Этой картине уже скоро исполнится 40 лет, актера, сыгравшего главную роль - Уильяма Хёрта нет в живых, а она все так же интересна и трогает за живое. Как и многие другие отличные фильмы из 80-х и 90-х "Дети тишины" подзабылись в потоке супергероики и современных драм. И, как часто бывает, фильм встретился неожиданно на просторах сети и тут же захотелось пересмотреть. Ну а пока искала где это сделать лучше, прочитала о том, как непросто складывались отношения актеров, которые сыграли главные роли, в реальной жизни. Обсудим?
Сюжет картины
Главный герой - молодой, талантливый и амбициозный Джеймс Лидс (Уильям Херт). Он учитель, но обычным его назвать нельзя - владеет языком жестов, обладает знаниями в педагогике и психологии, может найти подход почти к любому сложному подростку. Джеймс приезжает в закрытую школу, где обучение проходят глухонемые дети. Задача нового учителя - научить их общению и чтению по губам, помочь социализироваться. Знал ли он, что встретит здесь ту, что его заинтересует - Сару (Марли Мэтлин). Еще недавно девушка и сама сидела за партой школы и была одной из лучших учениц. Сегодня она работает уборщицей.
У этих двоих все очень непросто в жизни. Но Джеймсу интересна Сара. Пока только как подопечная - она прекрасно может выразить мысль с помощью жестов и делает это так ярко и образно, что он просто не понимает - зачем она торчит в этих стенах, работает уборщицей и просто ограничивает себя, когда жизнь мчится мимо. Смотришь фильм и думаешь - ну, дальше понятно. У Лидса получится "научить" Сару говорить, молоденькая девчонка влюбится в наставника, а дальше или "жили долго и счастливо", или он потерял интерес и бросил.
Но Сара почему-то крепко держится за свое право говорить на языке жестов и только на нем. Они словно из разных миров, но он силится понять - почему же она не хочет выйти в другой мир. И даже рассказ о ее детстве не дает ему нужных ответов. А она не понимает, а что вообще даст ей эта возможность - произносить звуки. Только лишь общение с большим количеством людей? Так ей и так их хватает... А он все же хочет "причинить добро", чтобы открыть ей новый мир, новое Я. нужно ли это ей?
Джеймс: "Нельзя развести костёр, а потом сказать спокойной ночи"
Сара: "Пока ты не позволишь мне иметь своё я, какое есть у тебя, ты никогда не войдёшь в мою тишину и не узнаешь меня!"
Они оба не из тех, что остановятся и уступят. Не буду спойлерить чем заканчивается история. Эти моменты нужно обязательно смотреть самому.
Отношения, которые стали реальными
Часто бывает, что на площадке между героями возникают отношения. Так и в этом случае - Уильям Херст и Марли Мэтлин стали парой. Только вот в отношениях Херст был не просто ведущим, он, по словам Мэтлин, был тираном. Фильм стал хитом, оба актера были номинированы на Оскар. Херст был одной из главных звезд 80-х. Ему как раз очень удавались такие вот глубокие образы. Марли была начинающей актрисой, ей было на тот момент всего 19 лет. И важная деталь - актриса глухонемая. Это был ее первый полнометражный проект и сразу номинация на Оскар. У девушки было много сомнений - ей казалось, что номинировали ее из жалости. Да и куда ей бороться с такими звездами, как Джейн Фонда, Сисси Спэйсек, Кэтлин Тернер и Сигурни Уивер. И все же Оскар она получила и до сей поры остается первой и единственной глухонемой актрисой с этой наградой.
А вот Уильям Херт Оскар не получил. И сегодня Марли Мэтлин вспоминает, что тогда буквально боялась идти на сцену за наградой.
"Я боялась, когда поднималась по лестнице, чтобы получить «Оскар. Я боялась, потому что нутром чувствовал, что он не рад (Херт). Потому что я видела выражение его лица и думала, что все плохо", - Марли Мэтлин для документального фильма.
Херт молчал пока они не приехали в дом, где жили вместе. Он молчал, и лишь ночью спросил у нее - действительно ли она верит в то, что заслужила Оскар? Вот она самая - молоденькая и глупая девчонка, сыгравшая свою первую роль. Она победила и забрала статуэтку у более маститых и опытных. Разве это справедливо? Что тут можно ответить. Ей хотелось просто кивнуть, но было страшно.
Почему? Все просто - в ответ можно было и получить по лицу. Те, кто следил за их отношениями в те годы, все знали и видели.
«Я видела, что они ссорились, дрались. Помню, однажды я заметила синяк. Никто не считал себя вправе вмешиваться в их личные отношения, комментировать их или задавать вопросы», - режиссер картины "Дети тишины".
Да, характер у Мэтлин не самый простой - она и сама это признает. В ней есть многое от ее экранной героини Сары. И часто драку первой начинала она. Только вот причины такого поведения, как по мне, весомы. Частенько Херт просто специально поворачивался спиной к Марли, чтобы она не видела, что именно он говорит. Например, когда рассказывал шутку. Как-то мерзко, согласитесь? Почему просто не разойтись и все?
Потом были алкоголь и запрещенные вещества, но с этой напастью они боролись уже порознь и победили. Она вышла замуж в 1993 и родила четверых детей. С мужем они до сих пор вместе. Ульям Херт был женат один раз, а вот партнерш у него было много. У актера тоже четверо детей от разных женщин. В его карьере было еще много проектов. Актера не стало в 2022 году.
Сеть не верит
Почему вдруг снова появился интерес к фильму, а Марли Мэтлин заговорила об отношениях, которые случились почти 40 лет назад? Все просто - она представила на кинофестивале Сандэнс новый документальный фильм «Марли Мэтлин: больше не одна». И история съемок в фильме, отношений с Уильямом Хертом - основная и знаковая в документалке.
В сети комментарии неоднозначные. Кто-то сочувствует той молоденькой девчонке. А кто-то просто не верит. Ответить Херт уже не может, а значит стоит просто оставить эту историю там и тогда, где и когда она случилась. Может быть они правы. Что и как было в реальности помнят только эти двое. Одного уже нет. А слушать только одну сторону - не самая лучшая идея, тем более, когда она рекламирует фильм.
Как бы то ни было, но они вместе с режиссером и другими актерами воплотили на экране очень красивую, трогательную и пронзительную историю - "Дети тишины" ( в английском варианте название другое "Дети меньшего бога"). Это не просто мелодрама с изюминкой, где один из партнеров имеет ограниченные возможности. Это более глубокая история - если мы все разные, стоит ли уважать наше желание оставаться таковыми или все же нужно ломать и переделывать. Ведь другой "всегда знает, как лучше". Не приведет ли это к потере чего-то важного тем, кого можно любить и таким?
Смотрели фильм? Что думаете - делитесь! Спасибо, что нашли время прочитать статью. Буду благодарна за общение, лайки и подписку.