Найти в Дзене
АРТ•ВИНЧЕСТЕР

«ЖИВОПИСЕЦ» – НЕОСУЩЕСТВЛЁННАЯ МЕЧТА

Однажды Моисею Семёновичу задали вопрос: «Хотели бы вы поменять свою профессию скульптора на какую-нибудь другую?» На мгновение задумавшись, он ответил: «Да, и если так, то скорее всего – на живописца. У меня есть зрение колориста. А это очень важно для художника. Вот например, общеизвестно, что Суриков – колорист, а Репин – нет. Цвет в живописи имеет первостепенное значение, этим объясняется то, что мимо одних картин мы проходим, как бы не замечая их, а у других можем задержаться, восторгаясь потоками цвета, идущего от полотна, а краски воспринимаются, как живые. Я помню наши ребята с живописного факультета бегали смотреть на картину Репина в Третьяковку с длинным названием «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения». Там экспонировалась сама картина и отдельные портреты-эскизы. Сначала Илья Ефимович делал предварительные наброски деятелей Госсовета и вот там у него был цвет, каждый из портретов был замечательный,

Однажды Моисею Семёновичу задали вопрос: «Хотели бы вы поменять свою профессию скульптора на какую-нибудь другую?» На мгновение задумавшись, он ответил: «Да, и если так, то скорее всего – на живописца. У меня есть зрение колориста. А это очень важно для художника.

Вот например, общеизвестно, что Суриков – колорист, а Репин – нет. Цвет в живописи имеет первостепенное значение, этим объясняется то, что мимо одних картин мы проходим, как бы не замечая их, а у других можем задержаться, восторгаясь потоками цвета, идущего от полотна, а краски воспринимаются, как живые.

Художник Вадим Геннадьевич Овсянников
Художник Вадим Геннадьевич Овсянников

Я помню наши ребята с живописного факультета бегали смотреть на картину Репина в Третьяковку с длинным названием «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения».

И. Е. РепинТоржественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года
И. Е. РепинТоржественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года

Там экспонировалась сама картина и отдельные портреты-эскизы. Сначала Илья Ефимович делал предварительные наброски деятелей Госсовета и вот там у него был цвет, каждый из портретов был замечательный, но вот цвет общей картины – «хромал», хотя в изначальных набросках – цвет был. Этому есть объяснение: Илья Ефимович писал портреты на пленере, где было светло и много воздуха, но общую картину он дорабатывал позже, в более затемнённых условиях помещения, поэтому картина смотрится несколько холодно».

Однажды судьба все-таки предоставила шанс Моисею Семёновичу приблизиться к осуществлению своей мечты. Он решил вылепить себя художником, работающим у мольберта. Сказано – сделано! Как-то раз в гостях у своих друзей-художников Рубановых, живущих по соседству, Моисей подошёл к мольберту, на котором стоял еще не законченный этюд-натюрморт, некоторое время он долго и внимательно рассматривал его, потом слегка дотронувшись пальцами до холста, нежно провёл рукой по подрамнику и неожиданно, смущённо обратившись к хозяйке, попросил её, чтобы она сфотографировала его как бы за работой над натюрмортом, объяснив, что эта картина всколыхнула в нем самые светлые, самые чистые воспоминания о занятиях живописью в Строгановке у преподавателя Кузнецова и его давнее желание стать живописцем.

-3

По задумке Моисея фотография послужила для него моделью, с которой он решил сделать свой скульптурный автопортрет «Живописец». Моисей взял палитру, правильно, со знанием дела зажал её в левой руке, а в большую скульпторскую ладонь правой – вложил кисть: дотронулся ею до холста, наклонил голову немного вбок, слегка прищурился, как это делают маститые живописцы и замер. Раздался щелчок затвора фотоаппарата. Время остановилось! Эта фотография навсегда вошла в историю жизни скульптора Хасминского, на мгновение дав ему надежду на осуществление его давней мечты. Но его задумке так и не суждено было осуществиться: несмотря на то, что композиция по фото была уже отлита в воске для будущего литья в металле, дальнейшая работа по осуществлению идеи, так и осталось незавершённой, а фотография, рассказавшая нам эту историю – сохранилась. Вот таким романтиком был этот удивительный, до конца преданный своему призванию человек.

Рубанова Елена «Скульптор М.С. Хасминский» 2010
Рубанова Елена «Скульптор М.С. Хасминский» 2010

Статья из книги Ирины Михайловны Соловьевой

"МОИСЕЙ ХАСМИНСКИЙ СКУЛЬПТУРА И ГРАФИКА"

Выпускающий редактор

Михаил Евдокимов

🎯 Материалы данной статьи защищены авторским правом и принадлежат каналу АРТ•ВИНЧЕСТЕР. Любое их копирование разрешено только с указанием гипер ссылки.

🎯 Вы прочитали статью - спасибо. Вы поставили "палец вверх"- спасибо. Вы написали комментарий автору - спасибо. Вам понравилось, Вы подписались & вернулись вновь на канал, чтобы вместе познавать мир искусств - Большое спасибо!

#философия #арт #психология #мода #художник #талант #образ #дизайн #люди #стиль #мысли #музей #интеллект #графика #фотография#искусство #галерея #коллекция #студия #живопись #мастер #картина #репродукция #принт #писатель #эссе #творец #птицы #красота#рай #муза #краски #цвет #сказка #мода #природа #жизнь #декор #креатив #идея #культура #интерьер #графика #скульптура #керамика #бронза #глина #гипс #ваятели #эпоха #памятник #лепка