Вчера (6 июля 2019 г.) ________________________ Завтра (8 июля 2019 г.)
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь
Монастырь основан, по преданию, в конце XIV в. епископом Иаковом (ум. 1392). Будучи Ростовским епископом Иаков помиловал осуждённую на казнь женщину, и отправил её на покаяние в монастырь. Князь и ростовские бояре, недовольные епископским судом, изгнали святого Иакова из Ростова. Святитель поселился в полутора верстах от города на берегу озера Неро и основал монастырь.
В XVII-XIX вв. монастырь неоднократно посещали российские императоры и императрицы: Екатерина II, Александр I, Александр II, Николай I и Николай I. Каменные ворота Екатерина II, приезжавшая в 1763 г., ещё не застала.
Дмитриевская церковь - самый большой храм монастыря, заметный ещё на подъезде.
Самый первый каменный храм в монастыре построили в 1686 г. в стиле русского узорочья и назвали Троицким. В 1689 г. его расписали. Фрески и резной иконостас XVIII в. сохранились до нашего времени. В 1754 г. Троицкую церковь переименовали в Церковь в честь Зачатия св. Анны. А в 1824-36 гг. предел Иакова Ростовского в Зачатьевской церкви перестроили в Яковлевскую церковь. Наконец в монастыре появился храм имени основателя монастыря.
Яковлевский монастырь был разграблен и сожжён в 1406 г. войсками хана Едигея, а в 1609 г. - поляками. Деревянные стены монастыря перестраивали в камне с 1777 г. около 20 лет. А в 1808 г. опять перестроили угловые башни (вероятно башни лишили признаков оборонительных сооружений). Стены монастыря строились в период снижения внешних угроз и в результате признаки оборонительного сооружения перемешались с архитектурными излишествами.
Южная (со стороны озера), восточная и западная стены монастыря выше и имеют боевой ход с бойницами, накрытый крышей. Пропорции Северных ворот монастыря показывают, что северная стена была ниже и не имела боевого хода и бойниц и во время строительства воротной башни. Это странно, тк обычно более сильные оборонительные сооружения находятся с напольной стороны.
Со смотровой башни хорошо виден пятиглавый храм за пределами ограды монастыря. Это Приображенская церковь бывшей Спасо-Песоцкой обители. Почти четыре столетия Яковлевская и Спасо-Песоцкая обители стояли рядом. Но во второй половине XVIII в. Екатерина II приписала более древний и богатый Спасо-Песоцкий монастырь к Яковлевскому.
Со смотровой башни и стен монастыря далеко видны просторы озера Неро. Глубина озера в среднем небольшая - 1,3 м, и только максимум 3,6 м. Название имеет финоугорский корень нер-, что и река Нерль, что означает топкое, болотистое место. Озеро - реликт древнего крупного приледникового бассейна (возраст около 500 тысяч лет), занимавшего всю Ростовскую низину. Оно одно из немногих озёр предледникового периода в центральной России. Общая мощность четвертичных отложений более 160 м, из которых около 100 м - озёрные осадки. Слой мягкого ила (сапропеля) на дне озера достигает 20 м. Много веков именно использование сапропеля объясняло успехи ростовких огородников. Сейчас добычи сапропеля нет. А зря. Это помогло бы и сельскому хозяйству и озеру - сейчас по причине заиливания в озере мало рыбы.
Прошел дождь. По гравийной дороге подходим к озеру. Водяная пустыня. К сожалению скоро относительно озера Неро это будет правда.
Из озера Неро вытекает река Вёкса, которая сливаясь с рекой Устье, образует реку Которосль. При впадении реки Которосль в Волгу стоит город Ярославль. Сегодня ночуем там.
Центр города Ростова
В «Повести временных лет» под 862 годом записано:
Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.
Раскопки большого Сарского городища в излучине реки Сара к югу от жд станции Деболовская показали возникновение в VII в. вблизи озера Неро укреплённого мерянского племенного центра, и его существование до нач. XI в.
Ростов возник в VIII в. как неукреплённый мерянский поселок. Во времена Рюрика он стал центром сбора дани в пользу Новгорода, оставаясь пригородом Сарского городища. Город на правом берегу у устья ныне засыпанной реки Пижермы, где руины храма Бориса и Глеба, появляется не ранее середины X в.
В 1608 г. город Ростов был сожжён и разграблен тушинскими отрядами, которые взяли в плен митрополита Филарета (Романова) — будущего патриарха и отца царя Михаила Фёдоровича Романова.
В 1632-34 гг. по указу царя под руководством голландского инженера Яна Корнилия ван Роденбурга в Ростове была построена одна из первых бастионных крепостей России. При её возведении были срыты старые городские валы.
Успенский собор - главный храм Ростова и он четвёртый Успенский собор на этом месте. Белокаменные блоки предыдущих соборов (даже с фресками) использовались при строительстве данного.
Первоначально Успенский собор был раскрашен красным "под крупный кирпич" с белыми швами. Фресковая роспись появилась при митрополите Ионе III во второй пол. XVII в. Фрески сохранились на сводах собора и в алтаре. Первое поновление масляными красками прямо по фрескам было в 1777 г., а последующие в 1842–43 гг. и в 1887 г. Сохранился иконостас в стиле барокко, выполненный в 1730-40-х гг. В соборе ведётся реставрация росписей, но в храм пускают. Нам не повезло и храм был закрыт. Снял роспись южного крыльца храма.
Митрополичий двор (Ростовский кремль) был построен в 1650-80-е гг., но в 1787 г. кафедру архиерея перенесли из Ростова в Ярославль. В 1860-80-е гг. архитектурный комплекс отреставрирован на средства ростовского купечества.
Сразу за Северными воротами, точнее прямо над ними - Церковь Воскресения 1670 г. постройки. Вокруг храма на высоте крепостного хода идут галереи украшенные фресками.
В западной галерее тема росписей – Апокалипсис; в северной - циклы «Дни творения», истории Адама, Авраама и Ноя; в южной - Исход евреев из Египта. В оконных откосах и простенках между ними изображения ангелов и святых.
Внутри церкви отсутствует иконостас как таковой, и фрески полностью покрывают внутреннее пространство храма. Сцены из Евангелия начинаются на сводах и спускаются по стенам. Круглые отверстия это голосники - особые глиняные сосуды, которые заделывали в кладку стен, чтобы улучшить акустику.
Надвратная церковь Иоанна Богослова находится над западными вратами Кремля, где сейчас главный вход и кассы музея.
В церкви Иоанна Богослова также нет традиционного иконостаса и его заменяют фрески. Росписи во многом схожи с фресками церкви Воскресения. Можете сравнить.
Одигитриевскую церковь в стиле московского барокко построили уже в самом конце XVII в.
В центре Кремля находится живописный пруд, устроенный ещё в XVII в. Он символизирует воды священной реки Иордан.
Церковь Спаса на Сенях являлась домовой церковью Ростовских митрополитов. Построена в 1675 г. Стоит на высоком подклете и имеет восьмискатное перекрытие. Вход в храм с гульбища, соединённого с Самуиловым корпусом, в котором жили митрополиты.
Храм Спаса на Сéнях служит яркой иллюстрацией доктрины “священство превыше царства”. После того, как царь выслал Иону III Сысоевича из Москвы в Ростов, последний решил возвести на своём подворье особый храм. Церковь построили таким образом, что государь и его свита во время службы стоят у ног митрополита и его клира. Обычно алтарь олицетворяющий царство небесное приподнят над основной частью церкви (земное царство) на две-три ступени. В Церкви Спаса на Сéнях алтарь возвышается над молитвенным залом на добрую дюжину ступеней.
На последок покажу самый древний существующий храм Ростова - Церковь Вознесения Господня в Валах построенный по велению царя Иоанна Грозного в 1566 г. Бастионная крепость XVII в. строилась уже когда Храм стоял и он оказался прямо в центре одного из бастионов крепости. Храм расписали в 1720-е гг. и затем несколько раз подновляли и реставрировали, вплоть до 1913 г. Фрески сохранились до наших дней.
Едем дальше.
Музей-усадьба Н.А. Некрасова Карабиха
Расположена не доезжая 15 км до Ярославля. Комплекс зданий усадьбы построен князьями Николаем Сергеевичем Голицыным (1712-73) и его сыном, Михаилом Николаевичем (1757-1827). Последний был в 1801-17 гг. губернатором Ярославля. Большой дом усадьбы построен во 2й четв. XVIII- нач. XIX вв. в стиле классицизма, а в 1й четв. XIX в. построены Восточный и Западный флигели. В 1860 х гг. разобрали галереи соединявшие флигели с домом.
В 1863 г. усадьбу для летнего отдыха приобрел поэт Николай Алексеевич Некрасов (1821–1878). Здесь Некрасов создал стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы», «Орина, мать солдатская», «Калистрат» и поэмы «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», «Дедушка», «Кому на Руси жить хорошо?».
Управлял имением младший брат поэта Федор Алексеевич Некрасов (1827–1913), который с 1867 г. стал владельцем Карабихи. У него была большая семья, двенадцать детей.
Верхний и Нижний парки усадьбы создавались вместе со зданиями в кон. XVIII - нач. XIX вв. Нижний парк в английском стиле имеет два пруда - Верхний и Нижний. Парк имел систему дорожек и тропинок из красного кирпича. Верхний пруд реконструировали и явно не в стиле XIX в. Исторических фото пруда не нашёл.
Ярославль
Въезжаем в город с юга. Здесь в бывшей Коровнинской слободе прекрасный старообрядческий церковный комплекс XVII в. В слободе занимались рыбной ловлей и производством кирпича, изразцов и гончарной продукции - заводы стояли на берегу реки Волга рядом с глиняными карьерами. Знаменитые ярославские, сказочной красоты, изразцы родом именно из Коровников и далеко прославили и слободу и Ярославль. Из местного кирпича и с местными изразцами и построен прекрасный старообрядческий комплекс с двумя церквями и колокольней.
В 1732-33 гг. церковь Иоанна Златоуста расписали на литургические, евангельские, житийные сюжеты. Живопись поновляли в 1863 г. В Храме сохранился пятиярусный иконостас с барочной резьбой, установленный в 1730-х гг., с иконами XVII-XVIII вв. Самые значительные иконы руки мастера Семена Спиридонова Холмогорца, в том числе и храмовый образ Иоанна Златоуста, находятся ныне в Ярославском художественном музее....
О чудо! Храм Златоуста открывают. Подсуетились и присоседились. В храме сумрак. Из окон падают косые столбы света, и мерцают медленно кружащие золотые искорки пылинок. На стенах в сумраке фигуры росписей. Прекрасный древний деревянный иконостас обвитый резными виноградными лозами и цветочными гирляндами. Жалею, что ещё не набрался наглости и не пофоткал внутри храма! Пусть даже меня за это и выкинули бы от туда.
Во дворе шатровая колокольня и Святые ворота в ограде.
Рядом пляжик на берегу реки Волга. Через залив притоки Волги - реки Которосль - виден центр города с Успенским Собором и памятником "1000 лет Ярославлю". Завтра будем там.
А сейчас отдыхать. Завтра смотрим центр Ярославля.
Вчера (6 июля 2019 г.) ________________________ Завтра (8 июля 2019 г.)