Компактный Renault Megane Scenic в 1997 году открыл для Европы новый класс автомобилей, который позже получил наименование «компактвэн». На автосалоне в Женеве 9 марта 1999 года впервые был показан первый компактвэн компании Mazda – им стал 5-местный Mazda Premacy. Его производство в Японии стартовало в апреле.
Построенный на платформе Mazda 323 новый Premacy выглядел эффектно: характерная 5-угольной форма решетки радиатора, строгий взгляд фар, динамичные линии кузова, стильная V-образная нижняя кромка заднего стекла и крупные задние фонари.
Динамичный дизайн скрадывает размеры машины. Построенный на платформе CP компактвэн Premacy был на 20 мм короче седана Mazda 323 (длина Premacy 4295 мм, ширина 1705 мм, высота 1570 мм), а размер колесной базы (2670 мм) был как у среднеразмерного Mazda 626 шестого поколения.
Благодаря этому компактный автомобиль имел объемный салон, в котором с комфортом могли разместиться 5 человек, а позже появилась и 7-местная версия Active 7 – прямой конкурент для Opel Zafira. В среднем ряду вместо цельного дивана – три раздельных сиденья, а вот 2-местным диван третьего ряда был цельным и довольно тесным.
Эксперты отмечали великолепную эргономику рабочего места водителя и большие возможности по трансформации салона. Для перевозки длинномеров можно было сложить и спинку переднего пассажирского сиденья, а среднее сиденье второго ряда можно снять вовсе, и два других сиденья установить ближе к центру машины.
В Европе компактвэн Mazda Premacy был только переднеприводным. Подвеска всех колес независимая: спереди – на стойках McPherson, сзади – фирменная по схеме Mazda TTL. Передние тормоза дисковые, задние – барабанные.
Летом 1999 года Premacy дебютировал в Европе с двумя бензиновыми 1,8-литровыми моторами объемом 1,8 л мощностью 101 или 114 л.с. Базовая трансмиссия – 5-ступенчатая «механика», но с 114-сильным мотором был доступен и 4-диапазонный «автомат». Колеса – 15-дюймовые. С «механикой» такой автомобиль набирал 180 км/ч, а с «автоматом» - 170 км/ч.
Осенью 1999 года добавился 2,0-литровый турбодизель (90 л.с., 220 Нм). Он был доступен только с «механикой», а его паспортный средний расход топлива составлял 5,7 л / 100 км. В июле 2000 года мощность дизельного мотора увеличили до 101 л.с.
В ноябре 2001 года компактвэн Mazda Premacy был модернизирован. Внешне рестайлинговые машины отличаются более агрессивным передним бампером, круглыми противотуманками вместо прежних прямоугольных. Задние фонари сохранили свою форму, но изменился их дизайн. Был модернизирован и интерьер Mazda Premacy.
Базовый 1,8-литровый бензиновый мотор (101 л.с.) и турбодизель остались в гамме силовых агрегатов, а 114-сильный мотор исключили из нее. Вместо него в Европе предложили 2,0-литровый бензиновый мотор мощностью 131 л.с., который тоже был доступен с «механикой» или «автоматом». С этим мотором с «механикой» компактвэн Mazda Premacy разгонялся до 100 км/ч за 10,7 секунд, а «максималка» достигала 188 км/ч. Показатели с «автоматом» - 12,1 секунд и 179 км/ч.
В Японии производство Mazda Premacy завершилось в мае 2005 года. Ему на смену пришел компактвэн Mazda5 первого поколения. Было изготовлено 285 258 экземпляров Premacy.
Азиатская история Mazda Premacy гораздо шире. Во-первых, еще до начала производства Premacy в Японии, этот автомобиль вышел на рынок Тайваня под именем Ford Axion (позже – Axion MAV). Его производство было освоено на заводе Ford Lio Ho. Тайваньский компактвэн Ford Axion имел совершенно иное оформление передней части, задние фонари меньшей высоты. Он оснащался только 1,8-литровым мотором мощностью 135 л.с. и 4-ступенчатым «автоматом».
В самой Японии автомобиль продавался под именем Mazda Premacy и Ford Axion. Но японский Axion получил внешность в стиле фордовского стиля New Edge и треугольные противотуманные фонари спереди. Технически Axion повторял Mazda Premacy.
Японская Mazda Premacy была на 10 мм уже европейского аналога (1695 мм) и выпускалась изначально только с 1,8-литровым бензиновым мотором мощностью 135 л.с. Коробка передач – только 4-диапазонный «автомат». Кроме базового переднего привода был доступен и полный привод. Некоторые версии 4WD имели 14-дюймовые колеса.
В 2001 году на рынок Японии вышел компактвэн Mazda Premacy с бензиновым 2,0-литровым мотором (165 л.с.), а на базе 5-местного Premacy 1,8G тиражом 2000 экземпляров была сделана версия Premacy Field Break. Эта модель получила обвес в стиле Off-Road, другой передний бампер (длина увеличилась до 4340 мм), крупные круглые противотуманные фонари.
В 2001 году производство Mazda Premacy стартовало в Хайнане (Китай). А в 2004 году автомобиль начал выпускать в Китае по лицензии компанией Haima под именем Freema.