"Они защищают земли от отбросов вселенной" - это один из самых крутых и узнаваемых слоганов вышедшего на экраны в 1997 году фильма "Люди в черном". Производством фильма занималась студия Коламбия Пикчерс, изначально бюджет составлял 50 миллионов, но в бурном процессе производства вырос до 90 миллионов долларов, что очень беспокоило властных студийных заседателей, они боялись провала. Режиссером проекта был утвержден Барри Зонненфельд, в его пользу сыграла любовь студии к постановке Барри «Семейка Аддамс», они считали ее едва ли не идеальной и потому конкуренты режиссера отвалились еще до начала планирования списка претендентов.
Сценарий фильма был основан на серии комиксов Лоуэлал Канингема «Люди в черном», которые впервые были опубликованы в январе 1990 года. Каннингэм на ранних этапах занимался написанием сценария. Основной же сценарий к фильму написал Эд Соломон, расхождений в его творчестве с историей отображенной в комиксах предостаточно. Так, в комиксах секретная организация кроме внеземной активности и пришельцев, контролирует всю паранормальную активность на старушке планете земле, то есть выполняет функцию охотников за привидениями в черных костюмчиках. Агентству разрешено сохранять секретность любыми методами, в том числе и убийством свидетелей, здесь плюс улетает в карму Соломона, ведь в фильме нам показали куда боле гуманный способ - стирания памяти свидетеля. В комиксах агент Джей всегда метко стреляющий - белый наглый блондин. Ну и основное, стиль и повествование комиксов мрачные как межгалактическая бездна, сценарий же Соломона изменил этот вектор с явной комедийной составляющей.
На роль агента Кей боссы студии очень хотели пригласить Билла Мюррея, в нем они видели идеального кандидата в образе опытного, максимально циничного и хладнокровного агента. Но с Биллом так и не договорились, тот сославшись на занятость в других проектах, даже не доехал на каст. После обратились к Клинту Иствуду но его сценарий фильма и роль агента совсем не заинтересовали. Третья попытка завербовать звезду в проект так же провалилась – Джек Николосн не проникся сценарным творчеством фильма и сославшись на занятость, отказался. И тогда на инопланетном горизонте объявился Томми Ли Джонс чей каст был признан успешным. Томми выдвинул лишь одно условие – изменить сценарий, а именно оживить его героя, в сценарий правки внесли вот только Барри Зонненфельд с первых же дней работы с Джонсом осаждал актера, агент Кей шутил и смеялся, а Барри с позиции руководителя процесса убирал комедианта и требовал максимальной серьезности и цинизма, даже когда агент Кей шутит то делает это сухо и практично, хоть и всегда метко.
На роль агента Джей претендовал Крис О’Доннелл. Но в студии почесав макушку, отказались от приглашения Криса. Потому что в кандидата номер один стремительно вырвался Эдди Мерфи, но звездное эго, постоянные опоздания на съемки и заоблачный ценник заработной платы, да еще и с процентами от сборов, заставили студию отказаться от приглашения Эдди. Уилл Смит объявился на касте где по признанию очевидцев безупречно попал в образ. Но после нокаутировал боссов, решив отказаться от роли, актер ранее сыгравший в картине "День независимости" не хотел чтобы тема инопланетян стала в его творчестве основной, мол сколько можно, надо бы разнообразить репертуар. Спустя годы Смиит рассказал, что это его уговорила супруга Джада Пинкетт Смит, прочитав сценарий она нашла аргументы и объяснила Уиллу почему эта роль важна для его карьеры.
Работник морга судмедэксперт Лорел Уивер, ее сыграла Линда Фиорентино. Актриса точно может претендовать на самое оригинальное утверждение на роль, пока другие зубрят сценарий и пыхтят на кастинге, Линда выиграла в покер у Барри Зонненфельда и получила роль. Зонненфельд не подтверждал, но и не опровергал эту информацию. А то. Карточные шулеры, желавших сделать карьеру в кино, уже выстраивалась в очередь.
В это сложно поверить, но это суровый тараканий факт, на съемках фильма присутствовали представители общества защиты животных, которые оберегали тараканов. В кадре Уилл Смит, давил пакетики с горчицей. Да, у общества защиты животных правила одинаковы для всех, даже если ты таракан – тебе гарантирована защита.
Самым интересным и сложным с точки зрения проработки и актерского исполнения стал образ фермера. Эдгар Жук в исполнении Винсента Д'Онофрио. Для вживания в образ Винсент пересмотрел множество документалок о насекомых, а для особой походки своего персонажа надевал наколенники, заклеивал вставками лодыжки, в итоге натер ноги, но нужного результата добился. Как вспоминал сам актер, Эдгар в движении больше напоминал пьяную деревенщину с радикулитом на кривых ногах. Важно вот что, режиссер Зонненфельд не ограничивал актера в его фантазии в создании персонажа. Потому кинообраз получился полностью авторским. Это и походка, манера речи и незабываемая колоритная физиономия жука Эдгара, где с Винсентом пальму первенства успешности образа разделяют гримеры и художники графики. Актеру сильно стягивали кожу на щеках чтобы лицо напоминало маску которая постоянно сползает.
За спецэффекты фильма и особый грим персонажей отвечал опытный мастер своего дело Рик Бейкер. Позже Рик признавался, что именно для фильма "Люди в черном" он нарисовал наибольшее количество рисунков и эскизов, и это был самый сложный выбор, ведь каждый рисунок проходил отбор привередливой тест группы в лице Спилберга и Зонненфельда. Рик говорил, что они пристально визировали каждую царапину и морщину, а иногда он получил ответ вроде: Стивену понравилось туловище этого персонажа. А Барри глянулись его конечности, нельзя ли их как то объединить? Так же графикой фильма занималась компания Индастриал Лайт энд Мэджик, в ту пору использовавшую инновационные технологии. Любителя выпить кофейку инопланетные черви, которые в оригинальном сценарии назывались кофейные черви, что чертовски точно. Они родом с далекой планеты Манитоба. Но именно землю они считают своим домом, а все благодаря местному кофе. Аниматронными моделями червей управляли дистанционно через провода, которые были тщательно спрятаны в декорациях. Боссам студии настолько понравились эти персонажи, и они решили что именно черви кофеманы станут проводником Джея и всех нас зрителей в загадочный мир пришельцев.
Первая сцена фильма отправляет нас на границу Мексики и США, которую пересекают нелегалы. Выглядит весьма атмосферно не так ли? Вот только это павильон студии, где были созданы декорации, плюс помогли графики из Индастриал. Почему решили снимать в павильоне? На натуре по времени затратно аналогично и по деньгам выходит больше с переездом всей съемочной группы. Хотя и гигантские кактусы обошлись недешево. Кукла Пришельца Майки это аниматроннаая модель в шкуре которой побывал даже Рик Бейкер, создавалась из латекса и резины. В итоге потеть в резиновой коже Майки пришлось актеру и каскадеру Джону Александру. Который был представлен в сценах беседы с агентами, а вот бежал в кадре созданный на компьютере его двойник.
Тест, который проходили претенденты на работу в агентстве, был создан Соломоном вопреки логики понимания правильности ответов респондента. Когда лучшие из лучших зубрилы казалось делают все правильно, один же человек делает все вопреки правилам и в итоге добивается успеха.
Штаб квартира людей в черном, была создана в павильонах студии, главный зал был похож на терминал аэропорта, помещения были наполнены округлыми элементами, будто это летающие тарелки, в оформлении преобладал стиль 60-х годов 20-го века. Светящийся Шар который чуть не разнес в клочья штаб квартиру был назван "шуткой великого насмешника", благодаря которому авторы создали в фильме отсылку к массовому отключению электроэнергии в 1977 году в Нью-Йорке. Реальной же причиной отключения электроэнергии тогда стал удар молнии. Этой сцены не было в сценарии, ее придумал Зонненфельд и снял в дань популярной игре Пинбол.
Кот по прозвищу Орион, стал важнейшей составляющей сюжета. Хвостатый актер ранее снимался в рекламе и на съемках фильма не подвел. По признанию Зонненфельда кот отработал как настоящий профи, в итоге став одним из самых известных кошачьих персонажей в кино.
Инопланетный кальмар захватывает агента Джея, первая часть эпизода была снята на натуре а вторая в студии , где сам Уилл Смит без дублера попал в щупальца мамочки кальмара, которые исполнили троссы в студии. Новорожденный кальмар это плод фантазии авторской мысли Рика Бейкера - анимтаронная кукла с бутафорской слизью. Томми ли Джонс рассказывал, что Уилл Смитт терпеть не мог всю эту слизь и когда Зонненфельд снимал второй слизистый дубль, актеру становилось не по себе.
Сцена с оружием как считали многие киноманы была снята в дань классическим фантастическим лентам, но ничего подобного. Зонненфельд снял ее с отсылкой к серии фильмов о Джеймсе Бонде, супер оружие в арсенале агентов конечно же прилагается.
Изначально погоня за Эдгаром была куда более продолжительной и головокружительной, но это Нью-Йорк, договориться с администрацией о перекрытии улиц города на несколько дней в дневное время не получилось, пришлось сокращаться. Так же авторов прокатила местная филармония, где должна была пройти финальная часть погони, за 3 дня съемок они запросили 1,5 миллиона долларов за аренду, боссы Коламбия охренели от такого ценника и отказались.
Композитором фильма являлся многоопытный Дэнни Элфман в тему дополнивший атмосферу ленты клевыми треками. Хотя фаворитом музыкальной годноты кончено же была одноименна песня, которую написал и исполнил Уилл Смит вместе с певицей Шерил Гэмбл. Да, вы правильно помните, этот ламповый трек как говорили в эпоху лихих 90-х, звучал из каждого утюга.
В первом фильме впервые появляется мопс Фрэнк, поначалу на съемках было задействовано пять собак этой породы, но в процессе съемок лучше всего себя проявил пес по прозвищу Му Шу, который впоследствии появится в продолжении фильма.
Здоровенный аниматронный жук Рика Бейкера высотой около трех метров был в разработке и создании аж 8 месяцев. Но из-за изменений сценария финала фильма, ее так и не использовали, ведь пришлось обратиться к художникам графикам. А все из-за того что в оригинале агент Джей беседовал с жуком о житие-бытие во вселенной, словесной перепалкой все и заканчивалось, пока жука не повязали. На тестовых показах зритель не одобрил такую болтологию, им и студии нужен был экшен, а значит жук и агент будут сражаться. В итоге отсняли 45 кадров cgi, где один кадр стоил 100 тысяч долларов. Да, с математикой у вас все в порядке. Дополнительно Коламбия раскошелилась на 4,5 миллиона зеленых. Но оно того стоило. Чтобы в итоге Смит оказался в ненавистной для себя слизи.
В ранней версии сценария агент Кей оставался на службе, но все изменили чтобы обновить состав и добавить в команду героиню Линды Фиорентино, здесь в тему расстарался Эд Соломон добавивший шутку про известного баскетболиста Денниса Родмана.
При бюджете в 90 миллионов долларов, фильм в мировом прокате собрал 589,5 миллионов, в итоге заняли 3-е место в прокате 1997 года, уступив лишь картине "Парк Юрского периода затерянный мир", ну и безоговорочному лидеру "Титанику" Джеймса Кэмерона. "Люди в черном" попали в топ 10 продаж на кассетах в 1997 и 1998 годах, а так же с успехом переиздавались на Dvd в двухтысячном году. Успешно был издание blu-ray, которое вышло в свет в 2008 году, не прогадали прокатчики с изданием фильма в 4к в 2017 году, которое принесло дополнительный доход в копилку фильма. У фильма множество номинаций и премий, в том числе Оскар за лучший грим и от Мтв за лучшую песню, премия Сатурн за лучший научно-фантастический фильм года. Критики в большинстве своем хвалили увиденное, негативные отзывы были в явном меньшинстве, их никто и не заметил. Зрители же всегда высоко оценивали кинотворение Зонненфельда, не жалея положительные отзывы,