEDING MEDICINE Volume 15, Number 9, 2020; P. 572-575 Downloaded From: https://doi.org/10.1089/bfm.2020.0034.

7. Охрана и поддержка грудного вскармливания для достижения целей устойчивого развития. Аналитический обзор / Л. В. Абольян, В. А. Полесский, У. М. Лебедева [и др.] // Социальные аспекты здоровья населения. – 2020. – Т. 66, № 6. – С. 10.

8. Федорченко Н. В. Значение естественного вскармливания для матери и ребенка // Детский сад: теория и практика. – 2017. – № 12. – С. 102-109.

#здоровьесбережениемладенца #когнитивноеразвитие #грудноевскармливание #ребенокпервогогодажизни #естественное вскармливаниe

Для цитирования: Федорченко Н.В. Влияние естественного вскармливания на когнитивное развитие детей (обзор) // Сборник материалов XIX Всероссийского форума «Здоровое питание и нутриционная поддержка: медицина, образование, инновационные технологии» Санкт-Петербург, 08-09 ноября, 2024, с.79-82.