Найти в Дзене
Гродековский музей

К людям ради людей

Дарья Грачева, научный сотрудник научно-исследовательского сектора этнографии Гродековского музея Этнография – венец всех гуманитарных наук, ибо она изучает всесторонне все народы, все человечество в его прошлом и настоящем. Л.Я. Штернберг, В.Г. Богораз, 1923г. С новой рубрикой нас, друзья! Каждый месяц мы будем выкладывать заметки о интересной и богатой на приключения истории развития этнографии Приамурья. Справка. Этногра́фия (от др. -греч. ἔθνος — народ и γράφω — пишу) — наука, изучающая этническую историю, быт, культурную жизнь разных народов, их происхождение, расселение, язык, традиции, обряды, межэтнические взаимоотношения. С древнейших времен людей интересовали другие народы. Сбор первых сведений начали собирать ещё древние египтяне, греки и римляне. В средние века европейцы начали путешествовать в удалённые страны, откуда привозили информацию о незнакомых народах. К сер. XIX в. этнография постепенно начинает развиваться как самостоятельная наука, появляются этнологические (эт

Дарья Грачева, научный сотрудник научно-исследовательского сектора этнографии Гродековского музея

Этнография – венец всех гуманитарных наук, ибо она изучает всесторонне все народы, все человечество в его прошлом и настоящем.
Л.Я. Штернберг, В.Г. Богораз, 1923г.

С новой рубрикой нас, друзья! Каждый месяц мы будем выкладывать заметки о интересной и богатой на приключения истории развития этнографии Приамурья.

Этнографический отдел Гродековского музея Приамурского отдела ИРГО 1910-е гг.
Этнографический отдел Гродековского музея Приамурского отдела ИРГО 1910-е гг.

Справка. Этногра́фия (от др. -греч. ἔθνος — народ и γράφω — пишу) — наука, изучающая этническую историю, быт, культурную жизнь разных народов, их происхождение, расселение, язык, традиции, обряды, межэтнические взаимоотношения.

С древнейших времен людей интересовали другие народы. Сбор первых сведений начали собирать ещё древние египтяне, греки и римляне. В средние века европейцы начали путешествовать в удалённые страны, откуда привозили информацию о незнакомых народах. К сер. XIX в. этнография постепенно начинает развиваться как самостоятельная наука, появляются этнологические (этнографические) общества в Париже, Нью-Йорке и Лондоне. Теперь учёные занимались не только сбором или описанием каких-либо народов, но и делали осмысление полученного материала, разрабатывали научные теории.

В нашей стране в 1845 г. начинает работу Русское географическое общество, одним из четырёх его отделений становится этнография. С этого момента начинается яркий научный этап в формировании российской этнографии. Важность задач, поставленных перед ним, формулировалась в докладной записке так: «…познание разных племен, обитающих в нынешних пределах государства, со стороны физической, нравственной, общественной и языковедения, как в нынешнем, так и в прежнем состоянии народов, должна на первый раз преимущественно обратить на себя внимание общества». Основная работа отделения должна была быть ориентирована на всестороннее изучение многонациональной России, в том числе сведений о народах Сибири и Дальнего Востока.

Последовали первые экспедиции в неизведанный суровый край. Здесь проводили исследовательскую работу известные ученые: К.И. Максимович, Р.К. Маак, Л.И. Шренк, К. Дитмар, М.И. Венюков, Н.П. Пржевальский и многие другие, чьи труды легли в основу дальнейших этнографических исследований.

С образованием научных обществ Дальнего Востока - Общество изучения Амурского края (г. Владивосток, 1884 г.), Приамурский отдел Императорского Русского географического общества (г. Хабаровск, 1894 г.) и его филиальные отделения в Забайкалье – Читинское и Троицкосавско-Кяхтинское начались углубленные этнографические обследования коренного населения. Большой вклад в развитие народоведения внес В.П. Маргаритов преподаватель прогимназии, кандидат естественных наук, руководил экспедицией по изучению быта и хозяйства орочей. Подробно изучив их культуру, им была собрана большая этнографическая коллекция (296 предметов), записан фольклор, составлен словарь (около 400 слов), сделаны эскизы, а также записаны некоторые обряды.

Орочи Императорской гавани 1897-1899 гг.
Орочи Императорской гавани 1897-1899 гг.

Важное место этнографическим исследованиям отводил Приамурский генерал-губернатор Н.И. Гродеков, он был первым председателем отдела Приамурского отдела Русского географического общества и всячески поддерживал этнографические изыскания. По его настоянию некоторым членам общества было поручено изучение быта этносов Приамурской и Амурской областях: гольдов, гиляков, орочон и др.

В 1894 г. состоялась крупная этнографическая экспедиция по Уссурийскому краю, проведение которой было поручено П.П. Шимкевичу чиновнику по особым поручениям при генерал-губернаторе. Помимо богатства собранных материалов, одним из её ценных продуктов была фиксация исследуемых этносов их быта, одежды, обычаев на фотоаппарат – главного спутника в путешествиях этого исследователя. Благодаря его таланту фотографа история прошлого народов Приамурья сохранилась в черно-белых снимках, часть из них хранится в фондах нашего музея.

Негидалец, фото П.П. Шимкевича.
Негидалец, фото П.П. Шимкевича.

Большую работу по изучению коренных народов нашего края в дореволюционный период проводили С.П. Браиловский, К.Д. Логиновский, И.А. Лопатин и др.

Огромную роль в развитии науки этнографии и исследовании народов Дальнего Востока сыграли знаменитые этнографы, на долю которых выпало поле поневоле — «экспедиции» в виде ссылки на о. Сахалин. Народовольцы: Л.Я. Штернберг, В.Г. Богораз, Б.О. Пилсудский и др. в течение нескольких лет жили среди туземцев, практиковали приемы и способы исследования, которые позднее стали теоретическим и практическим фундаментом первой школы этнографов, её основателями стали Л.Я. Штернберг и В.Г. Богораз.

Л.Я. Штернберг
Л.Я. Штернберг

Длительное пребывание среди коренного населения дало им возможность вжиться в культуру, овладев местными языками, а увлеченность этнографией не дала упасть духом в тяжелых каторжных условиях. Оставив после себя богатое научное, эпистолярное наследие советскую науку пополнили ряды замечательных этнографов, воспитанных под их руководством (о них мы расскажем в следующем выпуске).

Описывая историю становления этнографии нашего края нельзя не упомянуть имя такого известного деятеля как В.К. Арсеньева, внёсшего огромный вклад в изучение народов Приамурья.

В.К. Арсеньев в костюме удэгейца
В.К. Арсеньев в костюме удэгейца

Он совершил ряд экспедиций, в которых была собрана и систематизирована богатейшая этнографическая коллекция (в нашем музее хранится 247 предметов культуры коренных народов Дальнего Востока и стран Азии) дано описание традиционного хозяйства, материальной и духовной жизни этносов края, записаны сказки и легенды. В одном из своих писем он отмечал: «Исследования этнографические я очень люблю и в этом направлении возьмусь за любую работу». Вклад В.К. Арсеньева состоит не только в формировании этнографической коллекции, но также в привлечении к собирательной и этнографической деятельности большого количества заинтересованных лиц живущих в разных уголках Дальнего Востока. Благодаря его работе Хабаровский музей стал одним из лучших музеев Восточной Сибири и Дальнего Востока и основной формой демонстрации этнографии коренных народов Дальнего Востока.

Этнографический кружок
Этнографический кружок

Так начиналась история этнографического изучения коренных народов Приамурья.

Продолжение следует…