Найти в Дзене
ГалопомПоЕвропам

Не смогла пережить смерть мужа. Королева вторых ролей Антонина Дмитриева: нежное сердце главной мерзавки советского кино

Её низкий, бархатистый, густой, словно патока, незабываемый голос невозможно спутать ни с чьим другим. Как и характерную улыбку – всегда будто сквозь пелену мимолётной печали, – и глаза, в которых мгновениями плескалась вся скорбь Матери Человеческой. Антонина Дмитриева обладала уникальным актёрским дарованием: была одинаково органична в лирических ролях, где раскрывалась сила её безграничного обаяния и мягкой женственности; умела передать всю глубину душевной драмы одними глазами и тут же лихо перевоплощалась в сущее зло, «доставая» из непостижимых бездн цепкой человеческой памяти когда-то схваченные образы жестоких, битых жизнью вульгарных бабищ, прожжённых циничных торгашек, грубых и алчных мещанок. Я уверена, что вы сразу вспомните это лицо и воскликнете: «Ну конечно же, я её знаю!». Но признайтесь честно: вспомните ли имя? Антонина Ивановна Дмитриева родилась в подмосковной Ивантеевке, окончила Щукинское училище и театральную карьеру начинала на сцене Центрального детского театра,
Оглавление

Её низкий, бархатистый, густой, словно патока, незабываемый голос невозможно спутать ни с чьим другим. Как и характерную улыбку – всегда будто сквозь пелену мимолётной печали, – и глаза, в которых мгновениями плескалась вся скорбь Матери Человеческой.

Антонина Дмитриева обладала уникальным актёрским дарованием: была одинаково органична в лирических ролях, где раскрывалась сила её безграничного обаяния и мягкой женственности; умела передать всю глубину душевной драмы одними глазами и тут же лихо перевоплощалась в сущее зло, «доставая» из непостижимых бездн цепкой человеческой памяти когда-то схваченные образы жестоких, битых жизнью вульгарных бабищ, прожжённых циничных торгашек, грубых и алчных мещанок.

Я уверена, что вы сразу вспомните это лицо и воскликнете: «Ну конечно же, я её знаю!». Но признайтесь честно: вспомните ли имя?

Антонина Дмитриева в роли заведующей горздравотделом Бочкарёвой в спектакле Театра на Малой Бронной «Платон Кречет». Режиссёры Анатолий Эфрос, Лев Дуров
Антонина Дмитриева в роли заведующей горздравотделом Бочкарёвой в спектакле Театра на Малой Бронной «Платон Кречет». Режиссёры Анатолий Эфрос, Лев Дуров

Антонина Ивановна Дмитриева родилась в подмосковной Ивантеевке, окончила Щукинское училище и театральную карьеру начинала на сцене Центрального детского театра, где прослужила десять лет – с 1954 по 1964 годы, уже тогда демонстрируя весь спектр актёрского таланта. Она выходила на сцену в роли Светлячка в постановке «Волшебный цветок» Жэнь Дэ-яо и в образе Мамы в сказке Валентина Катаева «Цветик-семицветик»; невыразимо страдала, пытаясь приставить губы Никанора Ивановича к носу Ивана Кузьмича в гоголевской «Женитьбе» и тут же выступала в роли бездушной карьеристки-пионервожатой в спектакле «Друг мой, Колька!»

В то время режиссёром ЦДТ был знаменитый Анатолий Эфрос – именно при нём детский театр перестал быть исключительно детским и превратился в один из самых интересных и популярных театров столицы. В ЦДТ Эфрос ставил не только детские спектакли, но почти всё, что писал в те годы драматург Виктор Розов и, как отмечал театральный критик, историк театра Анатолий Смелянский, начал «неравный бой» с помпезным, липовым, мёртвым искусством, которое его окружало».

Антонина Дмитриева
Антонина Дмитриева

В постановке «Друг мой, Колька!» впервые пионерская тема была очищена от налёта казёнщины и «переведена» на человеческий язык. В 1961 году спектакль получил новое прочтение в формате кинокартины, где роль старшей пионервожатой, бессердечной зубастой акулы Лидии Михайловны Ивановой также исполнила Антонина Дмитриева. Эта работа прославила актрису и заслуженно считается одним из лучших в перечне воплощённых ею на экране образов: мало кому по зубам было бы создать резко отрицательный, вызывающий решительную неприязнь, при этом яркий и запоминающийся персонаж. «Как же я дико ненавидел эту пионервожатую в детстве!» – спустя десятилетия вспоминает давно выросший из коротких штанишек юный зритель. Это ли не признание актёрского мастерства?

Вспоминая Антонину Ивановну, частенько пишут, что кинематограф её не особенно жаловал, и после фильма «Друг мой, Колька!» у Дмитриевой больше не было заметных ролей. Спорное утверждение.

Кинодрама о школе «Друг мой, Колька!» по одноимённоё пьесе Александра Хмелика.  Киностудия «Мосфильм», 1961 год. Авторы сценария Александр Хмелик, Сергей Ермолинский. Режиссёры Алексей Салтыков, Александр Митта
Кинодрама о школе «Друг мой, Колька!» по одноимённоё пьесе Александра Хмелика. Киностудия «Мосфильм», 1961 год. Авторы сценария Александр Хмелик, Сергей Ермолинский. Режиссёры Алексей Салтыков, Александр Митта
Лидия Михайловна Иванова, старшая пионервожатая – Антонина Дмитриева. Сергей Руденко, отрядный пионервожатый – Анатолий Кузнецов
Лидия Михайловна Иванова, старшая пионервожатая – Антонина Дмитриева. Сергей Руденко, отрядный пионервожатый – Анатолий Кузнецов

Эта самобытная, ни на кого не похожая, колоритная, неподражаемая актриса помимо потрясающего дара перевоплощения обладала способностью сделать главной даже второстепенную или эпизодическую роль, с лёгкостью вскрывая самую сущность своего персонажа и врезаясь в память зрителя на всю жизнь.

Помните «Зигзаг удачи» с Евгением Леоновым и ведущую розыгрыша лотереи, которая, находясь в президиуме, объявляет со сцены: «Дорогие товарищи! Крупный выигрыш пал на облигацию, которая принадлежит жителю нашего города, скромному труженику, фотографу Орешникову», – и добавляет нараспев: «Поприветствуем его-о-о!» Это Антонина Дмитриева.

Марьяна Тимофеевна Локтева – ушлая дамочка-юрист, покрывающая своего начальника, виновного в аварии, и подбивающая коллег на лжесвидетельство в эпизоде «Несчастный случай» сериала «Следствие ведут ЗнаТоКи» – тоже Антонина Дмитриева.

Детективный сериал «Следствие ведут ЗнаТоКи». Авторы сценария Ольга Лаврова, Александр Лавров, режиссёр Юрий Кротенко. Дело 7-е: «Несчастный случай», 1972 год. Антонина Дмитриева – Марьяна Тимофеевна Локтева
Детективный сериал «Следствие ведут ЗнаТоКи». Авторы сценария Ольга Лаврова, Александр Лавров, режиссёр Юрий Кротенко. Дело 7-е: «Несчастный случай», 1972 год. Антонина Дмитриева – Марьяна Тимофеевна Локтева

Она же – заведующая базой Уварова в эпизоде «Пожар»: страшная в своей затаённой злобе, циничная, расчётливая, наглая, безжалостная хищница. Как она цедит, нет, шипит в конце, словно раздавленная змея: «Будьте вы прокляты!» – мороз по коже!

И та же Антонина Дмитриева – скромная работница типографии Марья Петровна, за которой во время отдыха в профилактории начинает ухаживать пожилой мужчина (многосерийный телефильм «Месяц длинных дней»). Актриса сумела передать смущение и страх своей героини, боящейся поверить в искренность чувств, но всем сердцем откликающейся на тревоги, печали и чаяния ещё недавно совершенно чужого ей человека. Или милая, застенчивая, печальная женщина, нежная мать невесты в телеспектакле «Свадьба как свадьба» по одноимённой пьесе Веры Пановой – чудесный дуэт Дмитриевой и Леонида Броневого!

В одном можно согласиться: богатейшая палитра многогранного таланта и актёрского дарования Антонины Дмитриевой не была в полной мере оценена и реализована в кинематографе. Но кто от этого проиграл? Только зритель.

Детективный сериал «Следствие ведут ЗнаТоКи». Дело 19-е: «Пожар». Антонина Дмитриева – заведующая базой Елена Дмитриевна Уварова
Детективный сериал «Следствие ведут ЗнаТоКи». Дело 19-е: «Пожар». Антонина Дмитриева – заведующая базой Елена Дмитриевна Уварова
Телевизионный фильм-спектакль «Месяц длинных дней», 1978 год. Антонина Дмитриева – Мария Петровна, отдыхающая в профилактории
Телевизионный фильм-спектакль «Месяц длинных дней», 1978 год. Антонина Дмитриева – Мария Петровна, отдыхающая в профилактории

Мельпомена была более милостива к своей служительнице: Антонину Ивановну хорошо знали и любили московские театралы, называя её «душой театра». Именно здесь Дмитриева ярко раскрылась как разноплановая актриса, и большую роль сыграл в этом Анатолий Эфрос. Одна из первых его учениц, чья карьера была неразрывно связана с именем прославленного режиссёра, Антонина Дмитриева ушла из ЦДТ вскоре за мастером, который возглавил Московский театр имени Ленинского комсомола.

В 1964 году Антонина Дмитриева появилась на сцене Ленкома в пьесе Виктора Розова «В день свадьбы» в главной драматической роли – Нюры Саловой. Я смотрела одноимённый фильм 1968 года с Ларисой Малеванной и очень жалею, что лишена возможности увидеть, как Антонина Дмитриева произнесёт на надрыве, на выдохе, на полушёпоте трагическое и сильное, последнее: «Отпускаю…»

-9
С Львом Дуровым в спектакле Театра на Малой Бронной «Трибунал», 1970. Антонина Дмитриева – Полина
С Львом Дуровым в спектакле Театра на Малой Бронной «Трибунал», 1970. Антонина Дмитриева – Полина

А потом были роли в пьесах Эдварда Радзинского, чеховских «Чайке» и «Трёх сёстрах». Многие отмечали, что Антонина Ивановна умела общаться не только с коллегами по цеху, но и со зрителями напрямую. Энергичная, темпераментная, «бушующая как волна», Антонина Дмитриева не боялась сцены, не выстраивала невидимую стену между собой и залом – наоборот, со свойственным ей куражом и бесстрашием бросалась в гулкую тьму как в пучину или в объятия. «Она была очень русской актрисой, сочетавшей в себе уйму противоположностей, всю жизнь выбиравшей между смирением и гордыней», – с нескрываемым восхищением писали критики.

Читайте также:🌏

Когда Эфрос был назначен режиссёром Театра на Малой Бронной, Антонина Ивановна перешла туда вслед за своим учителем. Этой сцене актриса преданно служила 27 лет, до самой смерти.

Полина в спектакле Театра на Малой Бронной «Трибунал», 1970
Полина в спектакле Театра на Малой Бронной «Трибунал», 1970
С Ольгой Науменко в фильме-спектакле «Ребята с нашего двора», 1973
С Ольгой Науменко в фильме-спектакле «Ребята с нашего двора», 1973

Она выходила на театральные подмостки в роли Ольги Прозоровой (Чехов, «Три сестры»), кормилицы Джульетты в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта», свахи Фёклы Ивановны (Гоголь, «Женитьба»), Меропии Давыдовны Мурзавецкой (Островский, «Волки и овцы»), Пелагеи Филатовны (Виктор Розов, «Ситуация» – запись этого прекрасного спектакля в постановке театра имени Евгения Вахтангова вы можете найти на YouTube). А роль Тони в пьесе «Впервые замужем» Павел Нилин написал специально для Антонины Дмитриевой, чей актёрский талант очень высоко ценил (в 1979 году Иосиф Хейфиц снял одноимённый фильм, где главную роль исполнила Евгения Глушенко).

В 1987 году Антонина Ивановна Дмитриева была удостоена звания Народной артистки РСФСР.

Спустя годы ведущая программы «4 минуты с театром» на радиостанции «Эхо Москвы» Ксения Ларина сказала: «Актёры Эфроса – это особенные люди. Можно сказать, что Анатолий Васильевич оставил после себя не только книги, но и этих неприкаянных актёров с тревогой в глазах. <…>»

Антонина Дмитриева (Пелагея Филатовна) и Юлия Борисова (Томочка) в телеверсии спектакля Театра имени Евгения Вахтангова «Ситуация» по одноимённой пьесе Виктора Розова. 1977 год
Антонина Дмитриева (Пелагея Филатовна) и Юлия Борисова (Томочка) в телеверсии спектакля Театра имени Евгения Вахтангова «Ситуация» по одноимённой пьесе Виктора Розова. 1977 год
-14

«Эфрос обжёг их души, заразил своей интуицией, своим чутьём, заставил по-другому думать, иначе смотреть на мир. Они уже не могли быть такими, как прежде, до встречи с ним. Все актеры Эфроса – люди благородные, высокопрофессиональные и высокодуховные. И Антонина Дмитриева – ярчайший представитель этой плеяды…»

Антонина Ивановна действительно была человеком глубоко порядочным, верным и преданным: профессии, людям, идеалам юности. В браке с выпускником ГИТИСа, известным артистом театра и эстрады, конферансье Евгением Кравинским в 1961 году родился сын Константин, который пошёл по стопам родителей: окончил Щукинское училище и много лет работал в Театре на Малой Бронной.

«В час его рождения по Всесоюзному радио Николай Владимирович Литвинов играл в радиоспектакле, коих в ту пору было много. Эта передача и определила судьбу мальчугана. Театр и радио настолько глубоко въелись в душу парнишки, что стали делом его жизни», – написал Константин Кравинский в автобиографии при поступлении на радиостанцию «Эхо Москвы».

-15
Константин Кравинский в фильме «Уходят осенью мужчины», 1982
Константин Кравинский в фильме «Уходят осенью мужчины», 1982

В радиопостановке «Дом 7, подъезд 4», которая шла на радиостанции «Эхо Москвы» в течение десяти лет, Кравинский-младший принял участие вместе с мамой.

В 1999 году Антонина Ивановна овдовела. Горе подкосило её, хотя, казалось, оптимизм и жизнелюбие талантливой ученицы Эфроса безграничны.

Театр на Малой Бронной готовился к празднованию семидесятилетия Дмитриевой, и коллеги во главе с Львом Дуровым подыскивали новую пьесу для «Тони», как её ласково называли. Но Антонина Ивановна пережила мужа всего на три месяца: она скоропостижно скончалась 16 августа 1999 года.

Константина Кравинского, потерявшего обоих родителей, а вместе с ними и жизненную опору, не стало в 2004 – оторвался тромб. «Это был человек, пронесший свое ребячество через всю жизнь, и никогда ни перед кем не закрывавший дверь своей квартиры», – сказал о коллеге и друге Лев Гулько.

Менее чем за месяц до смерти Кравинскому исполнилось 43 года.

Антонина Дмитриева в роли Анфисы Криворуковой в многосерийном телефильме «Сибирь», 1975
Антонина Дмитриева в роли Анфисы Криворуковой в многосерийном телефильме «Сибирь», 1975
Константин Кравинский
Константин Кравинский
Антонина Ивановна Дмитриева похоронена на Введенском кладбище в Москве (участок №2) рядом с мужем и сыном
Антонина Ивановна Дмитриева похоронена на Введенском кладбище в Москве (участок №2) рядом с мужем и сыном

Больше интересного:

Ранее:

Далее:

✅©ГалопомПоЕвропам

До новых историй!

«Дом для богатых» – художественный фильм режиссёра Владимира Фокина по сценарию Анатолия Гребнева – вышел уже после смерти Антонины Дмитриевой, в 2000 году. В нём она сыграла вместе с Татьяной Окуневской
«Дом для богатых» – художественный фильм режиссёра Владимира Фокина по сценарию Анатолия Гребнева – вышел уже после смерти Антонины Дмитриевой, в 2000 году. В нём она сыграла вместе с Татьяной Окуневской
Антонина Дмитриева – баба Поля в фильме-спектакле «Институт бабушек», 1984
Антонина Дмитриева – баба Поля в фильме-спектакле «Институт бабушек», 1984
В телеспектакле «Птичье молоко» по одноимённой пьесе Аркадия Ваксберга
В телеспектакле «Птичье молоко» по одноимённой пьесе Аркадия Ваксберга
Татьяна Гурьевна Карпонас в телеспектакле «Незнакомец», 1980
Татьяна Гурьевна Карпонас в телеспектакле «Незнакомец», 1980
-24
-25