Найти в Дзене

Ростов Великий. Ярославль

Вчера (6 июля 2019 г.) ________________________ Завтра (8 июля 2019 г.) Монастырь основан, по преданию, в конце XIV в. епископом Иаковом (ум. 1392). Будучи Ростовским епископом Иаков помиловал осуждённую на казнь женщину, и отправил её на покаяние в монастырь. Князь и ростовские бояре, недовольные епископским судом, изгнали святого Иакова из Ростова. Святитель поселился в полутора верстах от города на берегу озера Неро и основал монастырь. В XVII-XIX вв. монастырь неоднократно посещали российские императоры и императрицы: Екатерина II, Александр I, Александр II, Николай I и Николай I. Каменные ворота Екатерина II, приезжавшая в 1763 г., ещё не застала. Дмитриевская церковь - самый большой храм монастыря, заметный ещё на подъезде. Самый первый каменный храм в монастыре построили в 1686 г. в стиле русского узорочья и назвали Троицким. В 1689 г. его расписали. Фрески и резной иконостас XVIII в. сохранились до нашего времени. В 1754 г. Троицкую церковь переименовали в Церковь в честь Зача
Оглавление

Вчера (6 июля 2019 г.) ________________________ Завтра (8 июля 2019 г.)

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь

Монастырь основан, по преданию, в конце XIV в. епископом Иаковом (ум. 1392). Будучи Ростовским епископом Иаков помиловал осуждённую на казнь женщину, и отправил её на покаяние в монастырь. Князь и ростовские бояре, недовольные епископским судом, изгнали святого Иакова из Ростова. Святитель поселился в полутора верстах от города на берегу озера Неро и основал монастырь.

В XVII-XIX вв. монастырь неоднократно посещали российские императоры и императрицы: Екатерина II, Александр I, Александр II, Николай I и Николай I. Каменные ворота Екатерина II, приезжавшая в 1763 г., ещё не застала.

Дмитриевская церковь - самый большой храм монастыря, заметный ещё на подъезде.

Самый первый каменный храм в монастыре построили в 1686 г. в стиле русского узорочья и назвали Троицким. В 1689 г. его расписали. Фрески и резной иконостас XVIII в. сохранились до нашего времени. В 1754 г. Троицкую церковь переименовали в Церковь в честь Зачатия св. Анны. А в 1824-36 гг. предел Иакова Ростовского в Зачатьевской церкви перестроили в Яковлевскую церковь. Наконец в монастыре появился храм имени основателя монастыря.

Яковлевский монастырь был разграблен и сожжён в 1406 г. войсками хана Едигея, а в 1609 г. - поляками. Деревянные стены монастыря перестраивали в камне с 1777 г. около 20 лет. А в 1808 г. опять перестроили угловые башни (вероятно башни лишили признаков оборонительных сооружений). Стены монастыря строились в период снижения внешних угроз и в результате признаки оборонительного сооружения перемешались с архитектурными излишествами.

Южная (со стороны озера), восточная и западная стены монастыря выше и имеют боевой ход с бойницами, накрытый крышей. Пропорции Северных ворот монастыря показывают, что северная стена была ниже и не имела боевого хода и бойниц и во время строительства воротной башни. Это странно, тк обычно более сильные оборонительные сооружения находятся с напольной стороны.

Со смотровой башни хорошо виден пятиглавый храм за пределами ограды монастыря. Это Приображенская церковь бывшей Спасо-Песоцкой обители. Почти четыре столетия Яковлевская и Спасо-Песоцкая обители стояли рядом. Но во второй половине XVIII в. Екатерина II приписала более древний и богатый Спасо-Песоцкий монастырь к Яковлевскому.

Со смотровой башни и стен монастыря далеко видны просторы озера Неро. Глубина озера в среднем небольшая - 1,3 м, и только максимум 3,6 м. Название имеет финоугорский корень нер-, что и река Нерль, что означает топкое, болотистое место. Озеро - реликт древнего крупного приледникового бассейна (возраст около 500 тысяч лет), занимавшего всю Ростовскую низину. Оно одно из немногих озёр предледникового периода в центральной России. Общая мощность четвертичных отложений более 160 м, из которых около 100 м - озёрные осадки. Слой мягкого ила (сапропеля) на дне озера достигает 20 м. Много веков именно использование сапропеля объясняло успехи ростовких огородников. Сейчас добычи сапропеля нет. А зря. Это помогло бы и сельскому хозяйству и озеру - сейчас по причине заиливания в озере мало рыбы.

Прошел дождь. По гравийной дороге подходим к озеру. Водяная пустыня. К сожалению скоро относительно озера Неро это будет правда.

Юго-восточная башня ограды монастыря. Восточная стена украшена филёнками, но имеет боевой ход и узкие бойницы.
Юго-восточная башня ограды монастыря. Восточная стена украшена филёнками, но имеет боевой ход и узкие бойницы.

Из озера Неро вытекает река Вёкса, которая сливаясь с рекой Устье, образует реку Которосль. При впадении реки Которосль в Волгу стоит город Ярославль. Сегодня ночуем там.

Центр города Ростова

В «Повести временных лет» под 862 годом записано:

Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.

Раскопки большого Сарского городища в излучине реки Сара к югу от жд станции Деболовская показали возникновение в VII в. вблизи озера Неро укреплённого мерянского племенного центра, и его существование до нач. XI в.

Ростов возник в VIII в. как неукреплённый мерянский поселок. Во времена Рюрика он стал центром сбора дани в пользу Новгорода, оставаясь пригородом Сарского городища. Город на правом берегу у устья ныне засыпанной реки Пижермы, где руины храма Бориса и Глеба, появляется не ранее середины X в.

В 1608 г. город Ростов был сожжён и разграблен тушинскими отрядами, которые взяли в плен митрополита Филарета (Романова) — будущего патриарха и отца царя Михаила Фёдоровича Романова.

В 1632-34 гг. по указу царя под руководством голландского инженера Яна Корнилия ван Роденбурга в Ростове была построена одна из первых бастионных крепостей России. При её возведении были срыты старые городские валы.

Успенский собор - главный храм Ростова и он четвёртый Успенский собор на этом месте. Белокаменные блоки предыдущих соборов (даже с фресками) использовались при строительстве данного.

Первоначально Успенский собор был раскрашен красным "под крупный кирпич" с белыми швами. Фресковая роспись появилась при митрополите Ионе III во второй пол. XVII в. Фрески сохранились на сводах собора и в алтаре. Первое поновление масляными красками прямо по фрескам было в 1777 г., а последующие в 1842–43 гг. и в 1887 г. Сохранился иконостас в стиле барокко, выполненный в 1730-40-х гг. В соборе ведётся реставрация росписей, но в храм пускают. Нам не повезло и храм был закрыт. Снял роспись южного крыльца храма.

Роспись южного крыльца Успенского собора (Соборная площадь, 8).
Роспись южного крыльца Успенского собора (Соборная площадь, 8).

Митрополичий двор (Ростовский кремль) был построен в 1650-80-е гг., но в 1787 г. кафедру архиерея перенесли из Ростова в Ярославль. В 1860-80-е гг. архитектурный комплекс отреставрирован на средства ростовского купечества.

Северные ворота Кремля. Первоначально все башни Кремля были покрыты шатрами. Пожар 1758 г. сильно повредил кровли зданий кремля, и башни западной и северной сторон получили кубоватое (грушевидное) покрытие в стиле барокко. Башням южной и восточной сторон кремля придали традиционное шатровое завершение. В XIX в. большинство завершений башен обветшало и даже разрушилось. При реставрации конца XIX в. над одними башнями устроили кубоватые кровли, над другими – пологие шатры с несуразными шпилями,
которые не имели ничего общего с первоначальными кровлями. Смерч 1953 г. повредил многие верха башен. В том же году началась реставрация кремля и его башен. У реставраторов был шанс воссоздать первоначальные шатровые покрытия всех башен. Но они башням западной и северной сторон ансамбля дали кубоватое завершение, а башням восточной и южной сторон – шатровое. Со второй половины 1950-х годов вид кровли башен существенно не менялся.
Северные ворота Кремля. Первоначально все башни Кремля были покрыты шатрами. Пожар 1758 г. сильно повредил кровли зданий кремля, и башни западной и северной сторон получили кубоватое (грушевидное) покрытие в стиле барокко. Башням южной и восточной сторон кремля придали традиционное шатровое завершение. В XIX в. большинство завершений башен обветшало и даже разрушилось. При реставрации конца XIX в. над одними башнями устроили кубоватые кровли, над другими – пологие шатры с несуразными шпилями, которые не имели ничего общего с первоначальными кровлями. Смерч 1953 г. повредил многие верха башен. В том же году началась реставрация кремля и его башен. У реставраторов был шанс воссоздать первоначальные шатровые покрытия всех башен. Но они башням западной и северной сторон ансамбля дали кубоватое завершение, а башням восточной и южной сторон – шатровое. Со второй половины 1950-х годов вид кровли башен существенно не менялся.

Сразу за Северными воротами, точнее прямо над ними - Церковь Воскресения 1670 г. постройки. Вокруг храма на высоте крепостного хода идут галереи украшенные фресками.

Церковь Воскресения Христова (Советский пер., 3/2) над северными воротами.
Церковь Воскресения Христова (Советский пер., 3/2) над северными воротами.

В западной галерее тема росписей – Апокалипсис; в северной - циклы «Дни творения», истории Адама, Авраама и Ноя; в южной - Исход евреев из Египта. В оконных откосах и простенках между ними изображения ангелов и святых.

Внутри церкви отсутствует иконостас как таковой, и фрески полностью покрывают внутреннее пространство храма. Сцены из Евангелия начинаются на сводах и спускаются по стенам. Круглые отверстия это голосники - особые глиняные сосуды, которые заделывали в кладку стен, чтобы улучшить акустику.

Надвратная церковь Иоанна Богослова находится над западными вратами Кремля, где сейчас главный вход и кассы музея.

В церкви Иоанна Богослова также нет традиционного иконостаса и его заменяют фрески. Росписи во многом схожи с фресками церкви Воскресения. Можете сравнить.

Одигитриевскую церковь в стиле московского барокко построили уже в самом конце XVII в.

Одигитриевская церковь (Соборная площадь, 8) построена в стиле московского барокко в 1692–93 гг., чуть позже других зданий Архиерейского двора.
Одигитриевская церковь (Соборная площадь, 8) построена в стиле московского барокко в 1692–93 гг., чуть позже других зданий Архиерейского двора.

В центре Кремля находится живописный пруд, устроенный ещё в XVII в. Он символизирует воды священной реки Иордан.

Церковь Спаса на Сенях являлась домовой церковью Ростовских митрополитов. Построена в 1675 г. Стоит на высоком подклете и имеет восьмискатное перекрытие. Вход в храм с гульбища, соединённого с Самуиловым корпусом, в котором жили митрополиты.

Храм Спаса на Сéнях служит яркой иллюстрацией доктрины “священство превыше царства”. После того, как царь выслал Иону III Сысоевича из Москвы в Ростов, последний решил возвести на своём подворье особый храм. Церковь построили таким образом, что государь и его свита во время службы стоят у ног митрополита и его клира. Обычно алтарь олицетворяющий царство небесное приподнят над основной частью церкви (земное царство) на две-три ступени. В Церкви Спаса на Сéнях алтарь возвышается над молитвенным залом на добрую дюжину ступеней.

На последок покажу самый древний существующий храм Ростова - Церковь Вознесения Господня в Валах построенный по велению царя Иоанна Грозного в 1566 г. Бастионная крепость XVII в. строилась уже когда Храм стоял и он оказался прямо в центре одного из бастионов крепости. Храм расписали в 1720-е гг. и затем несколько раз подновляли и реставрировали, вплоть до 1913 г. Фрески сохранились до наших дней.

Едем дальше.

Музей-усадьба Н.А. Некрасова Карабиха

Расположена не доезжая 15 км до Ярославля. Комплекс зданий усадьбы построен князьями Николаем Сергеевичем Голицыным (1712-73) и его сыном, Михаилом Николаевичем (1757-1827). Последний был в 1801-17 гг. губернатором Ярославля. Большой дом усадьбы построен во 2й четв. XVIII- нач. XIX вв. в стиле классицизма, а в 1й четв. XIX в. построены Восточный и Западный флигели. В 1860 х гг. разобрали галереи соединявшие флигели с домом.

Усадьба Карабиха с коптера в 2019 г. Фото не моё. Слева направо: ледник, Восточный флигель, Главный дом, Западный флигель.
Усадьба Карабиха с коптера в 2019 г. Фото не моё. Слева направо: ледник, Восточный флигель, Главный дом, Западный флигель.

В 1863 г. усадьбу для летнего отдыха приобрел поэт Николай Алексеевич Некрасов (1821–1878). Здесь Некрасов создал стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы», «Орина, мать солдатская», «Калистрат» и поэмы «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», «Дедушка», «Кому на Руси жить хорошо?».

Управлял имением младший брат поэта Федор Алексеевич Некрасов (1827–1913), который с 1867 г. стал владельцем Карабихи. У него была большая семья, двенадцать детей.

Верхний и Нижний парки усадьбы создавались вместе со зданиями в кон. XVIII - нач. XIX вв. Нижний парк в английском стиле имеет два пруда - Верхний и Нижний. Парк имел систему дорожек и тропинок из красного кирпича. Верхний пруд реконструировали и явно не в стиле XIX в. Исторических фото пруда не нашёл.

Верхний пруд Нижнего парка усадьбы. Ручей Гремиха течёт из Верхнего пруда через Нижний.
Верхний пруд Нижнего парка усадьбы. Ручей Гремиха течёт из Верхнего пруда через Нижний.

Ярославль

Въезжаем в город с юга. Здесь в бывшей Коровнинской слободе прекрасный старообрядческий церковный комплекс XVII в. В слободе занимались рыбной ловлей и производством кирпича, изразцов и гончарной продукции - заводы стояли на берегу реки Волга рядом с глиняными карьерами. Знаменитые ярославские, сказочной красоты, изразцы родом именно из Коровников и далеко прославили и слободу и Ярославль. Из местного кирпича и с местными изразцами и построен прекрасный старообрядческий комплекс с двумя церквями и колокольней.

В 1732-33 гг. церковь Иоанна Златоуста расписали на литургические, евангельские, житийные сюжеты. Живопись поновляли в 1863 г. В Храме сохранился пятиярусный иконостас с барочной резьбой, установленный в 1730-х гг., с иконами XVII-XVIII вв. Самые значительные иконы руки мастера Семена Спиридонова Холмогорца, в том числе и храмовый образ Иоанна Златоуста, находятся ныне в Ярославском художественном музее....

О чудо! Храм Златоуста открывают. Подсуетились и присоседились. В храме сумрак. Из окон падают косые столбы света, и мерцают медленно кружащие золотые искорки пылинок. На стенах в сумраке фигуры росписей. Прекрасный древний деревянный иконостас обвитый резными виноградными лозами и цветочными гирляндами. Жалею, что ещё не набрался наглости и не пофоткал внутри храма! Пусть даже меня за это и выкинули бы от туда.

Во дворе шатровая колокольня и Святые ворота в ограде.

Рядом пляжик на берегу реки Волга. Через залив притоки Волги - реки Которосль - виден центр города с Успенским Собором и памятником "1000 лет Ярославлю". Завтра будем там.

-28

А сейчас отдыхать. Завтра смотрим центр Ярославля.

Вчера (6 июля 2019 г.) ________________________ Завтра (8 июля 2019 г.)